Всё о Фаине Раневской
Как оскопили человека
От Глеба Скороходова
После «Пышки», несмотря на успех, Раневская решила больше в кино не появляться
– «слишком все это мучительно». Но однажды ей позвонил режиссер Игорь Савченко
– он знал ее и по Баку, и по Камерному театру, и по роммовскому фильму.
Игорь Андреевич Са́вченко (1906—1950) — советский кинорежиссёр, сценарист, педагог.
Заслуженный деятель искусств РСФСР
Савченко стал уговаривать Ф. Г. сняться у него в фильме, к работе над которым он
приступил и который «не хочет видеть без Раневской».
– А что за фильм?
– спросила Ф. Г.
– Это по Гайдару – есть такой молодой писатель. Картина будет называться
«Дума про казака Голоту». Действие происходит в Гражданскую войну.
– И что же вы предлагаете мне играть?
– Роли у меня для вас, собственно, нет,
– замявшись, ответил Савченко,
– но она будет, как только вы согласитесь. Там в сценарии есть дьячок, вернее попик,
сельский попик – к нему мальчишки приходят выменять йоду на сало. Скупой такой попик,
прижимистый – капли йода даром не даст. Так вот, если вы согласитесь сниматься,
мы сделаем из него женщину – он будет попадьей.
– Ну, если вам не жаль оскопить человека, я согласна,
– сказала Ф. Г., а затем добавила:
– Но надо еще подумать, посмотреть, попробовать.
– Верно, верно,
– ухватился за ее слова Савченко,
– вы совершенно правы! Надо попробовать. Приезжайте к нам на студию, здесь и разберемся.
На следующий день Раневская была в павильоне. Савченко предложил загримироваться
– для пробы. Ф. Г. сделала это с удовольствием – попадья, каких она видела немало
в Крыму и на Украине, была первой подобной ролью в ее биографии. По просьбе Ф. Г.
попадья получила тощую косичку, которой уделяла в дальнейшем особое внимание.
Марка, посвященная Фаине Георгиевне Раневской
Раневская вошла в павильон – здесь приготовили выгородку: угол комнаты в поповском
доме с маленькими окнами, скамьей, клеткой с канарейками и отгороженным досками
закутком для свиньи с поросятами – от них в павильоне стоял дух, как в свинарнике.
– Фаина Георгиевна,
-попросил Савченко,
-мы пока примеримся с аппаратурой, вы походите по комнате,
поимпровизируйте, текста тут никакого нет.
Просто попадья у себя дома – такой, скажем, кусок.
Дайте свет,
– распорядился он.
В роли попадьи в фильме «Дума про казака Голоту»
– И я,
– рассказывает Ф. Г.,
– совершенно спокойно вошла в комнату, как в родной дом. Не знаю, почему так
сразу отлично почувствовала себя преуспевающей попадьей, очень довольной жизнью.
Подошла к птичкам, сунула к ним в клетку палец и засмеялась:
«Рыбы мои золотые, все вы прыгаете и прыгаете, покою себе не даете».
Наклонилась к поросятам и воскликнула:
«Дети вы мои родные! Дети вы мои дорогие!» Поросята радостно захрюкали.
В роли попадьи в фильме «Дума про казака Голоту»
Осветители схватились за животы, а Савченко крикнул:
– Стоп! Достаточно!
– и стал меня хвалить:
– Это то, что мне нужно, чего не хватало фильму.
– Хорошо,
– остановила я его.
– К сожалению, я не волнуюсь только на репетиции, а на съемке умру со страху и,
конечно же, так не сыграю,
– и тяжело вздохнула:
– Ну, давайте попробуем снимать.
– Снимать ничего не надо,
– засмеялся Игорь Андреевич,
– все уже снято!
– И знаете, что удивительно,
– сказала Ф. Г.,
– эта первая проба, единственная, так и вошла в фильм – случай в кино,
говорят, уникальный!..
Источник: lib.vkarp.com
Journal information