Pierre-Auguste Renoir - штрихи к портрету
Фредерик Базиль. Портрет Огюста Ренуара, 1867.
Огюста Ренуара не меняли деньги и слава, он терпеть не мог интеллектуалов и зануд,
а больше всего боялся, что его дети станут «коммерсантами». Он ценил научные достижения,
но был уверен, что наука встала на ложный путь: штучное производство заменяет серийным.
Ренуару был не важен действующий политический режим и идеология — он предпочитал
оставаться просто французом, обожающим Дюма и Ватто.
Антуан Ватто Туалет 1717,
1
Огюст Ренуар едва не стал оперным певцом. В церковном хоре, состоящем сплошь из
мальчишек, 13-летний Огюст чувствовал себя на своем месте: большие органные трубы
скрывали его от глаз молящихся, зато он видел и чувствовал всех. К утренней мессе
приходили грузчики, торговки, рабочие, швеи и мясники. «Именно тут, в эти
холодные зимние утра, я понял Рембрандта», — вспоминал Ренуар позже.
Театральная ложа (На концерте), 1880
У него был красивый баритон, нотная грамота и сложные пассажи давались все лучше.
Регентом хора и церковным органистом был тогда Шарль Гуно, еще молодой и неизвестный
(опера «Фауст» появится только через 10 лет), всерьез подумывавший в эту пору своей
жизни о принятии духовного сана. Регент был уверен: у Ренуара есть все шансы стать
известным оперным певцом. Он дает мальчику частные уроки, уговаривает родителей
выбрать для сына музыкальное образование, дарит билеты в оперу для всей семьи,
обещает зачислить Огюста уже сейчас в оперный хор. Он сможет совсем скоро зарабатывать
десятки тысяч в год!
Ложа, 1874
Но большие деньги для Огюста ни сейчас, ни позже, никогда не будут убедительным
аргументом. Подумать только — стоять на сцене у всех на виду, и никаких органных
труб, за которыми можно спрятаться. Нет, опера точно не для него.
У Ренуара были особые представления о богатстве и бедности. Он не ездил первым
классом и по 10 лет носил один костюм, в голодной юности ходил по немощеным улицам,
чтоб не изнашивались туфли, а став знаменитым и богатым, купил поместье Колетты,
чтобы спасти эту землю от вырубки 500-летних оливковых деревьев.
Автопортрет, 1876
«Богатый» он говорил, когда имел в виду «настоящий». Считал пошлым хрусталь и богатыми
— кривоватые зеленые бутылки, которые выдувались стеклодувами и не были похожи одна
на другую, богатым для него был темный хлеб и поросшая мхом черепица,а бедными —
подстриженные газоны, люстры, чехлы на мебели и книги об истории искусства в двух главах.
Автопортрет, 1899
Ренуар не давал чаевых официантам, но щедро одаривал обманутых нотариусами и прочих
несчастных, которые ежедневно просили у него денег для больного ребенка,умирающей
тетушки и невинно осужденного мужа. Родные оберегали художника от наглых просителей-
фантазеров, поэтому чаще всего «несчастные» подстерегали его по пути из дома в
мастерскую. Но и для этих случаев мадам Ренуар придумала схему защиты: натурщица,
завидев просителя, бежала в мастерскую и полностью раздевалась,быстро принимая
живописную позу. Только опасение, что натурщица простудится, могло заставить Ренуара
поскорее выпроводить визитера и топить вовсю камин, который для себя одного он
никогда не разжигал.
Пьер Огюст Ренуар Девушка за чтением
Пьер Огюст Ренуар Клод Моне (за чтением)
Ренуар обожал Дюма-отца и всем сердцем ненавидел Дюма-сына. Александр Дюма был настоящим
развлекателем и изобретателем французской истории. Ренуар был уверен, что развлекателей
(к которым он относил и себя самого) редко воспринимают всерьез и часто даже не
догадываются, как сложно на самом деле заставить читателя или зрителя улыбнуться.
Как только сыновья выучивались бегло читать, Ренуар подсовывал им «Трех мушкетеров»
и любимую «Графиню де Монсоро», а страстные любовные истории, измены, подлости и
прочие моральные отступления от воспитательной нормы считал проявлением настоящего
душевного здоровья писателя.
Пьер Огюст Ренуар Читающая мадам Моне
Пьер Огюст Ренуар Две девушки, читающие в саду
Ренуар завидовал другу Виктору Шоке, который был знаком с гениальным развлекателем.
Ренуар с восхищением выслушивал смешные и трогательные истории и сам рассказывал о
писателе всем, кто готов был слушать: «И что за чудесный человек сам старик Дюма!
Он, оказывается, плакал в тот день, когда ему пришлось убить Портоса!»
Пьер Огюст Ренуар Портрет Виктора Шоке
Дюма-сын безнадежно скучен и по-стариковски расчетлив. Он отказался от наследства отца,
чтобы не платить его долги! Ренуар и Шоке в беседах о своем любимом писателе выносят
сыну приговор: «Единственным оправданием «Дамы с камелиями» было бы заплатить долги
«Дамы из Монсоро».
Клод за игрой
Ренуар был безумным отцом. Он все делал не так, как положено или кем-то доказано,он был
волшебником, вдохновителем, сказочником. Чтобы угомонить маленького сына Жана на полчаса
для позирования, ему прямо в мастерской читали Андерсена. Однажды в мастерскую во время
такого детского сеанса заглянул кто-то из знакомых Ренуара и возмутился: «Зачем вы
читаете ребенку эту ложь? Он будет думать, что животные разговаривают!» Ренуар улыбнулся
и ответил: «Они и правда разговаривают!»
Ренуар с женой часто бывали в театре. Первый сын Пьер родился совсем недавно — и они
просили соседку присмотреть за малышом, уезжая на очередную премьеру. В антракте вдвоем
летели домой на фиакре, чтобы одним глазом взглянуть на спящего сына, и возвращались
точно ко второму акту. Потом то же самое они будут проделывать с маленьким Жаном,
независимо от надежности сиделки и родительского опыта.
Жан рисует
Жан не был красавчиком, походил на лягушонка и, увидев его впервые, мать в шутку
сказала: заберите от меня этого уродца. Но его волосы были — чистое золото. Сыновьям
отращивали шевелюры, преследуя две цели: защитить голову от возможных травм и
подарить Ренуару несколько новых вдохновляющих золотистых бликов на детских волосах.
Жан распрощался с волосами, когда родился младший брат
и любимая модель Ренуара — маленький Клод.
Пруд с утками
Ренуар участвовал в художнических дуэлях. Там не было шпаг и пистолетов,темпераментные
художники выясняли отношения при помощи картин. Эдгару Дегаоднажды страшно понравился
небольшой пейзаж, который Ренуар едва закончил. Не долго думая, Ренуар подарил коллеге
картину. А в качестве ответного подарка получил пастель с изображением лошадей.
Но подарки недолго радовали обоих художников: Ренуар пошутил, а Дега не любил шуток
по поводу своих убеждений.
Франция тогда разделилась на две части: одни были за еврея Дрейфуса, другие — против
еврея Дрейфуса. Еврей Писсарро, а вместе с ним Гийомен и Гоген, Сезанни Золя,
написавший знаменитую статью в защиту Дрейфуса, убеждены, что осужденный невиновен и
пострадал именно из-за нетерпимости французов к евреям. Дега, уверенный антисемит
и французский аристократ, вместе с несчастным Дрейфусом презрительно фыркает в сторону
бывших друзей, отпетых социалистов. А Ренуар… Ренуара смешит та ярость, с которой
бывшие друзья рвут связи и перестают общаться.
Жокеи на тренировке
В разгар этой дрейфусарской истерии Писсарро пригласил Ренуара участвовать в очередной
выставке импрессионистов. Дега разволновался: «Вы же откажетесь?»«Чтобы я выставлялся
с Писсарро, Гийоменом и Гогеном, этой шайкой евреев и социалистов, да вы с ума сошли!
Я слишком боюсь себя скомпрометировать!» — улыбается Ренуар.
Дега шутку не оценил, в бешенстве он возвращается домой и тут же отправляет Ренуару
назад его несчастный пейзаж. Не раздумывая ни минуты, Ренуар с тем же посыльным
возвращает Эдгару Дега его злосчастную пастель.
Новый мост
Политика для Огюста Ренуара была делом второстепенным и не стоящим внимания. «У толпы
нет мозгов!» — шутил Ренуар, вспоминая историю о том, как его приняли за шпиона,
рисующего план набережных Сены, и едва не утопили на месте. Быстро собравшиеся зеваки
вошли в азарт и требовали немедленной расправы над шпионом. Но случилось чудо:
гвардейцы решили не топить Ренуара, а расстрелять.
Расстрел решено было перенести в мэрию, но чудо случилось еще раз. Уже попрощавшись
мысленно с жизнью, Огюст шел на расстрел и вдруг увидел знакомое лицо — это был Рауль
Риго, беглый журналист-республиканец, которого несколько лет назад Ренуар спас от
голодной смерти и поимки. Теперь Риго был комиссаром полиции и важным человеком, в
честь художника поймавшие его гвардейцы бодро спели Марсельезу и отпустили
с заветным пропуском.
Дорога в Лувесьенне
В Париже уже была Коммуна, а за его пределами — версальцы-монархисты, между ними —
аванпосты. Пропуск республиканцев у него уже есть, а значит, теперь можно смело
навещать семью, которая пережидает парижскую бойню в Лувесьенне. Пропуск версальцев
тоже окажется у художника в кармане совсем скоро — еще один старый друг позаботился.
Главное — не показывать ни одной из сторон пропуск противника
— иначе от расстрела уже никакое чудо не спасет.
Между аванпостами Ренуар нашел дерево с вместительным дуплом. Перед пересечением
границы он брал из дупла нужный пропуск, а опасный прятал. Идя назад,совершал
спасительный обмен. У него была семья по одну сторону и пара незаконченных
картин — по другую.
Анна Сидельникова
Источник: artchive.ru
***
Скоро лето, для любители тенниса в ожидании игры на открытых кортах, так что надо
не забыть обзавестись специальной обувью. Компания Мега Турник поможет поможет
выбрать кроссовки для тенниса украина адаптированные к покрытию корта, обеспечивающие
необходимую амортизацию, износоустойчивость, воздухопроницаемость и поддержку.
А главное – удобство и качество.
Journal information