?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Фаина Раневская



Фаина Раневская – не только актриса


От Глеба Скороходова .


Я уже говорил, что Раневская – соавтор почти каждой своей роли.
А порой – единственный автор. Иногда, правда, ее соавторство минимально.






С точки зрения вмешательства в авторский текст. Минимум, вероятно, в «Золушке»
Е. Л. Шварца. Ф. Г. очень любила этого «современного сказочника», а роль Мачехи
относила к числу тех, что принесли настоящую радость.
В одной из своих реплик возмущенная Мачеха говорит о «сказочном свинстве». Его
Раневская успешно воплотила в своей роли. В ее Мачехе зрители узнавали, несмотря
на пышные «средневековые» одежды, сегодняшнюю соседку-склочницу, сослуживицу,
просто знакомую, установившую в семье режим своей диктатуры. Это бытовой план роли,
достаточно злой и выразительный.

Но в Мачехе есть и социальный подтекст. Сила ее, безнаказанность, самоуверенность
кроются в огромных связях, в столь обширной сети «нужных людей», что ей «сам король
позавидует». Причем у Шварца король не завидует Мачехе, но боится ее (это король-то!)
именно из-за этих связей.
У нее такие связи – лучше ее не трогать, – говорит он.
Мачеха-Раневская прекрасно ориентируется в сказочном государстве, она отлично
знает, какие пружины и в какой момент нужно нажать, чтобы достичь цели.




Проба на роль мачехи к кинофильму «Золушка». 1947 г.


Пусть сказочно нелепа задача, которую она себе поставила, – ее и ее уродливых дочек
должны внести в Книгу первых красавиц королевства, – но средства, которыми она
пытается добиться своего, вполне реальны. Мачеха знает: нужны прежде всего факты
(«Факты решают все!» – лозунг!), нужны подтверждения собственного очарования и
неотразимости, а также аналогичных качеств ее дочерей. И начинается увлекательная
охота за знаками внимания короля и принца: сколько раз король взглянул на них,
сколько раз сказал им хотя бы одно слово, сколько раз улыбнулся «в их сторону».
Учету «знаков внимания высочайших особ» Мачеха и ее дочки посвящают
весь сказочный королевский бал.

Это одна из замечательных сцен фильма. В ней все смешно: и то, чем занимается милое
семейство, и то, как оно это делает. Раневская здесь, повторим, минимальный соавтор
Шварца-сценариста, но полная хозяйка роли. По сценарию дочки сообщают матери о знаках
внимания, и та, зная силу документа, немедленно фиксирует в блокноте каждый факт.
Ф. Г. ничего не добавила в текст. Она только повторила в несколько усеченном виде
реплики дочерей.




Анна - Елена Юнгер, Мачеха - Фаина Раневская, Марьяна - Тамара Сезеневская.


На экране сцена выглядела так:
Анна. Запиши, мамочка, принц взглянул в мою сторону три раза…
Мачеха. Взглянул – три раза.
Анна. Улыбнулся один раз…
Мачеха. Улыбнулся – один.
Анна. Вздохнул один, итого – пять.
Марианна. А мне король сказал: «Очень рад вас видеть» – один раз.
Мачеха. Видеть – один раз.
Марианна. «Ха-ха-ха» – один раз.
Мачеха. «Ха-ха-ха» – один раз.
Марианна. И «Проходите, проходите, здесь дует» – один раз.
Мачеха. Проходите – один раз.
Марианна. Итого три раза.





Кадр из фильма «Золушка»


Свои реплики Раневская произносила меланхолически-деловито, как бы повторяя слова
дочерей для себя. Притом она с легкой небрежностью вела запись в блокноте – точно
так, как это делают современные официанты. Закончив запись, Мачеха, не моргнув
глазом, подытожила ее тоже не менее «современно»:
– Итак, пять и три – девять знаков внимания со стороны высочайших особ!

Реплика неизменно вызывала смех. Находка Раневской вскрывает немудреный подтекст роли.
В пору, когда любая критика чуть «выше управдома» находилась под запретом, подобные
намеки находили у зрителя радостное понимание.




Евгений Шварц (1896-1958) - прозаик, драматург, сценарист.


Я поинтересовался, как Евгений Львович относился к таким «вольностям» актрисы?
– О, он был очень доволен, – сказала Ф. Г., – хотя, как никто другой,
бережно, даже болезненно бережно относился к каждой фразе, каждому слову в сценарии.
Очевидно потому, что работал над своими вещами необычайно тщательно. Меня Шварц
любил и позволил несколько отсебятин – правда, согласованных с ним.






Мачеха--Фаина Раневская и Золушка-Янина Жеймо


Там была еще такая сцена. Я готовлюсь к балу, примеряю разные перья – это я сама
придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут
же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья и любоваться собой.
Но для действия мне не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла,
хохотнул и поцеловал руку: «С Богом!».
Теперь эпизод стал таким.
Мачеха, всхлипывая, садится к зеркалу, а Золушка подает ей диковинные перья.
– Я работаю, как лошадь. Бегаю (перо), хлопочу (перо), требую (перо), добываю
и добиваюсь (перо), очаровываю (тощее павлинье перо).





Съемочная группа фильма «Золушка»


Кстати, хотя все это и вошло с разрешения Евгения Львовича в фильм, но, издавая
сценарий, Шварц остался верен первоначальному варианту своего текста и вымарал
все мои «добавки», все эти «добываю и добиваюсь» – еще одно свидетельство, как
относился он к написанному


Мачеха – одна из лучших комедийных ролей Раневской. Но вот загадочная метаморфоза:
злая Мачеха – объект ненависти читателей «Золушки» Перро – в фильме вызывает
восхищение и восторг. Даже юные зрители, которые часто острее взрослых воспринимают
зло, встречают ее появление на экране с радостным оживлением. И по окончании фильма
говорят о ней не с возмущением, а с любовью.
И при этом Мачеха ни на секунду не перестает быть «отрицательной». Ее чванство,
хамство, тирания обрисованы и сыграны выпукло, четко, без полутонов. Даже покидая
поле битвы, она не желает признавать поражения. «А еще корону надел!» – успевает
она бросить королю.




Фаина Раневская в фильме «Золушка», 1947 г.


Мачеха Раневской глупа и мелочно коварна. Она, конечно, никогда не признается в этом,
ибо считает себя талантливым стратегом и женщиной, умеющей жить. Как она хочет
пробиться в высший круг – в королевское семейство! Для этого все средства хороши.

«Капрал! Зовите короля! Туфелька как раз по ноге одной из моих дочек,
– стремительно приказывает она, не собираясь примерять хрустальный башмачок.
И тут же добавляет весьма многозначительно:
– Я вам буду очень благодарна. Вы понимаете меня? Очень! (Тихо.) Озолочу!»

А как деловито-озабоченно осведомляется она, когда башмачок пришлось все же примерить
и он оказался мал для ее дочерей:
«Других размеров нету?»
И все это Раневская делает открыто, напоказ. Ее коварство – демонстративное, хитрость
– обнаженная, глупость – откровенная. Раневская играет свою Мачеху так, что
заставляет зрителя насквозь видеть ее.




С Эрастом Гариным в сказке «Золушка»


Демонстративное коварство Мачехи – не страшно, оно – смешно. Раневская сама смеется
над ним и приглашает к смеху зрителя. Она убеждает – можно заставить зрителей
ненавидеть героя и при этом им восхищаться. Восхищение – от мастерства актрисы.
И при этом актриса, безусловно, любит своих героинь, как это ни парадоксально звучит.




Рабочий момент съемок


«Золушка» – минимальный вариант вмешательства Ф. Г. в текст роли, прямого соавторства.
Но кто установит ее многочисленные дописки текста в других фильмах?

Как рождаются эти фразы, трудно сказать, – говорила Ф. Г. – Часто путем долгих
поисков, когда мучаешься над текстом и не можешь понять, чего же не хватает.
Иногда как бы само собой. Но без этого я не смогла бы играть.
Вот в «Мечте», помните, я обнаруживаю пропажу денег, кидаюсь к прислуге,
выхватываю у нее из-за пазухи пачку купюр и кричу:





Ф. Раневская. Кадр из фильма «Мечта»


– Смотрите, панове, у меня в доме воровка. Она обокрала меня, сломала комод и
вытащила деньги. Это же мои деньги – они еще пахнут нафталином!


Последняя фраза про нафталин родилась на съемках – я нюхала деньги и
громогласно объявляла результат.
Без него вся сцена мне показалась малоубедительной:
ведь запах нафталина здесь единственное доказательство, что к прислуге попали
деньги именно из комода. И притом обнюхать собственные деньги, согласитесь, что
для Розы Скороход – это точная, характерная деталь.



Источник: lib.vkarp.com




Posts from This Journal by “Фаина Раневская” Tag

  • Фаина Раневская

    Всё о Фаине Раневской Связь времен От Глеба Скороходова – Анна Андреевна была деликатнейший человек! Он терпела даже мою…

  • Фаина Раневская

    Всё о Фаине Раневской Мадам Собакевич предлагает От Глеба Скороходова По просьбе Ф. Г. я послал ей в Ленинград свою статью…

  • Фаина Раневская

    Всё о Фаине Раневской Дом с бельэтажем От Глеба Скороходова – Я предлагаю сходить на выставку персидской миниатюры, – сказала Ф.…

  • Фаина Раневская

    Всё о Фаине Раневской Театр на краю Москвы От Глеба Скороходова Раневская в роли Зинки в спектакле «Патетическая…

  • Фаина Раневская

    Всё о Фаине Раневской Так какая же у нее судьба? От Глеба Скороходова – Вы должны сейчас же рассказать мне все, что вы говорите…

  • Фаина Раневская

    Всё о Фаине Раневской Как оскопили человека От Глеба Скороходова После «Пышки», несмотря на успех, Раневская решила больше…

  • Фаина Раневская

    Всё о Фаине Раневской Мумия по просьбе От Глеба Скороходова Январь. Собачий холод. В редакции все озабочены: приближаются траурные…

  • Фаина Раневская

    «Роман» Эдварда Шелдона От Глеба Скороходова – Первой моей значительной ролью я обязана Павле Леонтьевне Вульф, – сказала как-то Ф. Г.…

  • Фаина Раневская

    Прогулка по кремлю и др. От Глеба Скороходова Мы договорились пойти днем погулять по Кремлю. – Полвека не было такой возможности.…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Блестящая и великая актриса, даже эпизод шедевр:


Спасибо - с удовольствием посмотрела.
А как он современна к тому же, как будто из нашего политшоу – Итак, пять и три – девять знаков внимания со стороны высочайших особ!

Ну в этой бухгалтерии вообще вся суть нынешней политологии :)

  • 1