?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

АГНЕЦ



АГНЕЦ В ИСКУССТВЕ - 1


Агнец— распространённый сюжетный и символический мотив средневекового и ренессансного
искусства; в древней Палестине жертвенное животное; в Библии, христианской литургии
и иконографии символ непорочной жертвы, целомудрия и смирения.





Якобелло Альбереньо. Полиптих «Апокалипсис».
(Центральная панель, 1360-1390 гг.).


Синонимы —
агнец божий;
спаситель;
ангел (во плоти, кротости);
непорочность во плоти, святой;
агница, агня.

Агнец, агнец белый!
Как ты, агнец, сделан?
Кто пастись тебя привел
В наш зеленый вешний дол,
Дал тебе волнистый пух,
Голосок, что нежит слух?
Кто он, агнец милый?
Кто он, агнец милый?

Слушай, агнец кроткий,
Мой рассказ короткий.
Был, как ты, он слаб и мал.
Он себя ягненком звал.
Ты — ягненок, я — дитя.
Он такой, как ты и я.
Агнец, агнец милый,
Бог тебя помилуй!

Уильям Блейк.



В религиях народов древнего Ближнего Востока, и в частности в ритуалах древних
евреев, агнец (ягненок) выступает как жертвенное животное.




Йозеф Антон Кох. Жертвоприношение Ноя.


Он наиболее часто упоминаемая в ТАНАХЕ жертва Богу. Тора определяла агнца как жертву,
приносимую за грехи. Агнца приносили в жертву в храме два раза в день.
Особо торжественным было заклание агнца в праздник Пейсах.




Пророк Иеремии уподобляет еврейский народ безгласно-покорному агнцу, ведомому на заклание.





А у пророка Исайи агнец символизирует еврейский народ, искупивший своими
страданиями грехи предков и других народов.
В качестве символа искупительной жертвы Агнец был заимствован из иудаизма ранним
христианством и, претерпев ряд трансформаций, стал символизировать Иисуса Христа
принявшего смерть на кресте как невинную, добровольную жертву во искупление
грехов человечества.




Ван Дейк, Антонис Апостол Филипп


Апостол Филипп так комментирует одно из мест о Мессии из Книги пророка Исаии:

«Как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стрегущим его безгласен,
так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился.
Но род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его»
.





Таким образом возникло символическое имя Христа – «Агнец Божий» и изображение
Христа в виде Агнца с крестом в произведениях христианского искусства.
В 691 году в период правления Юстиниана II представление Христа как
Агнца Божьего было запрещено.

Позднее в христианской апокалиптике «Агнец Божий» или просто «Агнец» - название
Иисуса Христа как мессии. Апокалиптический образ Агнца (теперь уже Небесного)
представлен в «Откровении апостола Иоанна Богослова».
Здесь он изображен не только закланным за грехи и искупившим грехи людей
«из всякого колена и языка, и народа, и племени» , но и «сидящим на престоле» ,
ибо «достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость,
и честь, и славу, и благословение» .




Видение Иоанна Богослова.
Миниатюра из «Роскошного часослова герцога Беррийского».


Небесный Агнец облечен властью исполнять Божественные определения о дальнейших судьбах
мира (снимать семь печатей), и о судьбах праведных и нечестивых, а также вести
эсхатологическую битву с силами зла. «Сидящему на престоле и Агнцу» «всякое создание,
находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них» непрестанно
воздает «благословение и честь, и славу… во веки веков»
(Откровение апостола Иоанна Богослова» ).

В «Откровении Иоанна Богослова» снятию седьмой печати предшествует
«поклонение всех святых» Агнцу Божьему.





«И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и
число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин
Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и
славу и благословение … После сего взглянул я, и вот, великое множество людей,
которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло
пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.
И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле,
и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырёх животных, и пали
перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и
слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки
веков! Аминь.
И, начав речь, один из старцев спросил меня:
сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин.
И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и
убелили одежды свои Кровию Агнца»

(«Откровение Иоанна Богослова»).




Миниатюра из «Апокалипсиса», Беатус Факундус, 1047 г.


Это послужило основанием для возникновения христианского праздника «День всех святых»,
который известен с конца IV - начала V веков.
Его празднование приходится:
в православной традиции — на первое воскресенье после Дня Святой Троицы,
а в католицизме - на 1 ноября.

И было то, что в Вифаре –
Креститель под пальмой стоял.
И желтый поток Иордана
Кипел, и шумел, и сиял.
Собралося много народу:
И отрок, и старец седой
Стремились, желая спасенья,
Живою креститься водой.

Из дальних пустынь на верблюде,
Из ближних на статном коне
И раб, и свободные люди
Спешат к Иорданской волне.

Поспешно снимая одежды,
Всяк сердце хотел обнажать,
И голос Крестителя громко
Сердцам возвещал благодать.


Как многое тут пробудилось!
Все тайны раскрылись сердец,
То мытарь бледнел и молился,
То в латах смирялся боец.

И слезы текли по ланитам,
И вздохи кипели в устах,
И все торопились омыться
В святых Иорданских волнах.


Но вдруг вдохновенный Креститель
Вскричал громогласно при всех:
«Глядите! Се Агнец Господень,
От мира взимающий грех!»

И взоры все ищут кого-то,
Как будто видение снов,
Глядят, вопрошают с заботой:
«Где ж дивный взиматель грехов?»


И путник вдали показался
Величествен, тих, сановит.
И шел Он, как Божия дума,
Высокою тайной покрыт!

Так ходят алмазные звезды
По синим своим высотам,
Сияньем земных обливая,
Не данствуя их суетам.


И вспыхнули разные чувства
На лицах людей и в очах:
То вера боролась с неверьем,
То с робкой надеждою – страх,

Пытливость лукаво глядела,
И кротость смиренно ждала,
Что скажет Неведомый Путник,
Какие приявит дела?


От путника веяло жизнью,
Зане Он – и Жизнь и Любовь.
И будет так веять – доколе
Сияет лампада миров.

Федор Глинка.

Продолжение следует...

Источник: enc.vkarp.com



Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.