18 апреля 1928 года
Музыка для толстых
М. Горький в Сорренто. Фото 1927–1928
18 апреля 1928 года выходит газета «Правда» со статьей Максима Горького о джазе под
заголовком "Музыка для толстых".
Вот как описывает "пролетарский писатель", находящийся в это время на итальянском
курорте на полном государственном обеспечении, джазовый концерт:
"...Вдруг в чуткую тишину начинает сухо стучать какой-то идиотский молоточек — раз, два,
три, десять, двадцать ударов, и, вслед за ними, точно кусок грязи в чистейшую прозрачную
воду, падает дикий визг, свист, грохот, вой, рев, треск; врываются нечеловеческие голоса,
напоминая лошадиное ржанье, раздается хрюканье медной свиньи, вопли ослов, любовное
кваканье огромной лягушки; весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется
ритму, едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать,
что то играет оркестр безумных; они сошли с ума на сексуальной почве, а дирижирует ими
какой-то человек-жеребец, размахивая огромным фаллосом... Это — радио... утешает мир
толстых людей, мир хищников, сообщая им по воздуху новый фокстрот в исполнении оркестра
негров. Это — музыка для толстых. Под ее ритм во всех великолепных кабаках “культурных”
стран толстые люди, цинически двигая бедрами, грязнят, симулируют акт оплодотворения
мужчиной женщины".
Луи Армстронг, трубач и певец
Несмотря на гонения, советский джаз выжил.
Первоначально начал функционировать в СССР в увеселительных заведениях больших городов.
Результатом этого стало то, что он неизбежно оказался в условиях коммерческой эстрады
со всеми её уродливыми явлениями с хмельными танцзалами, наполненными толпами танцующих
модные во всём мире чарльстон, шимми, фокстрот, с ресторанным угаром и проституцией.
Всё это в глазах обывателей являлось синонимом буржуазного образа жизни, с такой
страстью отвергаемого советской пропагандой.
Днём рождения советского джаза считается 1 октября 1922 г., когда в большом зале
Центрального техникума театрального искусства (позднее – ГИТИС) состоялся первый
концерт ансамбля Валентина Парнаха.
Валентин Парнах
«Эксцентрический джаз-банд» Валентина Парнаха привлёк внимание одного из реформаторов
сцены – В. Мейерхольда, который пригласил коллектив для работы в своём театре, и в
течение двух лет оркестр принимал участие в спектакле «Д. Е.» («Даёшь Европу!») по
одноимённому роману И. Эренбурга.
Джаз-банд Валентина Парнаха
А в результате оркестр Парнаха стал первым в мире джазовым коллективом, приглашённым
на работу в государственный академический театр.
К концу 30-х годов более трети отечественных пластинок с джазом содержали произведения
советских авторов. По причине изоляции от Запада джаз в СССР был явлением самобытным.
Важная черта советского джаза - связь с театром и песней. Это объяснялось давними
традициями русской легкой музыки, в которой господствовали водевиль и вокальное искусство.
Лишь немногие ансамбли играли чисто джазовую музыку.
Савой-блюз, А. Цфасман. Ноты, первое издание, Москва, 1927 (художник Гольштейн)
Создание в 1927 году оркестра под управлением Александра Цфасмана («АМА-джаз») в Москве
и почти одновременно с ним оркестра под управлением Леопольда Теплицкого в Ленинграде,
положило начало профессиональному джазу в СССР.
Репертуар этих оркестров составляли, в основном, произведения зарубежных авторов,
джазовые транскрипции сочинений композиторов-класси-ков, блюзы и спиричуэлс.
В 1929 году в Ленинграде создается другой джазовый оркестр под управлением Георгия
Ландсберга и Бориса Крупышева («Ле-нинградская джаз-капелла»), который включает в
программу кон¬цертных выступлений, кроме зарубежных пьес, произведения мо¬лодых
советских авторов, работавших в области джаза — Алексея Животова, Генриха
Терпиловского, Николая Минхаи др.
Ленинградская джаз-капелла Георгия Ландсберга. 1930
В марте 1929 года состоялась премьера «ТЕА-джаза», органи¬зованного актером Ленинградского
Театра Сатиры Леонидом Уте¬совым и трубачом Яковом Скоморовским. «ТЕА-джаз», т. е.
теат-рализованный джаз, строил свои выступления по определенному сценарию, включая в
программу эстрадные номера, песни, танцы, скетчи и т. д. Именно для этого коллектива
стал писать музыку Исаак Дунаевский.
А Утесов вместе со своим джаз-оркестром "Теа-джаз"
В 1938 году в Москве создается Государственный джаз-оркестр (художественный руководитель
М. Блантер, главный дирижер В. Кнушевицкий). Тогда же был организован и оркестр
Всесоюзного радиокомитета, которым вначале руководил А. Варламов, а затем А. Цфасман.
Советская джазовая музыка стала регулярно звучать по радио.
Джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета в Московской телестудии. 1938
В конце 30-х годов джазовые оркестры возникают и в союзных республиках:
Государственный джаз-оркестр Азербайджана (п/у Т. Кулиева),
Государственный джаз-оркестр Армении (п/у А. Ай¬вазяна),
Государственный джаз-оркестр Грузии (п/у Р. Габичвадзе).
В 1962 г. впервые на зарубежный джаз-фестиваль выехал со¬ветский ансамбль в составе:
А. Козлов, А. Товмасян, Н. Громин, А. Буланов, А. Егоров, выступление которого на
варшавском джа¬зовом фестивале (1962 г.) прошло с большим успехом.
Об уровне советского джаза говорит такой факт: в 1944 году легендарный американский
джаз-оркестр Гудмена сыграл "Интермеццо" Александра Цфасмана, присланное из СССР.
Кларнетист Бенни Гудмен, прозванный «королём свинга»
***
Все компании и фирмы, работающие в России, Украине и Казахстане
вошли в каталог Бизнес Справка в раздел
«Администрации районов, округов региональной власти в Москве».
Также совершенно бесплатное добавление Фирмы можете сделать и вы,
если информация о данной фирме в справочнике отсутствует.
Journal information