Да здравствует, источник радости!
Фонтан, как символ в живописи.
Фонтаны некрасивыми не бывают.
Для людей Древнего мира, цивилизаций Средиземноморья и Азии это гидравлическое устройство
было жизненно важным. И бедные, и богатые равно нуждались в воде и все тянулись к источнику…
Художники не обделили декорированный источник своим вниманием и он занял свое место среди
живописных кодов.
Преемница римской империи — Византия передала христианству это благо древней цивилизации в
виде многозначного символа. Прежде всего, для омовения рук священники перед службой
использовали специальный рукомойник, который называется лавабо. Это приспособление в
католических монастырях чаще всего имело форму фонтана.
Поскольку церкви была необходима жесткая организационная вертикаль, то неудивительно,что
в иконописном искусстве появился мотив многоярусного фонтана, объединяющего церковь и
общество. Верхний ярус, как правило, символизировал идею Бога, даровавшего святую воду —
животворную для христианского общества.
***
Подобное представление о мироустройстве отразилось на алтарном полотне «Фонтан грации и
триумф Экклесии» работы последователя Ван-Эйка.
Символ купели в виде фонтана, как места для крещения(баптистерия) и в то же время Рая
впервые появился в V веке в иллюминированных манускриптах и позже в настенных росписях.
Как правило, это фонтан шестигранной структуры, накрытый куполом. Колонны на переднем плане
представляют четырех Евангелистов, от которых берет силу слово Господа и четыре потока Рая,
символизирующих поток Божьей благодати даруемой всем.
(Иллюстрации к Библии эпохи Каролингов, заказанной для увековечивания крещения сына Карла
Великого в 781, а также в Евангелии из монастыря Св. Медарда в Суассоне).
Раннехристианский (часто встречающийся в катакомбах) сюжет — Святые Петр и Павел и два
голубя у фонтана, символизирующие души, пьют из источника живой воды в раю. (Мавзолей
Галлы Плацидии. Вторая четверть V века. Равенна).
***
Идея жертвенности Христа своеобразно трансформировалась в Западной живописи, правда, и
тут она достигла вершин изощренности. Как это можно видеть на центральной картине
Гентского алтаря («Поклонение мистическому агнцу»), завершенной в 1432 году Яном Ван Эйком.
Агнец, символизирующий Христа, стоит на жертвенном алтаре, а из его ран течет кровь,
наполняющая Фонтан жизни, символ христианской веры, с надписью: «Это источник воды
жизни, исходящий от престола Бога и Агнца». Вода из нижней части фонтана выливается
в русло, уложенное драгоценными камнями и стекает в направлении алтаря.
Аналогичный сюжет присутствует в миниатюре Книги часов, вероятно рисованной в Генте
в конце XV столетия.
В дальнейшем эта тема успешно прижилась в испанской культуре, приверженной кровавым
религиозным традициям, как, например, на этой мексиканской иконе XVIII века из
Бруклинского музея.
***
Жарким днем, пожалуй, не найти лучшего места для отдыха, чем у прохладной водицы в тени
деревьев. Настоящий райский уголок. Именно поэтому уже в садах раннего Средневековья
фонтан стал фактически необходимым атрибутом, символом Эдемского сада и романтической любви.
Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками на четыре квадратные части
крестообразно (что имело символическое значение). В центре, на пересечении дорожек,
полагалось быть колодцу или фонтану, в общем, небольшому водоему, который, кроме того,
что символизировал чистоту веры и неиссякаемую благодать служил по назначению — снабжал
водой. И в этой связи нельзя не вспомнить библейскую историю о Вирсавии (Батсебе).
Парис Бордоне (1500−1571). Батсеба
Сюжет о красавице, которую царь Давид увел от мужа — военачальника Урии и ставшая матерью
царя Соломона — один из любимейших в изобразительном искусстве, начиная с иллюстраций
XI—XII вв. В этом случае красавица не столько совершает омовение, сколько эта гигиеническая
процедура в купели отождествляется с крещением. Батсеба нередко символизирует Непорочную,
а царь Давид — Господа и супруга стремится очиститься перед встречей с возлюбленным.
Карл Брюллов. Вирсавия
***
Популярный мотив православных икон — Богоматерь с младенцем в фонтане,из которого выливается
вода. (Живоносный источник. Монастырь Зоодоху Пиги, о. Корфу). Традиция происходит от
источника близ Константинополя, где проявилась чудодейственная благодать Божьей матери.
В то же время, Живоносным источником называют саму Богородицу.
Следует учесть, что источник Пресвятой Девы — реально существует на Святой Земле, в
Назарете, где происходили ключевые библейские события: Благовещение. Дело в том, что вода
в этом месте поступает из двух цистерн, наполняющихся весной и осенью. Эта система существуе
с древности и вполне могла помнить Пресвятую Деву. Неудивительно, что фонтан оказался связан
с Благовещеньем Пресвятой Богородицы, весенним праздником расцветающей природы и
полноводных потоков. Именно поэтому зачатие Христа связано с весной и вешними водами и,
опять таки, фонтаном. Изображение эстетизированного источника воды на картинах трактуется
не только как символ нарождающейся жизни, но и как проявляющейся Веры.
***
Фонтаны Италии, конечно, заслуживают отдельного разговора. Эти архитектурные шедевры
совершенно не разделяли сумрачный настрой адептов христианства, призывающих к
ограничениям и воздержанности.
Фонтаны ренессанса и барокко переполняет языческая радость, а обращение к античности и
вовсе свидетельство об иных идеалах и ценностях.
Идея фонтана (верней, источника) вечной молодости, (он же фонтан живой воды) приобрела
особую популярность в позднем средевековье и к религии этот сюжет уже не имеет никакого
значения. (Во внутреннем мире человека особое место начала завоевывать эротика, к тому
же, если учесть сложные отношения средневекового общества с гигиеной тела). Это чудо
искали все: от Геродота до Александра Македонского.
Почти за 1,5 века до Кранаха. Жак Иверни. Фонтан молодости, деталь, фреска.
Неудивительно, что Лукас Кранах Старший (1472−1553) картину «Фонтан вечной юности» (1546)
рисовал в 74 года.
Увы, зима жизни — нелегкое испытание. И совершенно очевидно, что к религии этот сюжет уже
не имеет никакого отношения: пожилые люди, кто самостоятельно, а некоторых приносят,
погружаются в бассейн. Через некоторое время они выходят уже молодыми, достаточно модно
одетыми и прекрасно проводят время. Как никак, у Иеронимуса Босха парк с фонтаном уже
символизировал сладострастие и плотское наслаждение («Сад земных наслаждений», «Путник»;
1500−1510), хотя над этими человеческими слабостями еще довлело предчувствие Страшного Суда.
***
Картина Тициана «Любовь земная и небесная» (1514), привлекающая внимание прежде всего,
изображенными красавицами, на самом деле полна загадок. Фонтан на полотне и вовсе
оказывается саркофагом, правда Купидон своей ручкой оживляет мертвую воду. Изображения
фонтана и большого дерева имеют множественные значения. Для кого-то это чистая река
«Воды жизни» и Древо жизни, дающее листья «для исцеления народов»(Книга Бытия, Откровения
Иоанна Богослова). Для кого-то — Древо жизни, и Вода жизни ассоциируются с таинствами
Церкви — крещением и Евхаристией. В этом случае жест руки путти, перемешивающего воду
в фонтане, порой связывают с ритуалом крещения,в частности с освящением воды купели.
***
Дадаистов тошнило от изысканных символистов, реалистов, и прочих любителей красивостей,
отражающих томный мир с волоокими девами, гуляющими по роскошным садам и паркам и
мечтательно заглядывающимися на свое отражение в воде. Очевидно, это и подтолкнуло
Марселя Дюшана предложить свой вариант источника — и радости, и жизни, и вечной молодости.
На нью-йоркской Выставке независимых в 1917 художник представил писсуар под названием
«Фонтан». Ироничное название этого объекта придавало ему статус «произведения искусства».
Нынче этот реди-мейд (предмет, который становится предметом искусства потому, что художник
объявляет его таковым) почитают как важную веху направления искусства XX века, а
британские специалисты признали его величайшим произведением своей эпохи.
Традицию продолжил Брюс Науман, представив различные вариации все того же фонтана и самая
популярная из них — «Автопортрет в виде фонтана». Обыгрывая среди прочего шедевр Дюшана.
И в данном случае реди-мэйд — сам человек. Он дал свой ответ на вопрос: что делает
художника художником?
Ян Фабр, бельгийский художник и театральный постановщик тоже не прошел мимо многозначного
символа в инсталляции «Фонтан мира как молодой художник». Среди надгробий лежит молодой
человек (Фабр очень любит масштабные инсталляции) с расстегнутой ширинкой. Каждые 10 минут
появляется фонтан спермы — символ жизни и омолаживания.
Одно можно сказать — пока живы художники — фонтан всегда будет востребован.
Источник: artchive.ru
Journal information