?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Кафешантан

Каштан. Шансон. Кафешантан.
Хемингуэй. Почти не пьян:
Коньяк - не пойло из Кентукки.
Париж. Нет повода для скуки.
И нет причины для тоски.
Все влюблены и все близки...
И нет предчувствия конца
От виски, стали и свинца...(с)




КАФЕШАНТАН - кафе с эстрадой, с исполнением различных увеселительных
номеров, музыки, танцев.





МИША МАРМАР "КАФЕ ШАНТАН"


В 1830 году возле двух кафе, расположенных неподалеку от площади Согласия,
появились простенькие сцены: деревянные планки положили на сдвинутые столы




Кафешантан. Франция, XIX век © Musée de la Ville de Paris, Musée Carnavalet,
Paris, France / Bridgeman Images


На сцены по очереди поднимались певицы, чтобы спеть куплеты под аккомпанемент
небольших ансамблей. Публика, как и прежде, сидела за столиками в тени деревьев,
общалась и пила eau-de-vie . Так появились первые кафешантаны, «поющие кафе»,
которые вскоре распространились по всему Парижу и расцвели в Прекрасную эпоху,
накануне Первой мировой войны.




Студеникин Юрий Париж. Кафешантан.


Ободренные быстрым успехом, владельцы кафе уже в начале 1840-х годов стали строить
новые павильоны из камня: с киосками и просторными площадками для оркестра,
рассчитанные на выступления круглый год. Поначалу публика шла туда, чтобы поболтать
и повеселиться, так что на звуки, доносящиеся со сцены, никто особенного внимания
не обращал. Программы первых концертов были непритязательными и довольно
произвольными: каждая певица пела, что ей нравилось.
Поэтому мы можем предположить, что в ход обычно  шли те популярные песни, которые
знал весь город (хотя у нас нет достоверных сведений  о репертуаре кафешантанов).




«Le Carillonneur»Исполнение: Жермен Монтеро. Оркестр Мишеля Филипп-Жерара.
Запись 1955 года.


«Le Carillonneur» — песня на стихи поэта-песенника Пьера Жана де Беранже, которую
очень любили в Париже того времени.
Le Carillonneur — карийонист, музыкант, играющий на карийоне (колоколах с клавиатурой).
«Нынче крестины, и он старается звонить погромче, ведь случай скандальный:
от кого молодая матушка родила ребенка? Не от старого же супруга».


Кафе под открытым небом с дополнительными развлечениями для публики существовали и
до XIX века, но назывались иначе и по разным причинам закрывались, не оставив
глубокого следа в культуре. Шарль Симон Фавар еще в 1759 году описывал небольшие
представления с акробатами и жонглерами в кафе на бульваре дю Тампль. Затем, уже
в 1790-е годы, процветали так называемые musicos — кафе, приглашавшие бродячих
актеров и музыкантов. Помимо застольных песен там вскоре стали исполнять и
что-нибудь на злобу дня, и это настолько встревожило власти, что такого рода
развлечения запретили.




Картина Бориса Григорьева “Кафе-шантан” , 1913 год


Застолье с песнями и стихами было отлично известно и завсегдатаям таких обществ,
как «погребки» (caveaux) и гогетты (goguette — «пирушка»). «Погребки» — объединения
поэтов и музыкантов, которые собирались, чтобы вместе пообедать, обменяться новыми
песнями и эпиграммами, а затем сообща оплатить трапезу, — существовали с 1730-х

годов; говорили, что на таких встречах бывал, например, композитор Жан Филипп Рамо.




Эдгар Дега "Певица с перчаткой" 1878


В 1806 году был открыт «Новый погребок» (Caveau Moderne), посетители которого
издавали ежемесячный журнал, а один раз в год публиковали мелодии, на которые
писали куплеты. К 1848 году в их сборнике было уже 2350 мотивов. Секретарем общества
в 1814–1816 годах был знаменитый поэт Пьер Жан Беранже, который, по словам Стендаля,
в своих песнях не оставил без внимания ни одной темы, обсуждавшейся в то время
парижанами.




Эдгар Дега "Ария собаки" 1877


Как и многие другие поэты-песенники, Беранже сочинял куплеты на уже известные мотивы.
В публикации он просто указывал: поется на мелодию такой-то песни. Сопровождение же
каждый мог импровизировать, как ему нравится, на любых доступных инструментах.
Такая практика приводила к тому, что новые песни, приходившиеся по вкусу публике,
очень быстро приживались. Песня «Пять этажей», которую легко представить себе в
репертуаре кафешантанов, написана именно таким образом.




Пьер Жан Беранже. «Пять этажей»
Исполнение: Жермен Монтеро. Запись 1955 года.


Постепенно взрослея, а потом старея, героиня поднималась из подвала на пятый этаж.
На каждом этаже у нее случалось какое-нибудь приключение, и теперь она, одинокая,
старая и безобразная, подметает все пять этажей дома и находит на них приметы прошлой
жизни. Песня известна в русском переводе Я. И. Родионова. В советское время песни
были довольно популярны — было снято сразу два музыкальных телефильма «Песни Беранже»,
в шестидесятые годы (с Владимиром Матусовым) и семидесятые (с Эдуардом Хилем).




Мане, Эдуард Кафешантан


В отличие от «погребков», где пировали на широкую ногу, гогетты были более скромными
в смысле обедов, но очень принципиальными в политическом плане. Здесь собирались люди
среднего достатка и пели куплеты на злобу дня. Один случайный посетитель гогетты
«Дети славы» писал, что, случись комиссару зайти на огонек, он имел бы полное право
очистить помещение, отослав всех посетителей к префекту полиции. Между тем, если
верить поэту и композитору Теофилю Мерсану, в Париже к 1848 году было около 840 гогетт.




Эдгар Дега. «Кафешантан «Амбассадор». 1876-1877 г.


Как в «погребках», так и в гогеттах был хорошо известен поэт Эмиль Дебро, бонапартист,
противник Бурбонов. В 1819 году он сочинил куплеты о Фанфане- тюльпане — бравом
солдате, который смело сражался и почитал отца своего. Песня быстро облетела Париж и,
по-видимому, дала импульс всем более поздним сочинениям об этом персонаже.




Эмиль Дебро. «Фанфан-тюльпан»Исполнение: Лукас Родригес (тенор) и ансамбль флотских
экипажей из Тулона (La musique des équipages de la flotte de Toulon). Запись 2006 года.


Кафешантаны были прямыми наследниками и гогетт, и «погребков», и старых увеселительных
кафе. Акробаты и жонглеры здесь уже не выступали: главную роль играли песни. С годами
они почти не менялись, сохраняя куплетную форму и четкий ритм, простые сюжеты и, как
правило, озорной характер.




Анри де Тулуз-Лотрек «В Мулен-Руж», 1892


Со временем отношение к кафешантанам менялось: известный журналист Луи Велло однажды
удивился, увидев там курящих женщин; энциклопедии сообщали об их непристойности;
многие писали о пошлости и скуке подобных заведений. Но богема по-прежнему любила
вольный дух этих кафе и аплодиро¬вала легендарным певцам, которые стали появляться
здесь в конце века.



Якулов Георгий «Кафешантан» 1912


В 1880–90-е годы многие стали приходить в кафешантаны не столько за напитками,
сколько затем, чтобы послушать Иветт Гильбер, Аристида Брюана, Эжени Бюффе и
других звездных солистов, привлекших внимание Европы и США к французскому шансону.




«Мадам Артюр». Стихи Поля де Кока (1850 год), музыка Иветт Гильбер (1892 год)
Исполнение: Иветт Гильбер. Запись 1934 года. 


Одна из самых популярных песен Иветт Гильбер, баллада о привлекательной особе, о
которой «говорят, говорят, говорят», потому что в ней есть «что-то такое — ну, я
не знаю что!». Это «не знаю что» делает ее не сравнимой с теми девушками, у которых
такого «не знаю чего» совсем нет.


Источник: arzamas.academy



Posts from This Journal by “всячина” Tag

  • Обида старости ...

    Народные приметы на 3 мая: День Фёдора Власяничника. В третий по счету майских день наш народ «окликал» умерших родителей,…

  • Принц

    Принц Майя, кукла Джорджа Стюарта

  • Страна Догонов - Мали

    Во второй половине XX века французские этнографы открыли миру своеобразие культуры народа догон, спрятавшихся от исламизации в складках уступа…

  • Уличные фонари

    Последние газовые уличные фонари На протяжении большей части человеческой истории люди жили в темноте. Солнце светит только половину…

  • Кактус, ползущий по пустыне

    Узкий полуостров Baja California Sur в центральной части Тихого океана у западного побережья Мексики, является домом для уникального вида…

  • ДО и ПОСЛЕ

    Если взять две самые "одиозные" (консервативные, выпадающие из либеральных взглядов и направлений) фигуры в искусстве начала века - это будут…

  • Викторианская эпоха

    Врачи той эпохи лечили истерию у женщин с помощью мастурбации В те времена женская «истерия» (т.е. беспокойство,…

  • Ветераны Наполеона

    1858 год Императорские воины Представленные портреты являются единственными известными сохранившимися фотографиями ветеранов Великой…

  • Оранжевое настроение

    Питер де Ринг Натюрморт с апельсинами, виноградом, вином, элем, крабами и устрицами на оловянной тарелке на столе, покрытом синей тканью…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Почтенная история у этих предприятий общепита :)

Скорее поэтизированное, само звучание слова "кафешантан" для уха русского притягательно

Таково свойство французского для русского уха. Апаш и гопник одно и тоже, но как звучит :)

  • 1