Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

«Сегодняшний лубок»



Плакат Первой мировой войны


На начальном этапе Первой мировой войны группа русских художников-авангардистов,
включая Владимира Маяковского, Казимира Малевича и Аристарха Лентулова, создала
объединение «Сегодняшний лубок», выпускавшее сатирические антигерманские и
антиавстрийские плакаты и открытки в поддержку военных действий России.
Название объединения связано с традиционной русской народной гравюрой — лубком,
сочетавшим простые рисунки и тексты популярных сказок.





Названные художники адаптировали лубочный стиль под свои плакаты, сделав их
легкодоступными для народных масс и используя для укрепления национального
самосознания.
Художники сохранили реалии, ситуации, композиционные приемы старого военного
лубка. Здесь есть вся «поэтика» батальной картинки: солдаты, протыкающие
оружием своих противников насквозь, оторванные головы, русский солдат силач
и баба великанша.
Общество выпускало агитационные листки на военную тематику, в которых
содержались как картинки, так и текстовая информация.




К. Малевич Автопортрет


Малевич родился на Украине, изучал изобразительное искусство в Киеве и Москве. Он
экспериментировал в стилях реализма, импрессионизма и кубизма, после чего увлекся
направлением, основанном на использовании простых геометрических фигур и красок,
которому дал название «супрематизм». Малевич объяснял свою теорию супрематизма в
очерках и воплощал ее в художественных работах, что особенно очевидно в оформлении
сценических декораций для пьесы Маяковского «Мистерия-Буфф», написанной в 1918 году.
После русской революции 1917 года Малевич занимал важные должности в сфере управления
и образования, но попал под критику советского правительства, объявившего модернизм
и абстракционизм декадентскими и буржуазными видами искусства. Его работы были на
время практически забыты, но в наши дни он признан одним из ведущих художников
XX столетия.




А. Лентулов Автопортрет


Получив образование в духовном училище и семинарии, он поступил сначала в Пензенское
художественное училище, а затем в Киевское. Во время обучения он увлекался творческой
манерой Филиппа Малявинаи Михаила Врубеля, поддерживал отношения с Давидом Бурлюком.
С годами творческая манера художника стала более экспрессивной. Закончил своё
образование Лентулов в парижской Академии живописи Ла Палетт. Здесь он познакомился
с известными теоретиками искусства Жаном Метценже и Альбером Глезом, развивавшими
идеи кубизма, которые впоследствии повлияли на стиль художника. В 1910 году он стал
одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет». В предреволюционные
годы Лентулов активно сотрудничал с театром, оформлял спектакли в Камерном и Большом
театрах.




В. Маяковский


Маяковский родился в Грузии, но после смерти отца в 1906 году вместе с семьей переехал
в Москву, где стал активно участвовать в деятельности политических сил левого толка.
Он приветствовал революцию, надеясь не только на социально-экономические преобразования,
но и на то, что она откроет дорогу свободе искусства и самовыражения. После революции
он писал сценарии к фильмам и рисовал агитплакаты для Российского телеграфного агентства
(РОСТА). Все более разочаровываясь в Советском Союзе под управлением диктатора Иосифа
Сталина, 14 апреля 1930 года он совершил самоубийство.


«Под Парижем на краю
Лупят армию мою,
А я кругом бегаю,
Да ничего не сделаю».






На этом агитплакате времен Первой мировой войны, созданном Казимиром Малевичем
(1878–1935 гг.), показано отступление немецкой армии под натиском войск союзников
в окрестностях Парижа осенью 1914 года. С правой стороны плаката изображены немецкие
солдаты, погибающие под залпами артиллерии. В левом верхнем углу из-за городских
стен Парижа видны клубы дыма от выстрелов орудий. В центре расположена фигура кайзера
Вильгельма II, обреченно наблюдающего за провалом наступления немецких войск.
Под рисунком расположены рифмованные строки, сочиненные Маяковским.


Подошел колбасник к Лодзи,
Мы сказали: «Пан добродзи!»
Ну, а с Лодзью рядом Радом,
И ушел с подбитым задом.






На этом агитплакате времен Первой мировой войны, созданном Казимиром Малевичем в
сотрудничестве с Владимиром Маяковским, изображен русский крестьянин и потерпевшая
от него поражение немецкая армия. В левой части плаката огромный крестьянин
приветствует германского императора, приближающегося к нему со своей армией веселых
солдат, уверенных в своей победе. В правой части крестьянин уходит, разгромив врага.
Император потрясен поражением своей армии. Под рисунком расположены рифмованные
строки, сочиненные Маяковским. Плакат посвящен битве при Лодзи (современная Польша)
1914 года.


Ну и треск же, ну и гром же
Был от немцев подле Ломжи!






На этом агитплакате времен Первой мировой войны, созданном Казимиром Малевичем,
изображено сражение возле города Ломжи (современная Польша), где, несмотря на
первоначальный успех, русские понесли тяжелые потери. Центральное место на плакате
занимает героическая фигура русского крестьянина, поражающего своей косой немецких
солдат. Создается впечатление, что его традиционная одежда и лапти призваны
символизировать силу и непобедимость России. Немецкие солдаты бегут прочь либо лежат
мертвыми. Под рисунком расположены рифмованные строки, сочиненные Маяковским.


У союзников французов
Битых немцев полный кузов,
А у братцев англичан
Драных немцев целый чан.





На этом агитплакате времен Первой мировой войны, созданном Казимиром Малевичем
(1878–1935 гг.) совместно с его коллегой Владимиром Маяковским, изображены французский
и британский солдаты. Один везет захваченных в плен немецких солдат в телеге, а
другой несет их в чане. Под рисунком расположены рифмованные двустишия, сочиненные
Маяковским.


Австрияки у Карпат
Поднимали благой мат.
Гнали всю Галицию
Шайку глуполицую.






На этом агитплакате времен Первой мировой войны, созданном Владимиром Маяковским
(1893–1930 гг.), изображено отступление австрийских солдат в 1914 году в ходе
вторжения российских войск в Галицию, недалеко от Карпат. На рисунке австрийцы в
ужасе бегут от преследующей их победоносной русской кавалерии. С помощью ограниченного
набора красок и незамысловатого контурного рисунка художник создает простую и
комичную сцену. Мощь русских подчеркивается длинной колонной конных солдат, командир
которых храбро атакует врага, размахивая шашкой.
Под рисунком расположены рифмованные строки, сочиненные Маяковским.


Масса немцев пеших, конных
Едут с пушками в вагонах,
Да казаки на опушке
Раскидали немцам пушки.
И под лих казачий гомон
Вражий поезд был изломан!





Художник А. Лентулов,


Эх и грозно, эх и сильно
Жирный немец шел на Вильно,
Да в бою у Оссовца
Был острижен, как овца.





Художник А. Лентулов


Немец рыжий и шершавый
Разлетался над Варшавой,
Да казак Данило Дикий
Продырявил его пикой.
И ему жена Полина
Шьет штаны из цепелина.





Художник Маяковский


Сдал австриец русским Львов,
Где им зайцам против львов!
Да за дали, да за Краков
Пятить будут стадо раков!





Считается, что художник Малевич


Эх, султан, сидел бы в Порте,
Дракой рыла не попорти.





Художник Маяковский


Выезжал казак за Прут,
Видит — немцы прут да прут.





Художник Маяковский


Только в битве при Сока́ле;
Немцы в Серет ускакали.





Художник Маяковский


Глядь, поглядь, уж близко Висла;
Немцев пучит — значит, кисло!





Художник Малевич


Лубки Малевича, Лентулова и Маяковского и не только возродили и обогатили новыми
находками этот жанр, но и были своеобразной переходной ступенькой к жанру плаката,
а для Владимира Маяковского —к «Окнам РОСТА».


***


Если начал смотреть сериал Кёсем Султан, то уже трудно остановиться и с
нетерпением ждёшь появление новых серий. Уже сегодня можешь узнать здесь
продолжение истории о том, как Кёсем («самая любимая»), девушка из гарема,
долгие годы фактически управляла Османской империей.



Tags: плакат, серебряный век
Subscribe

Posts from This Journal “серебряный век” Tag

  • Восток и символизм - Художники Русского Зарубежья

    Поль МАК (наст. имя Иванов Павел Петрович) (1891 — 1967, Брюссель). - График, сценограф, живописец Бельгийская писательница Мари Тегюль…

  • Две судьбы, два единомышленника, два художника-2

    Две судьбы, два единомышленника, два художника-1 Михаил Ларионов и Наталья Гончарова – история любви и жизни Эскиз декорации…

  • Две судьбы, два единомышленника, два художника-1

    Михаил Ларионов и Наталья Гончарова – история любви и жизни «Высокие, высокие отношения!» — фраза из фильма…

  • Любовь – одна

    Единый раз вскипает пеной И рассыпается волна. Не может сердце жить изменой, Измены нет: любовь – одна. Мы негодуем иль играем, Иль лжем…

  • Айседора Дункан о Константине Станиславском

    Из книги "Моя Жизнь" «Морозный воздух, снег, русская пища и, в особенности, икра вылечили меня от истощения,…

  • О шестерых вот этих

    Если хочешь, для тебя я Пропою здесь серенаду, Буду петь, не умолкая, Хоть четыре ночи кряду? Если хочешь, я мгновенно Сочиню тебе отменный,…

  • Новости искусства

    «Открытки первой половины ХХ века» В галерее «Антиквариум» прошла предаукционная выставка открыток «Серебряного…

  • Серебряный век

    Георгий Иванов в 1930-е годы. Париж x x x Рассказать обо всех мировых дураках, Что судьбу человечества держат в руках? Рассказать обо…

  • Бывшие

    Леон Бакст Бакст — русский художник, изгнанный по причине еврейства из Петербурга, легендарный оформитель „Русских сезонов“ Дягилева,…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments