?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Искусство слышать

Там, где дома стоят кривые,
где спит река - там золотые
деньки я грезил напролет.

А ночью - ангел светозарный
над крышей пламенел амбарной
и клялся мне, что до высот
мое он имя вознесет…

Марк Шагал




Живопись, которая поет.


Марк Шагал. Роспись потолочного плафона Парижской оперы



Парижская Опера Гарнье


Первоначально, в 1869-1871 годах, купол в зрительном зале театра Гранд-Опера
расписал французский живописец Жюль Леневе, однако в 1896 году один из огромных
плафонов упал, вырвав значительный кусок росписи. Восстанавливать купол довелось
знаменитому Марку Шагалу в 1964-1966 годах, по личной просьбе президента де Голля.



Марк Шагал
Роспись потолочного плафона Парижской оперы 1964


Какая картина может «звучать» богаче, чем холст Марка Шагала площадью в 220 квадратных
метров, поднятый над партером парижской Гранд опера? Шагала,на картинах которого люди
и животные превращаются в скрипки и виолончели и молятся за весь мир, музицируя на
небесах. Шагала, который чьё дарование сценографа реализовалось в музыкальном театре
— для балетов и опер он создавал пространства, где артисты, словно его собственные
персонажи, летали, кружились и воспаряли от избытка чувств. Шагала, который, наконец,
расписал согласно старинной традиции (так делал даже Рубенс!) роскошный клавесин
работы Уильяма Дауда.




Все, что нарисовано на шагаловском плафоне, выражает почтение к авторам опер
и балетов XVIII—XX веков.


В своей работе Шагал вернулся к темам влюбленных, музыкантов, танцоров, животных
и ангелов. Художник разделил плафон на 5 цветных секторов: синий, желтый, красный,
зеленый и белый.

• В секторе, окрашенном в синий, — «Борис Годунов» Мусоргского и
«Волшебная флейта» Моцарта».
• На желтом фоне — «Лебединое озеро» Чайковского и «Жизель» Адана.
• В красном секторе — «Жар-птица» Стравинского и «Дафнис и Хлоя» Равеля.
• В зеленом — истории любви: «Ромео и Джульетта» Берлиоза и «Тристан и Изольда» Вагнера.
• На белом — опера Дебюсси «Пелелас и Мелизанда».
В центральном кругу купола, вокруг люстры изображены:
«Кармен» Бизе, а также работы Бетховена, Верди, Глюка.





Кроме того, на плафоне можно увидеть парижские архитектурные достопримечательности:
Триумфальная арка, Эйфелева башня, дворец Конкорд и Опера Гарнье.
Свою работу Шагал назвал «цветное зеркало шелков и блеска драгоценностей».
Идея заключалась в том, чтобы выразить уважение оперным и балетным композиторам.





Не удивительно, что французский министр культуры (писатель и искусствовед) Андре
Мальро, задумав обновить зрительный зал главного оперного театра страны, обратился
с таким заказом именно к Шагалу.
Расписывая 12 холщовых клиньев, каждый 8,5 метров в длину, 77-летний художник в
течение года забирался на стремянку и израсходовал 200 кг масляной краски — она
шла вёдрами. От гонорара за эту колоссальную работу Шагал отказался, объяснив,
что признателен Франции, которая «дала ему гражданство,свободу творчества и оказала
честь таким заказом».





Парижский корреспондент New York Times написал:
«На этот раз лучшие места в зале находились по центру. Сначала большая хрустальная
люстра, висящая в центре потолка, была выключена... весь кордебалет вышел на сцену,
после чего в честь Шагала оркестр исполнил “Симфонию Юпитера” Моцарта, любимого
композитора Шагала. Во время двух последних тактов люстра зажглась, осветив работу
художника во всей красе, под восторженные аплодисменты публики. После этого даже ярые
противники среди комиссии замолчали...»









Мальро позже сказал:
«Какой еще из живущих ныне художников мог бы расписать потолок Парижской оперы так,
как это сделал Шагал?.. Он прежде всего один из величайших колористов нашего времени...»



В сильно уменьшенном виде шагаловский плафон похож на драгоценную фарфоровую тарелку,
а швейцарские часовщики в 2012 году выпустили 15 экземпляров часов с эмалевыми
циферблатами в золотых корпусах: одну модель с точной копией всего плафонного круга
и 14 моделей с его фрагментами — каждому композитору посвящены свои часы.
Тиканье часов отсчитывает 300 щелчков в минуту, по этому миниатюрному метроному можно
сверять «аллегро» оперных увертюр и балетные «адажио».





В день открытия нового плафона оркестр исполнил в часть Шагала 41-ю — последнюю —
симфонию его любимого Моцарта, «Юпитер». Её начало чудесно подходит для открытия
театрального занавеса, а дальнейшие 40 минут музыки представляют драматические
коллизии самых разных музыкальных тем-персонажей. Балет так и просится быть
поставленным на эту музыку — что в 2000 году и сделал хореограф Паскаль Тьюзо.







Posts from This Journal by “музыка в живописи” Tag

  • Музыкальный Ад

    Мелодия, которую Иероним Босх спрятал в своей картине 525 лет назад «Сад земных наслаждений» – самая известная, загадочная и…

  • Игра музыкантов

    На протяжении веков артисты выступали, играя на музыкалных инструментах вживую, без записи. И это нашло отражение в живописи. Rudolf…

  • Музыка

    Музыкальные мотивы в живописи – музыка объединяет Hermann Kern (1838-1912)-‘false note’- Private collection Eugenio Eduardo…

  • Джаз

    Мне не надо взаимность, я её не прошу... Дайте хоть одну ноту, всего, лишь, одну.. Я по ней наиграю мелодию Вас... Неслучившейся встречи тоскующий…

  • Искусство слышать

    Живопись, которая поет. Сандро Боттичелли. Весна Насквозь аллегоричную «Весну» Боттичелли писал по заказу флорентийского…

  • Музыканты эпохи ренессанса

    Художники эпохи возрождения в своих произведениях обращались к изображению музыкантов своего времени Niccolò dell'Abbate…

  • Искусство слышать

    «Любовь всегда в компании музыки» Все музыканты - "дети Венеры" Так учила Средневековая астрология. Эту мысль подтвердил Джорджо Вазари,…

  • Искусство слышать

    Все музы в гости к нам Лавиния Фонтана Аполлон и Музы (Парнас) 1600 «Да прибудут с тобой музы» - …Так говорили…

  • Искусство слышать

    Живопись, которая поет. William Turner - туманы, брызги, блики William Turner ( 1775— 1851) — британский живописец, мастер…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
ну что ж... они этого достойны.))

Культура мира)

По мне, для Оперы лучше подошел бы более классический вариант :)

Там всё остальное классическое - а это запоминающееся разнообразие.

  • 1