Итак, не размеряй пути.
Почти бесплотность предпочти
Всему, что слишком плоть и тело.
От Василия Кандинского
Василий Кандинский День Всех Святых І 1911
Художественное объединение «Синий всадник» — одно из самых звездных и стремительных,
дерзких и недолговечных в XX веке. Оно существовало всего 3 года(1911 — 1914).
Сначала восторженным шепотом, а позже во весь голос, здесь заговорили о синтезе всех
искусств и о беспредметных картинах, о ценности живописи сумасшедших и детей, о
самодостаточности цвета и формы и о духовном содержании живописи.
Здесь объединились уникальные универсальные художники, одинаково блестяще работающие
кистью и пером. Здесь лучшие представители «нового искусства» писали революционный
альманах «Синий всадник», не требуя гонораров и поощрений.
Василий Кандинский. Синий всадник (обложка альманаха).
Художники, создавшие «Синего всадника», в искусствоведческих учебниках все сплошь
числятся немцами, хотя простой перечень имен и фамилий в этом факте совсем не убеждает.
Все они, русские, швейцарцы и немцы, съезжались в Мюнхен,художественную Мекку
начала XX века, чтобы сначала изучить основы живописи, а потом их навсегда изменить.
Для каждого участника «Синего всадника» эти три года, один альманах и две выставки
оказались по-разному знаковыми и важными. На портретах времен «Синего всадника» все
они выглядели бы совсем по-разному.
Клода Моне «Стога сена» Серия из 15 картин с изображениями стогов
пользовалась большим успехом
Блестящий юрист Кандинский увидел на выставке импрессионистов в России «Стог сена»
Моне, отказался от профессорской должности и приехал в Мюнхен учиться живописи.
Ему было больше 30 лет, он еще ничего не умел и совсем не был похож на художника.
До и после «Синего всадника» Кандинский умудрился затеять и поучаствовать в нескольких
грандиозных проектах в разных странах («Фаланга», Новое мюнхенское объединение
художников, Свомас и Вхутемас, Баухауз). Он прожил 74 года — уникальная везучесть
для художников его поколения. И «Синий всадник» был хоть и важной в его творческих
поисках затеей, но далеко не единственной.
Вспоминая эти три года перед Первой мировой,Кандинский говорил:
«Синий всадник — это мы двое, Франц Марк и я».
Начиналось все с альманаха — увлеченные поисками связей между музыкой, театром и
живописью,Кандинский и Марк задумали обозначить эти связи в новом авангардном.
Мечтали,что он будет выходить в Мюнхене, Париже и Москве.
С названием тоже все оказалось просто:
«Мы оба любили синий цвет. Я —всадников, а Марк — лошадей».
Василий Кандинский Все Святые І 1911
Идеей великого синтеза и «чистого» эмоционального искусства бредил именно Кандинский
— это он написал книгу «О духовном в искусстве», это он мечтал вытащить русский лубок
и баварскую подстекольную живопись в один ряд с академическим искусством, это его
картина «Импровизации» потрясла Франца Марка на выставке«Нового мюнхенского объединения
художников». Наконец, это Кандинский первым в истории мировой живописи создал
абстрактную картину. Он мог самозабвенно растить картошку и цветы в тихом городке Мурнау
и с тем же азартом устраивать авангардные выставки в городе
«философического искусства» Мюнхене.
Василий Кандинский. Первая абстрактная акварель
Василий Кандинский. Пейзаж с красными пятнами
Василий Кандинский Москва. Красная площадь 1916
Василий Кандинский Композиция VII 1913
Василий Кандинский Композиция 5 1911,
Василий Кандинский Дама в Москве 1912
Василий Кандинский Святой Георгий и дракон 1915
Василий Кандинский Лирическое 1911
Источник: artchive.ru
Journal information