?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Советское искусство


Галерея художников Советского Союза


Самуил Яковлевич Адливанкин – советский художник.





Родился в местечке Татарск Могилёвской губернии, в семье фармацевта Якова Ароновича
Адливанкина. Мать Сара Моисеевна Адливанкина – домохозяйка.



С 1905 по 1911 год учился в частной гимназии города Могилев. Именно к этому периоду
относится сохранившийся рисунок «Ребе Элле ведет нового ученика в хедер».




Самуил Адливанкин. Рисунок «Ребе Элле ведет нового ученика в хедер» с автографом.


В 1912 году Самуил Адливанкин поступил в Одесское художественное училище (класс К. К.
Костанди). В 1914 году после трагической смерти отца подал прошение с просьбой о
разрешении в предоставлении возможности закончить учебу бесплатно в связи с тем, что
оставшись без кормильца, семья не имела возможности оплачивать его учебу. Просьбу
поддержал Костанди, и Адливанкину было разрешено закончить училище.
В 1917 году он принимал участие в выставке «Независимых» в Одессе.
В том же году окончил Одесское художественное училище и получил диплом учителя рисования
и черчения.
В 1918 году Самуил Адливанкин переезжает в Москву, где поступает на учебу в «Свободные
художественные мастерские» (педагог В. Е. Татлин). Живет на антресолях бывшей гимназии
на Петровско–Разумовской аллее.




Самуил Адливанкин. Портрет Б. А. 1918 г.


В 1919 году по поручению Отдела ИЗО Наркомпроса занимался организацией «Свомас» (Свободных
мастерских) в Самаре в качестве Уполномоченного Высших государственных художественно-
технических мастерских). Заведовал секцией изоискусства Самарского ГУБОНО (Губнаробраз).
Он отвечал за развитие художественного образования и программ по искусству для детей.
Принимал участие в агитационно-монументальных работах и оформлении праздников (роспись
Дома печати, Парижская коммуна, 1905 год, взятие Зимнего).
В том же году Адливанкин направляется в город Бузулук. Здесь им осуществлена первая
роспись красноармейского клуба в стиле кубизма. Организует артель художников, которая
занимается агитационно–оформительским искусством. Там же руководит студией по программе
Московских Художественных Мастерских.




Самуил Адливанкин. Натюрморт. 1920 г.


С 1921 года С. Адливанкин работал в НАРКОМПРОСе. Преподавал в средних школах, в детской
колонии в поселке Ильинское Московской области. До 1925 года преподавал с жалованием в
семьдесят рублей изобразительное искусство на дошкольных пролетарских курсах.
В 1922 году он участвовал в создании художественного объединения «Нового общества
живописцев» («НОЖ»). В этом же году на первой и единственной выставке «Нового общества
живописцев» Адливанкин представил более тридцати своих работ.
С 1923 года в течение трех лет работает с Маяковским в ОКНАх РОСТа. В этот период он
рисует этикетки для Чаеуправления и оформляет две книги стихов Маяковского: «Рассказ
про то, как узнал Фадей закон, защищающий рабочих людей» (1924 г.) и «Ткачихи и пряхи!
Пора нам перестать верить заграничным баранам!» (1924 г.).
До середины двадцатых годов Самуил Адливанкин пережил увлечение кубизмом и конструктивизмом
(картины «Натюрморт» — 1920 г., «Трамвай Б» — 1922 г., «Перед отъездом на фронт» 1922 г.,
«Портрет моих родителей» — 1922 г.).




Самуил Адливанкин. Уполномоченый Самарского ВХУТЕМАСа. 1922 г.




Самуил Адливанкин. Трамвай «Б». 1922 г.




Самуил Адливанкин. Портрет моих родителей. 1922 г.




Самуил Адливанкин. Перед отъездом на фронт. 1922 г.




Самуил Адливанкин. Семья художника. 1922 г.


С 1923 по 1928 год С. Адливанкин работал для издательства «Молодая гвардия».
Иллюстрировал журналы «Безбожник», «Лапоть», «Военный крокодил».




Самуил Адливанкин. Рисунок в журнале. 1924 г.
С 1924 года жил в поселке Малаховка под Москвой, где преподавал в колонии для
беспризорных детей.
В середине двадцатых годов сблизился с кругом журнала «ЛЕФ» и выполнял плакаты и
политические карикатуры.
В 1926-1927 годах Самуил Адливанкин работал в издательстве «Молодая гвардия», где
иллюстрировал в основном книги для детей — «Рикша из Шанхая» Н. Я. Агнивцева (1926 г.),
«Маленький черный Мурзук» Н. Я. Агнивцева (1926 г.), «Пашка и папашка» С. Третьякова
(1926 г.), «Тупик-Шлюпик» Л. Веприцкой (1928 г.). В 1928-1929 годах стилистика
рисунков Адливанкина меняется. Он продолжил работу в издательстве «Молодая гвардия»,
однако иллюстрировал уже книги для детей преимущественно школьного возраста: две книжки
из библиотеки приключений – «Бригадир Жерар» Конан Дойля (1928 г.), «Гектор Сервадак»
Жюля Верна (1929 г.), историческую повесть И. Лажечникова «Ледяной дом» (1929 г.).





В 1930-1931 года Самуил Адливанкин член общества «ОСТ», впрочем, участия в выставках
не принимал. По заказу Моснарпита работал над декоративными панно для фабрик-кухонь
в Филях и на Можайском шоссе.
С 1932 года член Московского отделения союза художников и член общества «Изобригада».
Писал станковые картины на бытовые сюжеты в гротесковой манере, иллюстрировал популярные
журналы («Лапоть», «Военный крокодил», «Безбожник»), рисовал политические плакаты.

Художник входил в «левое» крыло советского искусства до середины тридцатых годов
(картины «Русаковский трампарк» — 1928 г.), «Ликвидируем прорыв» -1930 г., «Герои
у них» -1930 г., «Герои у нас (Ударник)» — 1930 г., «Голосуют за исключение кулака
из колхоза» — 1931 г., «Состязание юных авиамоделистов» -1931 г.).




Самуил Адливанкин. Состязание юных моделистов. 1931 г.




Самуил Адливанкин. Русаковский трампарк. 1928 г.




Самуил Адливанкин. Герои у нас (Ударник). 1930 г.




Самуил Адливанкин. Герои у них. 1931 г.




Самуил Адливанкин. Ликвидируем прорыв. 1930 г.




Самуил Адливанкин. На стройках Уралмаша. 1932 г.


В качестве художника-постановщика Адливанкин принял участие в работе над двумя
кинофильмами: «Чашка чая» (1927 г, киностудия «Межрабпом-Русь») и «Трое с одной
улицы» (1936 г., киностудия «Союздетфильм»).
В 1938-1939 годах Самуил Адливанкин выполнял монументальные росписи для павильона Дальнего
Востока на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, в том числе панно «Встреча
героев Хасана с колхозниками Дальнего Востока» и «Приезд переселенцев в Приамурский край».




Самуил Адливанкин. Портрет художника Марии Гранавцевой. 1935 г.




Самуил Адливанкин. Портрет художника А. Козлова (этюд). 1937 г.




Самуил Адливанкин. Весна на Масловке. 1937 г.




Самуил Адливанкин. «Встреча» 1937–1941 гг.


В 1939 году стал одним из первых иллюстраторов «Дяди Степы» С. Михалкова.
В 1942 году эвакуирован с семьей в Свердловск, где работал в Агитплакате.
В конце 1943 года возвратился в Москву.
В пятидесятые годы Самуил Адливанкин продолжил заниматься книжной графикой и создал
рисунки к книгам «Горячий камень» А. Гайдара (1955 г.), «Битва на реке Кальмиус»
Л. Жарикова (1955 г.), «Жерминаль» Э. Золя (1952-1953 гг.).




Самуил Адливанкин. А. Гайдар. Горячий камень. 50-е гг.



Получила известность и портретная живопись Адливанкина.




Самуил Адливанкин. Портрет смеющейся женщины. 1963 г.


Героями многих его картины нередко были дети — «Семья художника» (1922 г.),
«Состязание юных авиамоделистов» (1931 г.), «Свидание» (1944 г.), «Усыновленный» (1944 г.),
«Письмо» (1945 г.), «У дорогой могилы» (1945 г.), «Подружки» (1956 г.), «В гостях у
суворовцев» (1953 г.), «Нежность» (1963 г.).




Самуил Адливанкин. Миша. 1933 г.



Самуил Адливанкин. Портрет дочери. (Пионерка). 1933 г.




Самуил Адливанкин. No pasaran! 1937 г.


В 1932 и 1961 года в Москве состоялись персональные выставки Самуила Адливанкина.

Он также принимал участие в выставках: выставка «Независимые» (Одесса, 1916 г.), выставка

картин «Нового общества живописцев» (Москва, 1922 г.), выстака картин русских художников
и старой гравюры (Курск, 1926 г.), «За реконструкцию сельского хозяйства» (1930 г),
«Антиимпериалистическая выставка, посвященная международному Красному дню» (Москва, 1931
г.), «Искусство третьего, решающего года пятилетки» «Москва, 1931 г.), Выставка
монументально-живописных панно (Москва, 1932 г.), «Художники РСФСР за 15 лет» (Ленинград –
Москва, 1932-1933 гг.), «15 лет РККА» (Москва Ленинград, Киев, Харьков, 1933 г.), «Урало
Кузбасс» (Уфа, 1935 г.), выставка произведений московских художников в пользу «фонда
общественной помощи детям и женщинам героической Испании» (Москва, 1936 г.), «Пятая
выставка московских живописцев» (Москва, 1937 г.), «ХХ лет РККА и Военно-Морского флота»
(Москва, 1938 г.), «Индустрия социализма» (Москва, 1939 г.), «Седьмая выставка московских
живописцев» (Москва, 1940 г.), «Советские художники к дню 60-тилетия К. Ворошилова»
(Москва, 1941 г.), «Великая Отечественная война» (Москва, 1942, 1946, 1950 гг.), «25 лет
Советской Армии» (Москва, 1943 г.), «25 лет Советской Армии» (1943 г.), «Выставка пейзажа»
(Москва, 1943 г.), «советская живопись и графика (Москва, 1948 г.),
«Москва социалистическая» (Москва, 1957 г.), «30 лет МОСХа» (Москва, 1962 г.).

Участник ряда выставок советского искусства за рубежом, в том числе в Берлине (1922,
1927-1933 гг.), Амстердаме (1923 г.) и Лондоне (1934 г.).
Самуил Яковлевич Адливанкин скончался 7 марта 1966 года по дороге из мастерской домой.

Похоронен на Донском кладбище в Москве
Произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее,
Государственном Русском музее, музеях Петербурга и ряда других городов.

Ю. Пименов
Самуил Яковлевич Адливанкин





Самуил Яковлевич Адливанкин — острый и живой человек, и его искусство в своих лучших
образцах — острое и живое искусство. Художник, настоящий художник, не делает гладкие,
удачливые вещи, отнюдь не всегда делает вещи удачные. Наоборот, неминуемо по дороге
к необходимому для него образу он должен сделать и лишнее, и неудачу, и брак.

Но уж если настоящий художник прорвался к живому образу, если его волнение сумеет
материализоваться, тогда мы получаем подлинное произведение искусства, где какое-либо
явление жизни выражено в повышенном, усиленном качестве.

Такие работы и делают биографию художника, а явления жизни, глубоко изображенные,
сплавляются  с личностью художника в нечто новое, в то, что мы называем искусством
и что является художественным портретом времени.
И у Адливанкина, как у всякого настоящего художника, есть такие подлинные вещи, и его
искусство, очищенное  от случайного, вырисовывается очень цельным и живым.
Сколько картин, рисунков и скульптуры сделано у нас о сельском хозяйстве. Среди них
есть  много ремесленных подделок под жизнь, а то и откровенно простейших
наглядных пособий. А есть и живые, хорошие и душевные вещи.
И в этой массе вещей одно из лучших мест по праву новаторства и по праву верности образа
занимает картина Адливанкина «Танец в степи» (1935), где еще в те далекие годы проявляются
пространство и душа целины. В этой работе реально существуют воздух целинных станов,
неслащавая красота рабочих мест.
Адливанкину, как и его товарищам по поколению, выпала прекрасная к трудная задача поисков
образов новой жизни, новых людей. На его долю выпало много счастья и много горя — жизнь
выдала ему полной мерой страстное увлечение новой действительностью, горячие годы
первых  новостроек, трагические времена Отечественной войны, хорошую и дружную семью,
счастливое московское солнечное лето и суровые дни эвакуации.

У него был сын, тоненький, хороший мальчик, — он потерял его в страшном огне войны.
Адливанкин много и хорошо писал этого мальчика и юношу, тонкие и человечные портреты
сына очень верно передают серьезный и глубокий характер этого поколения. У Адливанкина
живет нежное чувство интимных семейных вещей; детские и девичьи портреты дочери и
внучки очень похожи индивидуально и по-настоящему типичны.
Адливанкин начал с колких антимещанских вещей нэповского времени. Эти вещи внутренне
ироничны и подчеркнуто вызывающи по форме, и они пропитаны подлинным отвращением к
мещанству. Потом начался другой, лирический период художника. Энтузиазм пятилеток,
романтика нового быта, страна, поднятая повсеместно на огромные отройки, — все это
захватило художника и своими масштабами, и новизной, и настоящей, подлинной
.
И художественная жизнь Адливанкина пошла дальше в рядах работников Большой Советской
страны, по дорогам к новым городам, через руины огромной войны, через времена
восстановления и гущу современной живой действительности, полной строительств
и открытий,  новизны и новаторства во всех областях.



Татьяна Хвостенко.

Из книги «Вечера на Масловке близ Динамо».




Самуил Адливанкин. Автошарж. 1963 г.


В четвертом подъезде нашего дома жил Самоша Адливанкин — честный, искренний,
одухотворенный как в жизни, так и в своем творчестве человек. Я часто видела
его во дворе. Невысокий, довольно полный, с большой лысиной, круглым улыбающимся
лицом, мягким носом и глазами с веселым прищуром, он походил на плюшевого медведя,
а с возрастом стал ассоциироваться с любимым мною, да и всеми нами, актером
Евгением Леоновым. Что-то необъяснимо трогательное было в этом бесхитростном
человеке, простом и очень мудром. Я попросила мужа сфотографировать его.
Из снимков он сделал небольшую книжку с портретом Самоши и подписал снимки его
словами. Это было незадолго до смерти Самуила Яковлевича. Он уже не мог говорить,
у него был рак горла, но он находил в себе силы шутить. В это время к нему часто
приезжал Александр Александрович Дейнека. Их связывала, я бы сказала, даже не дружба,
а истинная любовь. Для них Масловка была центром и смыслом всей жизни, ведь Дейнека
никому не изливал свою душу. Здесь же, за бутылочкой коньяка, он как-то раскрывался
и уже не походил на сурового, неприступного академика, директора МИПИДИ, каким я его
знала в стенах института.

Однажды, встретившись со мной в нашем дворе, он повел меня к Самошеньке, как ласково
называл Адливанкина. Но прежде дал денег и попросил купить чего-нибудь вкусненького
и бутылку лучшего коньяка. Через пятнадцать минут я принесла все это. Самуил Яковлевич
открыл мне дверь. В квартире стоял полумрак; на стене висели большие фотографии его
любимой жены, сына Миши, погибшего на фронте, и три небольшие картины 20-х и 30-х годов.
Позже его дочь Ева продала их в частную коллекцию в Киев.
Мы сели за небольшой столик, Дейнека налил три рюмки. Самоша сказал, что у него болит
горло, и пить не стал… Потом они заговорили о своих молодых годах, о встречах в то
далекое время, вспоминали общество «НОЖ» и своих друзей, которых с каждым годом
становилось все меньше.
Однажды я попала в мастерскую Адливанкина, которая находилась в первом доме на Масловке.
Самоша тогда рисовал портреты, которые никак не вписывались в канонические рамки
соцреализма. Из-под его кисти выходила, как я тогда понимала, какая-то мазня в
серо-коричневой гамме. Правда, стоило немного отойти, — и на тебя смотрели выразительные
лица, по-своему характерные и, должно быть, очень похожие на лица портретируемых.
Самоша умер. Незаметно прошли его похороны. Ева переехала из нашего дома и через
несколько лет тоже умерла.

Сейчас все понятнее становятся художественные достоинства картин Адливанкина, они
очень высоко ценятся.
Именно здесь, на Масловке, оседали и жили до самой смерти такие художники, как Адливанкин,
наследуя и продолжая лучшие традиции изобразительного искусства. Я искренне любила его,
и его образ живет в моем сердце.







Posts from This Journal by “советское искусство” Tag

  • Из СССР

    Лениниана и революция Исаак Израилевич Бродский (1885-1939) - русский и советский художник и другие Исаак Израилевич Бродский…

  • Советское искусство

    Юрий Пименов. Футбол

  • Советское искусство

    Сергей Алексеевич Григорьев Вратарь 1949

  • Советское искусство

    Галерея художников Советского Союза Женщины тридцатых годов В 1934 году на выставке в Ленинграде впервые предстали перед зрителем десять…

  • Советское искусство

    Галерея художников Советского Союза Иван Владимиров Иван Алексеевич Владимиров (1869 - 1870—1947) — российский, советский живописец и…

  • Советское искусство

    Галерея художников Советского Союза Советские плакаты Гражданской войны (1917-1921) Прошло почти сто лет…

  • Советское искусство

    Галерея художников Советского Союза Советские плакаты Гражданской войны (1917-1921) Прошло почти сто лет, 4 (продолжение)…

  • Из СССР

    Борис Кустодиев, Большевик, 1920 Огромный человек в шапке ушанке и телогрейке идет по улицам столица с огромным развевающимся флагом…

  • Советское искусство

    Галерея художников Советского Союза Советские плакаты Гражданской войны (1917-1921) Прошло почти сто лет, 3 (продолжение)…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Интересный мастер, не слышал раньше о нем.

Объединение "Масловка" - московских художников, там ест малоизвестные, но довольно интересные

  • 1