Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Джеймс Кристи




Джеймс Кристи - аукционист с 1766 года




Портрет Джеймса Кристи кисти Томаса Гейнсборо(фрагмент).


Современники величали этого моряка, ставшего непревзойденным оратором,
«сладкоречивым лжецом» и «королем эпитетов


В Национальной портретной галерее (Лондон) хранится изрядно пожелтевшая от времени
карикатура под названием Eloquence or The King of Epithets — Красноречие,или Король
эпитетов. Это — Джеймс Кристи (James Christie), основатель аукционного дома
Christie’s.
В его правой руке молоток. Карикатурный Кристи выглядит довольным и улыбается столь
благодушно и одновременно хищно, будто вот-вот огласит крупную hammer price —
окончательную цену после удара молотка.




Неизвестный автор. Красноречие, или Король эпитетов (Джеймс Кристи). Конец XVIII века.


Джеймс Кристи (1730−1803) родился в Шотландии, в городе Перт. Он оставил о себе крайне
мало биографических сведений. Известно, что отец Кристи был англичанином из знатного
рода, а мать — шотландкой по фамилии МакДональд.

По профессии Кристи был военным моряком, впрочем, его морская карьера длилась недолго.
В 1750-х годах, собираясь жениться, он вышел в отставку в ранге мичмана. На флот Кристи
больше не вернётся, как не вернётся и в Шотландию. Вся его дальнейшая судьба будет
связана с Лондоном, где в декабре 1766 года он проведёт первые аукционные торги на
сумму чуть более 79 фунтов. С этого момента ведёт отсчёт история аукционного
дома Christie’s.

Как и благодаря чему Кристи первым из современников сообразил, что искусство можно
превратить в капитал, доподлинно не известно. Он пробовал себя в качестве коммерсанта
в разных сферах — от торговли сеном до скупки антиквариата.
В учреждении собственного аукционного дома Кристи не стал первопроходцем: на целых
22 года его опередил Сэмюэль Бейкер, основавший в том же Лондоне аукцион Sotheby`s.
Но если Бейкер начинал с продажи ценных книг, то именно Кристи первым сделал ставку
на произведения искусства. И, как показало время, не прогадал.

По-видимому, Кристи был одарён незаурядным коммерческим чутьём. Он интуитивно нащупывал
механизмы, сопутствующие удачной торговле. Первый из них, несомненно,«связи решают всё».
Джеймс Кристи дружил не просто с лучшими людьми своей эпохи,а с теми, кто напрямую
определяет общественные вкусы: Рейнолдсом, Гейнсборо,Уолполом, Гарриком.

Знаменитый художник Джошуа Рейнолдс основал и возглавил Королевскую академию художеств.




Джошуа Рейнолдс Автопортрет 1759


Его вечный соперник Томас Гейнсборо был лучшим живописцем своего времени.




Томас Гейнсборо Автопортрет 1749


Парламентарий Гораций Уолпол по совместительству подвизался популярным романистом
и литературным мистификатором.




Джон Жиль Эккард Портрет Горация Уолпола 1754


Актёр и директор театра «Друри Лейн» Дэвид Гаррик первым сделал актёрство престижной
профессией и был настолько боготворим публикой, что даже диктовал моду на одежду.
Вместе с аукционистом все они учредили так называемоеChristie’s Fraternity
— шуточное «Братство Кристи».




Ангелика Кауфман Портрет Дэвида Гаррика 1764


Вращение в подобном кругу помогало Кристи определять конъюнктуру, держать нос по ветру
или, говоря современным языком, отслеживать тенденции на арт-рынке,улавливать
предпочтения и симпатии общества — все те субъективные моменты,которые так или иначе
могут повлиять на спрос.

Особо показателен случай с Томасом Гейнсборо. Художник жил по соседству с аукционными
помещениями Кристи и часто приходил туда отдохнуть и развеяться. Очень скоро Джеймс
Кристи стал просить его делать это почаще: он заметил, что в те дни, когда на торгах
присутствует Гейнсборо, продажи увеличиваются на 15, а то и на все 20 процентов.

Гейнсборо,наделённый тонким чувством юмора и приятный в общении, был всеобщим любимцем.
Само его присутствие заряжало общество позитивом. В непринуждённой атмосфере люди
расслабляются и легче расстаются с деньгами. Им проще высвободить азарт и потратить
значительную сумму на что-то, еще недавно не казавшееся стоящим внимания.
Это открытие Кристи стало одним из столпов аукционного дела: для успешных продаж нужна
эксклюзивная атмосфера. Что-то такое, чего присутствующие не смогут получить ни в
каком другом месте.

Парадный портрет, позволяющий нам представить, как выглядел Джеймс Кристи, также
принадлежит кисти Гейнсборо. Он был отличный физиономист и психолог, поэтому уловил
главные черты аукциониста — его завидную самоуверенность, насмешливость и оптимизм.




Томас Гейнсборо Портрет Джеймса Кристи 1778


Много лет портрет провисел на видном месте в лондонском аукционном зале Christie’s,
пока в 1856 году не был продан в частные руки. Сейчас он находится в музее Гетти
в Лос-Анджелесе.

Ну, а дела Гейнсборо после написания портрета пошли в гору. Его живопись выросла в
цене, стали мгновенно раскупаться не только портреты, как до того, но и не слишком
пользующиеся спросом пейзажи. Джеймс Кристи на портрете, как видим,недаром опирается
на безошибочно узнаваемый по стилю пейзаж Гейнсборо. Выгоду cross-promotion,
взаимного продвижения, творцы искусства и его продавцы оценили еще в XVIII веке.

Уже тогда Джеймс Кристи использовал многие из стратегий, до сих пор эффективно работающие
в аукционном бизнесе. Именно он начал активно подключать прессу к освещению торгов. Еще
при жизни Кристи дом Christie`s стал издавать иллюстрированный каталог лотов. От Кристи
же идёт традиция устраивать неформальные вечерние предпросмотры произведений, которые
выставляются на продажу.

Экс-офицер королевского флота трансформировался в непревзойдённого оратора, лично вёл
торги и виртуозно представлял лоты — это тоже стало одним из факторов успеха его
аукционного дома. Кристи понимал, как сделать процесс волнительными и зрелищными,как
завести и подогреть публику. Он был не просто «королём эпитетов»: некоторые едко
именовали аукциониста «сладкоречивый лжец». Но чужое злословие — лишь обязательные
издержки имиджа успешного воротилы в любую эпоху.



Роберт Дигтон Великолепный оратор (Джеймс Кристи) 1794


С одной стороны, аукцион Christie`s и сейчас, в условиях жесточайшей конкуренции с
Sotheby`s, традиционно позиционирует себя не как инвест-площадку, а как пантеон
истинного искусства. Известен афоризм «Christie`s — это джентльмены,прикидывающиеся
аукционерами, Sotheby`s — аукционеры, прикидывающиеся джентльменами».

С другой стороны, репутация — тоже товар, и Джеймс Кристи понял это раньше и
основательнее многих. Да и, копнув биографию Кристи поглубже, можно обнаружить
этически сомнительные сделки. Например, он продал российской императрице Екатерине II,
охотно скупавшей через аукцион Christie`s живописные шедевры, «кровавые драгоценности»
Жанны Дюбарри.




Виргилиус Эриксен. Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике


Фаворитка Людовика XV после буржуазной революции во Франции была гильотинирована, и
в Европе упорно циркулировали слухи: её драгоценности попали на аукцион непосредственно
из рук палача.




Элизабет Виже-Лебрен. Портрет графини Дюбарри


Кристи был невозмутим и самоуверен, он легко игнорировал сомнительные слухи, когда
дело сулило несомненные барыши. А эта сделка принесла ему около 9 тысяч фунтов.




Франс Снейдерс Птичий концерт 1630-е


Стоит напомнить и о том, что Эрмитаж получил немало первоклассных шедевров именно
благодаря посредничеству аукционного дома Christie’s и лично Джеймса Кристи. В
последней трети XVIII века Екатерина II через князя Голицына скупала европейскую
живопись. В это же время в Лондоне один из внуков британского премьер-министра
Роберта Уолпола (1676−1745) вознамерился продать его богатейшее собрание живописи
— так называемую Хоутонскую коллекцию. Российская сторона была очень заинтересована
в приобретении.




Гвидо Рени Спор отцов церкви о христианском догмате непорочного зачатия 1625


Однако возникли неожиданные препятствия: просвещенное дворянство Англии не желало
выпускать из страны национальное достояние. По этому поводу даже состоялись прения
в парламенте. Но рынок на то и рынок, чтобы судьба и местонахождение шедевров
определялось не политикой,а платежеспособностью.




Антонис ван Дейк Отдых на пути в Египет (Мадонна с куропатками) 1630


В 1779 году на аукционе Christie’s коллекция Уолпола была приобретена за сумму около
40 тысяч фунтов представителями Екатерины II. Так Эрмитаж обогатился 198 картинами
Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Рембрандта,Снейдерса, Пуссена, Лоррена, Мурильо и других.
До сих пор уплывшая коллекция Уолпола считается самой большой культурной потерей
британской короны. Англичанам есть за что упрекнуть Джеймса Кристи, а русским —
поблагодарить.




Бартоломе Эстебан Мурильо Непорочное зачатие




Франс Снейдерс Фруктовая лавка


Женат жизнелюбец Кристи был дважды. Из его пятерых сыновей Чарлз и Эдвард стали военными,
о Сэмюэле и Элбани почти ничего не известно и лишь полный тёзка своего отца,
Джеймс Кристи младший, с успехом продолжил его дело.

Ныне аукцион Christie’s имеет представительства в крупнейших городах мира и вместе со
своим заклятым конкурентом Sotheby`s покрывает более 90% рынка мировых продаж
произведений искусства и антиквариата. Трудно даже представить более блестящее
развитие бизнеса, начавшегося два с половиной века назад с лёгкой руки бывшего
моряка в пыльном помещении печатного склада на Пэлл Мэлл.


Источник: artchive.ru



Tags: искусство
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments