Живопись, которая поет.
Сальвадор Дали.
Сальвадор Дали Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната,
за секунду до пробуждения 1944
Похоже, Дали — из тех художников, которым хотелось, чтобы их картины двигались,
как анимация, а еще лучше — как музыка. Не случайно он участвовал в кино — движущихся
картинах, moovie, нанизанных на музыкальную нить живой озвучки. В кино тогда не
было звуковых дорожек: в залах работали тапёры, киномузыка шла без пауз, каждый
тапёр владел внушительным набором клише и навыками импровизации.
Сальвадор Дали Постоянство памяти 1931,
Самые знаменитые картины Дали — сюрреалистические «Постоянство памяти», «Мягкая
конструкция с варёными бобами», «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря»,
«Лебеди, отражающие слонов», «Искушение святого Антония» и «Пчела вокруг граната»
— похожи на то, как тапёр-пианист импровизировал бы на какую-то тему.
Сальвадор Дали Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны) 1936,
Сальвадор Дали Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря 1938
Сальвадор Дали Лебеди, отражающие слонов 1937
Сальвадор Дали Искушение Святого Антония 1946
Общеизвестно, что Дали писал их в сиесту, засыпая днём в кресле, чтобы увидеть
сон, проснуться от звона выпавшего из руки ключа (или ложки) и немедленно начать
рисовать увиденное. А у сна, который всегда — мпровизация, обязательно есть тема.
И часто есть сновидящий — «рассказчик», а иногда и «герой» разворачивающегося
причудливого сюжета.
Дали был сновидцем, как сейчас сказали бы, продвинутым: пристально читал работы
Фрейда и Юнга о сложной системе образности и символики сновидений («Отелло,видящий
сон о Венеции», 1982) и запоминал из своих снов даже то, как видел и ощущал в них
самого себя, спящего («Сон»).
Сальвадор Дали Отелло, видящий сон о Венеции
В джазе та же история: извольте быть в потоке, одновременно чётко зная, кто вы и что
вы есть, владейте всей архаикой ритмов и мелодики, всеми формулами аккордовых цепочек
— и будьте при этом композитором, вот именно здесь и сейчас превращающим в музыку то,
что слышите и чем живёте. Образ растёт из образа, фраза — из фразы,гранат порождает
рыбу, рыба — тигра, он — другого тигра, тот — тонкое жало штыка,нацеленного последней
нотой замкнуть всю дугу композиции и вернуть безмятежно левитирующего сновидца
(зрителя, слушателя) к яви. В память об этом сне или музыке останется след, зудящий
и жгучий, как укус полуденной пчелы. Мы опознаем его в звуке засурдиненной трубы.
Сальвадор Дали Сон
Сиеста — зной, солнце в зените, дрема, сквозь которую слышен пилотаж пчелы над гранатом,
а ещё — тоска по Испании: Дали с женой Галой (это она, снящаяся Сальвадору, на картине
парит над материком) несколько лет прожили в США.
«Сиеста»(Music from Siesta) — альбом американского джазового трубача Майлза Дэвиса и
бас-гитариста Маркуса Миллера из музыки к одноименному фильму Мэри Ламберт (1987).
В нем тоже тоска по Испании и та тягучая переплавка, которую один лишь Майлз Дэвис
способен выдуть расслабленно, словно в полусне, звонко и остро, как спикула иглы.
Кстати, звезда Майлза Дэвиса засияла в том самом 1944-м, когда Дали убаюкала и
разбудила пчела, без промедления увековеченная на холсте. И с кино у трубача отношения
тоже сложились: с одним только Маркусом Миллером они записали саунд-треки к 20 фильмам.
Источник: artchive.ru
Journal information