Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Азербайджанская национальная одежда



В XVII веке в Азербайджане существовала в какой-то мере специализация городов
по производству тканей, которая сохранялась и в дальнейшем.




Детский костюм для девочки. Баку. XIX век


Например, в городе Тебризе было сосредоточено изготовление самых различных по
качеству тканей. Особенно он славился бархатом, атласом, кумачом и пестрядью.
Искусные ткачи-ремесленники Нахичевани производили много дешевых, но красивых
и доброкачественных хлопчатобумажных тканей.
В Азербайджане производились следующие ткани: зарбафт, парча, атлас, тафта, канаус,
камка, кисея, бархат, дараи, махуд, шал, тирмя, пестрядь, миткаль, бязь и др.




Детский костюм для мальчика. Шеки. Начало XIX века


Стиль костюма отражал семейное положение и возраст его обладателя. Костюм девушки
заметно отличался от костюма замужней женщины. Наиболее ярко и нарядно одевались
молодые женщины. Девушки и пожилые женщины украшений носили значительно меньше.,
Детская одежда по своей форме идентична костюму взрослых, она отличалась от нее
размерами и некоторыми особенностями, вызванными возрастом ее владельцев.

Если женская одежда шилась главным образом из шелка и бархата, то для мужской одежды
пользовались в основном махуд – сукном местного производства или привозным, а также
шал –домотканой шерстяной тканью. Нижняя одежда, как женская, так и мужская, шилась
из льняных и хлопчатобумажных тканей; иногда в богатых семьях нижние рубахи были шелковыми.


Мужчины


Мужской костюм так же, как и женский, в основном был единым во всех историко-
этнографических зонах. Национальную одежду мужчин-азербайджанцев также можно
разделить на нижнюю (нательную) и верхнюю – плечевую и поясную.
Верхняя мужская одежда азербайджанцев состояла из уст кёйняйи (рубаха), архалыг,
чуха (плечевая одежда) и шалвар (поясная одежда).




Мужской костюм. Шуша. XIX век


АРХАЛЫГ – Верхняя мужская плечевая одежда; отрезная, в талии собранная в мелкую
сборку или складку. Рукава прямые, суживающиеся книзу. До талии архалыг плотно прилегал
к телу. Поверх архалыга молодые люди надевали кожаные ремни – гайыш или серебряные
наборные пояса – кямяр, а старики обматывали талию гуршаг – куском прямоугольной ткани
длиной в 4–6 метров. Для гуршаг использовали дорогие ткани – тирмя, шал, парча и т. д.

ШАЛВАР – относятся к верхней мужской поясной одежде. Они состоят из двух прямых
суживающихся книзу штанин. В паховый шов вставлялся треугольный клип. У пояса шалвар
завязывался на туман баги – плетеный шелковый шнур, продеваемый в лифя – вздержку

КЮРК – верхняя зимняя одежда мужчин. Это шуба из овчины мехом внутрь, без
застежки, с воротником. Кюрк ниже колен. В городах и торговых центрах носили Хорасан
кюркю – шубу из желтой дубленой кожи с вышитым орнаментом. В горах крестьяне-пастухи
носили япынджы – бурку.

ЧУХА – еще один вид верхней мужской плечевой одежды. Она была отрезной, у тали
ее закладывали складками или собирали в сборку. Грудь оставалась открытой, и из-под
чухи виднелся архалыг.
Обязательным атрибутом вязняли чуха являлись вязня – гозыри, которые располагались с
обеих сторон на груди. Вязня первоначально служили гнездами для патронов, в дальнейшем,
в ходе эволюции костюма приобрели чисто декоративный характер.


Женщины


Верхняя женская плечевая одежда состояла в основном из усткёйняйи (верхней рубахи),
архалыга, чепкена, лаббады, кюляджи, кюрдю, эшмяк, бахари. Из верхней поясной женской
- туман (юбка) и чахчур.




Женский костюм. Баку. XIX век


УСТ КЁИНЯИИ (рубаха) имела прямой покрой, шилась она без плечевого шва. Прямой,
длинный и широкий рукав пришивался к прямой пройме; на рукаве у плеча иногда закладывали
две или три складки

ЧЕПКЕН – широко распространенный вид верхней женской плечевой одежды. Чепкен шился на
подкладке и плотно облегал фигуру.

ЛАББАДА шили на стеганой подкладке. Передние полы лаббада не прикрывали грудь,
а на линии талии завязывались тесьмой. Лаббада шилась короткой, чуть ниже талии, на
боках имелись чапыг – выступы. Рукава были до локтя, а под мышкой имелся большой разрез.
Лаббада шили из тирмя, бархата и различной выделки парчовых тканей.




Женский костюм. Шуша. XIX век


ЭШМЯК – стеганая женская верхняя одежда. Полы эшмяк на груди не сходились,
рукава были до локтя, а под мышкой имелся большой вырез. Эшмяк шили из тирмя и бархата.

БАХАРИ – шили на простеганной подкладке. Бахари до талии плотно облегал фигуру,
а подолбаску мелкими сборками пришивали к талии. Длина бахари обычно до бедер.

КЮЛЯДЖА – верхняя женская одежда, отрезная в талии. К поясу мелкими сборками
пришивался подол. Кюляджа не имела застежек. По длине кюляджа доходила до колен.
Рукав прямой, три четверти. Кюляджа шили из тирмя и бархата.




Женский костюм. Шемаха. XIX век


В городах женщины при выходе на улицу поверх всех юбок надевали чахчур, состоящий из
двух штанин; каждая штанина у щиколотки собиралась в мелкую сборку в виде манжеты, к
которой пришивали сшитые из той же ткани носочки. Каждая штанина чахчур была
самостоятельной. Шили чахчур из шелковых тканей.

Поверх архалыгов или чепкенов женщины носили кямяр – золотые или серебряные пояса.
Большое распространение имели также широкие кожаные пояса с нашитыми на них
серебряными монетами и серебряной пряжкой.
Чадра в основном характерна для жительниц города и пригородных деревень Чадра могла
быть однотонной атласной, клетчатой, цветной шелковой, главным образом местного
производства.




Туман. Гянджа. XIX век

Верхняя поясная одежда женщины-азербайджанки состояла из туман – юбки, доходящей до
щиколотки. Юбка шилась из 10–12 полотен.
Большинство женщин обычно носили по 5–6 юбок сразу.




Туман. Фрагмент. Нахичевань. XIX век


Юбки, надеваемые между нижней нательной и верхней юбками, назывались ара туманы, то
есть промежуточные юбки. Все юбки у пояса собирались в бюзмя – мелкую сборку или
гырчын – складки. Юбки шили из самых различных тканей, начиная от ситца и кончая
самыми дорогими, включая бархат и тирмя.




Архалыг женский. Шуша. XIX век


АРХАЛЫГ – также широко распространенная по всему Азербайджану разновидность
верхней женской плечевой одежды. Существовали различного вида архалыги.
Архалыги шились на подкладке, некоторые из них до пояса плотно облегали фигуру, а к
поясу пришивалась различной ширины баска. Ее могли закладывать складками или собирать
в мелкую сборку.
Архалыги богато украшали различными тесемками и золотыми кружевами и т. п.




Кюрдю. Шуша. XIX век


КЮРДЮ – стеганая безрукавка. Передние полы не сходятся, на боках имеются выступы
с разрезом. Шили кюрдю из тирмя и бархата. Ворот, подол, разрезы и проймы рукавов
обшивали мехом хорька. Бытовал и другой вид кюрдю, называемый хорасан кюрдюсю, привозимый
паломниками из стран Ближнего Востока. Сшиты они из замши темно-желтого цвета, и вся
их поверхность вышита шелковыми нитками того же цвета.

Для украшения женской верхней одежды имелось большое количество домашнего и кустарного
производства бафта (тесьма) – сарыма, гарагёз, зянджиря и шахпесенд (золотые или
серебряные кружева).
Для украшения женской одежды вышивкой использовали гюлябатын – золотые или серебряные
нити, бисер, блестки и т. д.
Женская верхняя плечевая одежда украшалась также золотыми штампованными бляшками,
нашиваемыми на ворот, рукава и подол.




Арахчын. Баку. XIX век


Из головных женских уборов наиболее широко были распространены келагаи, наз-иаз,
газ-газ и орпяк – шелковые платки. В Азербайджане келагаи были местного кустарного
производства. Основными центрами производства келагаи были города Гянджа, Шемаха и
Шеки.
В некоторых местах женщины под платок надевали арахчын – невысокую шапочку с плоским
донышком, чаще всего с нашитыми золотыми штампованными украшениями.




Гянджа. XIX век


В Азербайджане разноцветная сафьяновая обувь была очень распространена. Как женской,
так и мужской наиболее широко бытовавшей обувью были башмаг – башмаки. Женщины чаще
носили вышитые башмаки и сапожки с сафьяновыми или суконными голенищами. Мужская обувь
обычно не имела украшений, ее шили из дубленой и сыромятной кожи.



Шябкулах. Шеки. XIX век


Головной убор являлся важным элементом в одежде азербайджанских мужчин, ему придавалось
большое значение. Ходить с непокрытой головой считалось большим позором.
Наиболее распространенными видами мужских головных уборов были различных форм меховые
шапки: бухара папаг и чяркязи папаг (из черного, серого или коричневого каракуля),
шяля папаг (носимая чабанами) из бараньего меха и другие. Широко бытовали арахчын –
тюбетейки из тирмя и шелка с разнообразными вышивками, часто золотым шитьем. Пожилые
мужчины и старики под меховой шапкой носили еще тясяк – небольшую стеганую тюбетейку
из белой бязи. На ночь мужчины надевали шябкулах – колпаки конической формы, стеганые
или вышитые, на подкладке.




Джораб. Баку. XIX век


По всему Азербайджану были широко распространены джораб – вязаные носки. Их вязали из
шерстяных и шелковых ниток домашнего производства и окраски. Джорабы носили мужчины и
женщины, дети и старики. Азербайджанские джорабы отличались богатым орнаментом и
яркостью красок. Их орнаменты напоминают узоры ковров, вышивок, набоек и тканей.
Носки были длинные, до колен, и короткие, выше щиколоток.


Из книги: Азербайджанская национальная одежда. М.: «Искусство», 1972


***


Не пропустите только на этом сайте
посмотреть новый интересный сериал «Миллиарды».
Речь в нем идет о непримиримом соперничестве богатого руководителя одного из крупнейших
хедж-фондов с крупным влиятельным политиком и прокурором. Кто выиграет схватку за власть
и деньги вы узнаете начав смотреть сериал 18 января 2016 года


Tags: Азербайджан, история моды
Subscribe

Posts from This Journal “история моды” Tag

  • Зонтик в истории - вернется ли зонтик?

    Если Fanny Packs вернется, то и зонтик наверняка тоже может Для обычного человека выходить с элегантным зонтиком от солнца в…

  • Новая мода, юбка-брюки , 1911 год - старые открытки

    МОДА ЗАВТРА. СВОБОДА . В юбках-брюках появлялись везде. Сохраняя, как в платье, красоту линий, юбки-брюки, дает женщине свободу…

  • Тайная история губной помады

    Потребовались тысячи лет, чтобы усовершенствовать рецепт губной помады, и если мы посмотрим на этот полузабытый путь, то эта тайная история…

  • Стрельба для дам

    Любой, кто когда-либо видел фильм о Джеймсе Бонде, знает, что дама в вечернем платье всегда сексуальнее, когда владеет пистолетом - похоже, то же…

  • История свадебного платья

    Невероятное путешествие через годы человеческого творчества по созданию свадебных нарядов. Экстравагантный, скромный, резкий, элегантный,…

  • Гаванские ночи

    От кутюрье Эрика де Хуана. На фоне международного разнообразия известных создателей моды Эрика де Хуан занимает достойное место.…

  • Жирафья мода

    La mode à la girafe переводится как мода на жирафов, то есть мода, вдохновленная и прославляющая жирафов. Или, в случае Франции конца…

  • Дамская обувь XIX века

    Дамская модельная обувь девятнадцатого века Издательство: Дуглас, Дэвид, Эдинбург, 1900 год Домашние или спальные туфли из…

  • Мода

    Мода начала 30-х годов прошлого века: детская и мужская

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments