Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Faig Ahmet



"Ковры - это оберег, портал в иные миры
и социальный код общества"




Faig Ahmet


Современные преображения ковров, которые преподносит азербайджанский мастер
Faig Ahmet, изумляют и покоряют публику по всему миру.
Что ЭТО? Психоделия? Крушение условностей или обращение к традициям?

Художник ответил на вопросы о творчестве и об открывшейся в Римском музее
современного искусства (MACRO) первой персональной музейной выставке его работ.





Faig Ahmet— художник уникальный. Его работы называют по-разному: «психоделические
ковры», «пиксельное искусство», «цифровые фантазии на тему восточных ковров»,
«3D — ткачество»… Иногда его творения словно «тают», стекая со стен, иногда,
напротив — взмывают вверх языками пламени. Они могут напоминать странно
завораживающие узоры в калейдоскопе, а нередко — бросать вызов самому пространству,
вырываясь из плоскости.





Каждая работа — это нечто большее, чем «дизайнерский ковёр от Faig Ahmet».
Это «продукт исследований», как говорит сам художник.





«Ковер — древний объект, связанный с современным обществом, и любые
изменения в нем могли вызвать интересные реакции и в социальных структурах»






— Faig, скажите, как становятся художниками?

— Быть художником — это стиль жизни. Я стал художником, еще не зная об этом, но
потом понял, что есть вид действительности, который идеально подходит для меня…
и поступил в Художественную Академию. А рисовать я начал раньше, чем говорить.






— В вашей семье были художники или мастера-ткачи?
Кто или что повлияло на ваш выбор профессии?


— В семье не было художников по ковру, но традиция ковров в интерьере присутствовала
всегда. Это были ковры, которые передавались по наследству, так что это, можно
сказать, было первым влиянием на меня: я с детства видел, насколько сильна эта традиция.
В дальнейшем это легло в основу моего творчества.






— Сейчас возможности и полеты фантазии художников безграничны. Почему вы выбрали
именно ковры как способ самовыражения? Что для вас ковры?


— Причин было много. Ковер — один из сильнейших объектов в этом регионе, остро
реагирующий на изменения среды. Например, с приходом ислама в регион дизайн ковра
кардинально изменился, и каждая династия правителей привнесла свои изменения.
Сильные изменения в дизайне ковра произошли во время правления династии Сефевидов.
В то же время основная структура дизайна ковра не изменялась. Это стало для меня
огромным полем для изучения. Ковер — древний объект, связанный с современным
обществом, и любые изменения в нем могли вызвать интересные реакции и в
социальных структурах.






…Другой причиной была связь с мистикой. Ведь ковер изначально был создан как оберег,
или портал в другие миры. Его симметричная структура строится на равностороннем
кресте и исходит от древних шаманов, использовавших эти символы как якорь возвращения
обратно в наш мир.






«Также ковер был способом выражения знаний,полученных в процессе мистического опыта,
которые не могли быть переданы словами. Это вторая стадия исследования, которым я
сейчас занимаюсь»






— Мы постоянно видим комментарии зрителей о том, что ваши работы открывают целый
философский мир… А если говорить о форме, — есть ли художники,которые работают
в такой же манере? Чем их стиль отличается от вашего?


— Есть художники, которые работают с ковром как с объектом, но мне повезло родиться
в стране, которая занимается традиционным ковроткачеством. Поэтому доступность
производства резко отличает мое творчество от работ других художников.
Я могу ставить любые эксперименты непосредственно с ковроткачами.





















Фаиг Ахмед не просто режет и перекраивает восточные ковры (нередко — старинные).
Он делает эскиз на компьютере, который скрупулезно, до пискеля, который должен
стать узелком, переводит на инженерную бумагу. Далее он отдает схему ткачам
(если точно — ткачихам) для «физического воплощения» нового объекта.





Бывает, художник делает объемные формы из бумаги, которые фотографирует и помещает
в эскиз ковра — методы создания иллюзий могут быть различны. На один проект
приходится десятки эскизов и масса ухищрений для того, чтобы разработать и
показать идею, создать схему ее «материализации».





— Faig, скажите, вы работаете только с азербайджанскими коврами?
Чем азербайджанские ковры отличаются от, скажем, узбекских?


— Кроме азербайджанских ковров, я также работаю с иранскими, индийскими и
среднеазиатскими. Но делить ковры по странам не очень профессионально: ковры
делятся на школы или регионы. Так, азербайджанские ковры отличаются даже внутри
страны. Но также есть тенденция, возникавшая в определенный период, которая
распространялась по региону. Например, типичной чертой узбекских ковров является
насыщенные цвета и флористический орнамент, а азербайджанский ковер имеет
различные геометрические узоры в зависимости от школы.






— Ваши работы часто называют «психоделическими» и «сюрреалистическими».
Что вы сами думаете по этому поводу?


— Я не очень приветствую обусловленность или контекст. Но если их так называют,
значит, мои работы все еще попадают под определение обусловленности, тогда как я
считаю, что главная цель искусства — это ломать любые законы. Определять «вид»
искусства — все равно что использовать молоток для чистки окон.





Faig Ahmed, 1982, живет и работает в Баку, Азербайджан. Он окончил факультет
скульптуры Азербайджанской государственной академии искусств в 2004 году.
Художник представлял Азербайджан на Венецианской биеннале в 2007 году, также
в 2013 г. принял участие в известном международном проекте 'Love Me Love Me Not',
которое проходило в рамках 55-й Венецианской биеннале и было показано и в Баку.
На счету Faig Ahmed — множество выставок, к том числе персональных, в галереях
разных городов мира, от Парижа и Лондона до Нью-Йорка.





Его работы находятся в музейных собраниях, — например, в Музее искусств округа
Лос-Анджелес (Los Angeles County Museum of Art — LACMA), Художественном музее
Сиэттла (Seattle Art Museum), — и в многочисленных частных коллекциях.
В 2013 г. художника номинировали на приз лондонского музея Виктории и Альберта
(Jameel Prize 3). Снова отметим и нынешнюю экспозицию в столице Италии — это
новый статус признания искусства мастера. В 2016 году его работы также будут
показаны в нескольких музеях США (Museum of Fine Art Boston, Bellevue Art
Museum, St. Louis Art Museum,Milwaukee Institute of Art & Design).





Совершим небольшую экскурсию по нынешней выставке Faig Ahmed в столице Италии.
Все работы, представленные в Римском музее современного искусства(MACRO) художник
создал специально для экспозиции, тщательно изучив архитектуру музея для их размещения.

Здесь можно увидеть и комплексные инсталляции, и, конечно же, ковры, которые являются
характерным элементом поэтики художника — теми особыми объектами,в которых легко
потеряться, и где элементы и символы непрерывно движутся, преображаются, дробятся,
тают… Несколько видеозаписей иллюстрируют проект и поэтику Faig Ahmed. Все экспонаты
выставки объединены одной идеей — суфизмом. Посредством формы мистического поиска
художник создает связь между сознанием и тем, что существует вне его.





Монументальная инсталляция в центре выставочного зала — ковровое покрытие и
минареты, — создает эффект волны, бросающей вызов законам физики и ошеломляющей зрителя.


Создание инсталляции.




— Фаиг, какой импульс вы желаете отправить зрителю, когда переделываете старинные ковры?

— На самом деле какого-то особого «послания» у меня нет. Я занимаюсь исследованием,
а искусство — это результат. Но, так или иначе, люди видят какой-то посыл в этих
работах, и он довольно прост: разрушайте границы, чтобы понять, что вы все еще в
границах. Это чувство свободы.






Ковер в преображенной действительности





— это еще и история, сюжет. Одна из очень впечатляющих — о работе «Recycled».
Этот 150-летний ковер был порезан в виде символа переработки, а когда-то принадлежал
женщине с юга Азербайджана. По традиции,девушка перед замужеством должна соткать
ковер, который лишь и позволялось забрать из родительского дома. И, когда молодая
девушка пошла против воли родни и сбежала с женихом из Карабаха, ковер ей подарила
бабушка. Прошли годы… Дом в Карабахе был разрушен — война… Остался лишь ковер,
который оказался у художника.





… долго не решался разрезать старый ковер (лично, своими руками, он так этого и не
сделал), однако в итоге была создана новая работа. Ее история была приведена в
каталоге выставки, и, как сказал мастер в одном из интервью, «думаю, таким образом я
сделал не только работу, но и дал жизнь воспоминаниям этой женщины».






— Скажите, после создания работ для выставки, над чем вы работаете сейчас?

— Над собой. Это самый интересный и самый доступный инструмент и материал. Также я
снимаю фильм, в котором рассматриваю ковер как социальную структуру или как код
общества. В этом фильме будут задействованы около 500 человек обоих полов и разных
возрастов. Идея заключается в том, чтобы рассмотреть общество как закодированный
механизм, который меняется по законам, которые уже вложены в это общество.
Я сторонник идеи детерминации, где нет места хаосу, но, только принимая эту идею,
можно найти выход в виде хаоса как силе воздействия на структуру.












Автор: Евгения Юрьева

Источник: artchive.ru, faigahmed.com



Tags: современное искусство, художник Faig Ahmet
Subscribe

Posts from This Journal “современное искусство” Tag

  • Совершите путешествие по городу вместе с художником

    Возможность путешествовать без свободы путешествовать через искусство. Появился повод для открытия имен, которые вы может слышите впервые. В…

  • Современный художник украденных поцелуев

    От Рон Хикс Родился в Огайо и вырос в Денвере. С самого юного возраста Рон Хикс знал, что его самая большая страсть – это искусство.…

  • Крыши Парижа в сумерках и другие сказки

    Я хочу стоять на этой крыше в сумерках; с теплым отблеском дома на моей спине и прохладным вечерним бризом, нашептывающим мне в уши истории о…

  • Бездонный юмор с абсурдом

    «Мир безумен и абсурден, На мой взгляд, юмор в искусстве – хороший способ с этим справиться». Frank Kunert Миниатюры от…

  • О самом длинном дне

    Один день назад Ма Сибо - Слайд в воде Ма Сибо, родился в Тяньцзине, Китай, в 1979 году. В 2001 году он получил BFA на отделении…

  • Ускользающая красота

    Valerio D’Ospina итальянский художник, работает и живет в США. Величайшая проблема современного искусства- определение жанра,…

  • Акварельный Таиланд

    В современном мире так тяжело оставаться всю жизнь верным своим идеалам. При столь богатом разнообразии сложно придерживаться одного…

  • Сюрреализм со странностями.

    От Ray Caesar Ray Caesar, — один из самых интересных представителей современного сюрреализма. Его биография окутана ореолом таинственности,…

  • Картины дождливых дней

    Иногда картины выглядят, как фотографии. Вот так представляет нам реалистичные картины дождливых дней израильский художник Shay Kun. Серия…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments