?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Балет бутылок




«Во время войны 1870 года Сезанн писал яблоки.
Во время войны 1914 г. Ренуар писал цветы, обнаженных женщин,
а Пикассо работал над композицией кубистических натюрмортов
из трубок и ваз для фруктов».

Эрве Базен, французский писатель

Живопись воздействует на глаз, как музыка на слух – пятнами цвета, ритмами линий,
тишиной и паузами пространства. Живопись не служит никакой идее – она есть отражение
любой идеи во внутреннем мире человека. Этот внутренний мир обладает такой же мощной
реальностью, как реальность внешняя.


Giorgio Morandi (1890— 1964) — итальянский живописец и график.





Giorgio Morandi родился в Болонье в 1890 г. Прожил всю жизнь в Италии.
Пережил все ужасы ХХ века. Видел первую мировую войну, возникновение,
развитие и крушение фашистской диктатуры, воцарение в искусстве футуризма
с его пафосом разрушения.

В начале века, точнее, в его первом десятилетии, Giorgio Morandi выступает как
последователь импрессионистов, а также течения «Югендстиль» и болонской школы
«Флореаль».





Таковы его прозрачные пейзажи . В них итальянская природа, представляющаяся как южная,
яркая, контрастная, является нам неожиданной в своей тонкой монохромности.
Пейзажи кажутся подернутыми голубоватой дымкой сфумато, так любимой художниками
Высокого Возрождения.. В пейзажах Giorgio Morandi нет ничего эффектного – дорога
среди деревьев, освещенная солнцем, изгородь, легкие, прозрачные тени на земле.





Колорит голубовато-зеленый, гамма сдержанна. Ритм вертикальных стволов и горизонтальных,
распластанных на земле теней создает ощущение музыки, светлой и мечтательной.





Пространство – воздушная среда, небо, тени деревьев – не менее предметны и материальны,
чем горы, земля, стволы деревьев, дома, изгороди. Кажется, еще немного, и пейзаж
превратится в абстракцию, но этого не происходит. Напротив, его пейзажи призывают
зрителя медитировать, сосредоточенно вглядываться и отдаваться настроению,
навеваемому природой, так много в них духовности и музыкальности.

Он пытается выйти за пределы присущего ему конкретного видения, переживает влияние
сюрреализма Де Кирико. Таковы его натюрморты этих лет.





Один из них, хранящийся в Эрмитаже, изображает холодный и безликий манекен в ящике.
В миланском натюрморте тот же манекен в окружении столь же застывших, как бы
окаменевших, предметов – бутылок, хлеба, курительной трубки и т.д. Giorgio Morandi
рано понял необходимость совмещать современность и традицию.

"Дерсу Узала, отказался стрелять в бутылку, не понимая,
как можно разбить такую ценную вещь".

Арсеньев

Giorgio Morandi тоже ценил бутылки и запрещал с них стирать пыль.

"Она у него поет",
– сказал Умберто Эко, и понятно, что он имел в виду, потому что пыль
позволяет увидеть, как на стекле оседает время.





Он создал целую серию натюрмортов с бутылками, которые считаются эталоном
мастерства в современной «метафизической живописи»

Его интересует поэзия, загадки, раскрытие внутренней ценности вещи.



Morandi Avtoportret


Молодой художник изобразил себя погруженным в глубокую задумчивость. Взгляд устремлен
вовнутрь. Руки, держащие кисть и палитру, безвольно опущены на колени. Портрет овеян
печалью. Серебристо-коричневая гамма усиливает состояние тишины и одиночества.
Он одновременно и замкнут, и хочет открыть свой внутренний мир зрителю.





«Именно обычные вещи оказывают влияние на наш дух. Они раскрывают высшие формы
существования, чем занимается искусство. Вещи привычные, родные, на них мы
смотрим и не видим»

Маринетти - «Метафизики простых вещей»




Натюрморт. Голубая ваза, 1920


Предметы расставлены симметрично с почти равными интервалами.
Они как будто демонстрируют себя, смиренно и кротко.





Монументальность и плотность. На золотисто-коричневом фоне группа предметов почти
силуэтна и напоминает старинный замок, крепость. Колорит суров и сдержан.





Есть что-то эпическое, величавое и почти трагическое в этой группе простых вещей.
Они живут своей таинственной, независимой от нас жизнью. Предметы помещены на
авансцену, приближены к зрителю, словно к краю рамы. Они жмутся друг к другу в
каком-то страхе и тревоге, обмениваясь неслышными нам репликами, совершенно не
замечая нашего праздного любопытства





Вещи сбиты в плотную, монолитную группу, справа и слева ограниченную белыми
бутылками, как бы конвоирующими эту встревоженную толпу.





Мир предметов, казалось бы, неодушевленных, для Моранди есть мир живых людей. Они
одухотворены и представляют собой не что иное, как изображение души художника,
ушедшего в мир вещей, противопоставив себя фашистской действительности.





Художника больше не интересует материальная сущность предмета, перед нами
изображение внутреннего мира автора, куда он уходит от невыносимой реальности.





Это одни и те же бутылки, графины, чайники. Но их взаимодействие друг с другом, их
расположение в пространстве выражают драматические отношения автора с миром.
Таковы и офорты этого времени. Тональность их однообразна, предметы лишены
индивидуальности. Они лишь тени самих себя, смутные воспоминания, мираж.
Штриховка кажется механической и равнодушной.





Тишина – вот главная тема его натюрмортов этих лет. Кухонная утварь, кофейная мельница,
бутылки и кувшины тихо беседуют, исповедуют друг другу какие-то тайны. Они
воспринимаются в удивительном единстве. Это единство семьи, близких друзей, куда хочется
уйти от невыносимой действительности.





Постепенно колорит высветляется. Предметы на полотнах становятся не только светлее
и радостнее, но они как бы теряют вес. Коричневатую мглу сменяет дневной свет,
заливающий холст. В основе колористической системы Giorgio Morandi, как и любого
живописца, лежит сочетание цвета и света. Если за цветом закреплены материальные
формы, то за светом – душевность, эмоциональность, пространство.





Происходит постепенное изменение всего живописного принципа Giorgio Morandi:
он почти отказывается от цветовых рефлексов, появляется тональное единство.
Все тона необычайно чисты. Их чистота как будто сопровождается свечением.
В них найдена мера цветности и этого удивительного света.





Группы предметов кажутся не такими взволнованными, это, скорее, семья перед домашним
очагом. Они доброжелательно обращены к зрителю, сохраняя полную тишину.
Это, если можно так сказать, «движение покоя».





Невозможно пройти и мимо чудесных «букетов». В них нет буйного цветения, зато есть
что-то хрупкое, удивительно скромное, хочется сказать «чеховское».
Это букеты-воспоминания, букеты-новеллы.







Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1

Балет бутылок

Пользователь falyosa сослался на вашу запись в своей записи «Балет бутылок» в контексте: [...] Оригинал взят у в Балет бутылок [...]

Эрве Базен всегда был писателем и никогда не был художником. Был такой художник Жан Базен
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BD

Да, Вы конечно правы, Эрве Базен, французский писатель. Вероятно, когда переводили эту цитату с французского, то там было написано - художник в широком смысле этого слова. ИМХО

Вряд ли. Я подумала, что фраза выглядела так: Эрве Базен "Французский художник". Возможно, у Базена есть такая статья.

Кажется, нашла первоисточник - Эрве Базен, французский писатель, писал: «Во время войны 1780 года Сезанн писал яблоки. Во время войны 1914 года Ренуар писал цветы, обнаженных женщин, а Пикассо работал над композициями кубистических натюрмортов из трубок и ваз для фруктов. Значит ли это, что художник — эгоист, остающийся глухим и слепым к трагедиям своего времени? Конечно, нет, иначе почему эти люди с фанатичным упорством покрывают краской холсты, бумагу, режут по металлу, вырывают из мрамора скульптуры, часто жертвуют благополучием семьи, самих себя, своей жизнью, своим рассудком. Способность восхититься красотой, казалось бы, ненужных и бесполезных предметов, таких как крылья бабочки, лепестки цветка, перламутровая раковина, жила в человеке всегда».

Отсюда: http://tec-tecky.livejournal.com/1862654.html?thread=5998846

Спасибо, интересное исследование. Ко мне значит дошло как по испорченному телефону, вероятно. Исправлю.

Вот здесь ноги и появились -

Эрве Базен, французский художник, писал: «Во время войны 1870 года Сезанн писал яблоки. Во время войны 1914 г. Ренуар писал цветы, обнаженных женщин, а Пикассо работал над композицией кубистических натюрмортов из трубок и ваз для фруктов».
А я взяла уже из какого-то журнала лайвинтернет.

  • 1