?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Искусство слышать


«Нет рубежей между искусствами,
музыка объединяет в себе поэзию
и живопись и имеет свою архитектуру».

М. Чюрленис



Живопись, которая поет.


Mikalojus Čiurlionis - музыка, живопись, поэзия, любовь





Любовь — это старая песенка.
Любовь — это качели радуги,
подвешенные на белых облаках.
Любовь — это мгновение блеска
всех солнц и всех звезд.
Любовь — это мост из чистого золота
через реку жизни, разделяющую
берега «добра и зла».

Любовь — это крепкие белые крылья.
Любовь — это старый сосновый лес
в жаркий полдень, это отдых в лесу
под убаюкивающий шум сосен.
Любовь — это дорога к солнцу,
вымощенная острыми жемчужными
раковинами, по которым ты должен
идти босиком.


Чюрлёнис как никто другой воплотил синтез искусств, к которому стремились все символисты.
Равно одаренный и преуспевший в музыкальной композиции и в живописи, он приступил к
рисованию с умом уже состоявшегося, выдающегося композитора и смог так освежить стилевые
искания художественного модернизма, что оказался в числе самых крупных новаторов-
абстракционистов.

Все почти 400 музыкальных произведений Чюрлёниса, как и более 300 живописных и
графических работ, написаны в одно десятилетие, с 1901 до 1911 года.

Музыкальность картонов и холстов Чюрлёниса всестороння. Половина из них — циклы с
нумерацией, названиями и устройством как у музыкальных жанров: Сонаты (Соната солнца,
Соната моря, Соната ужа, Соната весны), Симфонии, Прелюды с фугами.


«Соната солнца»


Из вечности,
Из синей глубины
Кругами поднимается
Вращенье,
Огня земного
Алое цветенье,
И белых вод кипящих
Отделенье,
И мощное кружение
Волны.





Микалоюс Константинас Чюрлёнис Соната солнца. Аллегро 1907




Микалоюс Константинас Чюрлёнис Соната солнца. Анданте 1907




Микалоюс Константинас Чюрлёнис Соната солнца. Скерцо 1907




Микалоюс Константинас Чюрлёнис Соната солнца. Финал 1907


«Соната моря.»

Могучее море. Велико, беспредельно, безмерно.
Целое небо обводит своею голубизной твои волны,
А ты… дышишь тихо и спокойно, ибо знаешь,
Что нет конца твоей мощи, нет пределов твоему величию,
Твоё бытие бесконечно.
Велико, могуче, прекрасно море!





Соната моря. Анданте 1908,


На морском дне смутно виднеются затопленные корабли и города. От них вверх поднимаются
две линии не то жемчужин, не то пузырьков воздуха. Чья-то неведомая рука держит маленький
парусник, спасая его от поглощения пучиной. И над этим фантастическим пространством струят
желто-зелёные лучи два солнца.




Соната моря. Аллегро 1908


В «Аллегро» мы можем видеть, как волны ритмически накатывают на побережье,
а холмистый берег противостоит их напору.




Соната моря. Финал 1908


В«Финале» изображён уже мощный шторм, беснующаяся водная стихия


«Соната весны»

Мерцающие красные холмы,
Шумящих трав
Зеленое движенье,
Во всем дыханье Жизни,
Возрожденье
Ручьев и рек,
И в небеса стремленье
Людей и птиц
Велением весны…
От птиц, закрывших небо,
Белизна,
Как будто облаков
С небес паденье,
И в сердце
Тишина освобожденья,
Каких-то сил незримых
Пробужденье,
И новая,
Иная глубина.





Соната весны 1907


«Сотворение мира»

...Помни, что исполнятся все наши
желания, все мечты. Счастье с нами,
а если судьба слегка мешает и стесняет,
то уж такая у нее привычка...


Помимо весьма условных живописных тональностей, в каждой работе Чюрлёниса есть формирующие
эту тональность островки цвета и те избранные тона, которые показывают ее затейливую
«аккордику». Есть свои «тембры» — шероховатый штрих,вибрирующий воздух, проступающие
линии-мелодии. Есть своя градуировка интенсивности цвета — соответствие звуковой громкости.




Сотворение мира IX 1906


Композиция картины Чюрлениса из цикла «Сотворение мира» строится по законам музыкальной
гармонии. Стебли фантастических растений тянутся вверх, почти не переплетаясь и вспыхивая
время от времени яркими красно-оранжевыми цветами. Их тропическое буйство передаёт
интенсивность и пульсирующую энергию происходящих процессов. Чюрлёнис в своей живописи
словно улавливает и передает ритмы природы – вечно повторяющиеся и все же изменчивые,
в то же время он пишет реальность с иными, отличными от земных, параметрами.
Искусствоведы говорят, что в созданном Чюрлёнисом пространстве нередко отсутствует
сила земного притяжения.

Некоторые картины уподоблены слышанию хоровых партитур: например, в «Сотворении мира»
фундаментальным басам внизу созвучен верхний голос, а связанные с ними яркие реплики
мелодии расцветают в мягко пульсирующем объёме средних голосов.

Диптиха «Прелюд. Фуга»

Я, как Бог, един в трех лицах.
Я свеча. Горю, копчу.
Мотылек. По воле Рока
В той свече сгореть лечу.
И сторонний наблюдатель.
Знаю все наверняка,
Но стремлюсь душою - крыльями
В злое пламя языка....





Микалоюс Константинас Чюрлёнис Прелюд. Из диптиха "Прелюд. Фуга" 1908


У двух частей диптиха «Прелюд. Фуга», как и положено, общая тональность — чуть сумрачная,
но светлая и прозрачная, в сторону надежды: фа-диез минор или ми минор. В Прелюде (обычно
это «схваченное» звуками состояние или сюжет-«присказка») силуэт огромного челна,
практически неразличимого в акварельном фоне, образованном морем и воздухом, угадывается
по коротким черточкам-ноткам тени. Чёлн потому так важен, что исчезнет из вида, когда
солнце взойдёт повыше или окончательно сядет, и город на берегу явит свою размеренную
полифонию. В ней предполагается гибкий неспешный мотив, «утолщающийся» от четырехкратного
повторения, с переходом в мажорный эпизод и напоследок встающий стеной; но здесь только
наметки будущей фуги. Она развернется в отдельную картину.




Микалоюс Константинас Чюрлёнис Фуга. Из диптиха "Прелюд. Фуга" 1908


Тут на переднем плане и на горизонте («таймер») — снова изогнутые мотивы города,с вершинами
холмов и шпилей, подчас в несколько слоёв, однако есть и другая тема,и она развивается
по-своему — но и одновременно с первой. Ее прихотливая линия почти симметрична — как если
бы вы попытались обрисовать резной контур ёлки. Вдали она — со сдвигом по «шкале времени»
— отражена: спуски вместо подъемов,и наоборот. Музыканты сказали бы «тема проведена в
обращении». Также время от времени контур обрисовывается более мелкими или более крупными
движениями — тема идет более дробным или, соответственно, более крупным ритмом
(«в уменьшении» или «в увеличении»).




Соната ужа 1908


Виднеющиеся друг из-за друга ёлки — это«ускоритель» фуги, он называется стретта: тема еще
звучит в одном голосе, и уже началась в другом — выше или ниже, светлее или темнее.
Иногда ёлку заслоняет городской рельеф, иногда наоборот; в конце остается только город.
И как живые деревья никогда не идентичны друг другу, так и в фуге тема не может
повторяться буквально — в этом и состоит смысл показывания ее разных возможностей.

Двухтемную фугу хоть раз в жизни писал каждый композитор-полифонист. Можно представить,
что Чюрлёнис вообразил её, но вместо нотной записи нарисовал темперой. Так что сыграть
ее невозможно, но можно подобрать аналоги из мирового музыкального наследия. Например:


— Дмитрий Шостакович, Прелюдия и фуга ми минор из цикла «24 прелюдии и фуги для
фортепиано» (1950−1951). Эта фуга как раз двухтемная.


— Подходящая «по духу» музыка из опусов Чюрлёниса — первая часть (Allegro moderato)
струнного Квартета до минор (слушаем с нуля до 11:00), суровая музыка о себе и мире,
с просветлениями, как солнце в пейзаже.


Shostakovich - Prelude & fugue e-moll – Richter




Ciurlionis - String quartet c-moll - Allegro moderato




Источник: artchive.ru




Posts from This Journal by “музыка в живописи” Tag

  • Музыкальный Ад

    Мелодия, которую Иероним Босх спрятал в своей картине 525 лет назад «Сад земных наслаждений» – самая известная, загадочная и…

  • Игра музыкантов

    На протяжении веков артисты выступали, играя на музыкалных инструментах вживую, без записи. И это нашло отражение в живописи. Rudolf…

  • Музыка

    Музыкальные мотивы в живописи – музыка объединяет Hermann Kern (1838-1912)-‘false note’- Private collection Eugenio Eduardo…

  • Джаз

    Мне не надо взаимность, я её не прошу... Дайте хоть одну ноту, всего, лишь, одну.. Я по ней наиграю мелодию Вас... Неслучившейся встречи тоскующий…

  • Искусство слышать

    Живопись, которая поет. Сандро Боттичелли. Весна Насквозь аллегоричную «Весну» Боттичелли писал по заказу флорентийского…

  • Музыканты эпохи ренессанса

    Художники эпохи возрождения в своих произведениях обращались к изображению музыкантов своего времени Niccolò dell'Abbate…

  • Искусство слышать

    «Любовь всегда в компании музыки» Все музыканты - "дети Венеры" Так учила Средневековая астрология. Эту мысль подтвердил Джорджо Вазари,…

  • Искусство слышать

    Все музы в гости к нам Лавиния Фонтана Аполлон и Музы (Парнас) 1600 «Да прибудут с тобой музы» - …Так говорили…

  • Искусство слышать

    Живопись, которая поет. William Turner - туманы, брызги, блики William Turner ( 1775— 1851) — британский живописец, мастер…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.