Галерея искусства Советского Союза
Советский модернизм
С выставки:
«Советский модернизм — феномен культуры и дизайна XX века»
Эпоха так называемого советского модернизма, который датируется официально 1955–1985
годами, испытывала на себе огромное влияние мирового контекста, но при этом сохраняла
свою идентичность. В 60-х все меняется, и в моду приходит минималистичная эстетика,
в которой можно легко угадать влияние «Баухауса»: все должно быть функционально
и лаконично.
Блюдо декоративное.
Автор З.В.Алексеева. Фарфоровый завод «Пролетарий», 1960
Собиратели фарфора очень любят авторские вещи, связанные с темой космоса, а советское
стекло — это отдельная тема. Традиционно стеклом занимались большие художники (основателем
возрождения художественного стекла является скульптор Вера Мухина). Росписью фарфора
занималось много известных советских художников: от Лебедева и Дейнеки, Щекотихиной-Потоцкой
и Чехонина до Фрих-Хара, Никитина и так далее. Так что работа с фарфором и эскизами —
большая тема для наших художников, и 1960-е не стали исключением, просто в это время
на первый план вышла тема космоса.
Два декоративных блюда, расписанные художницей Алексеевой, как и вазы, должны были украшать
интерьер, и все работы предполагались быть тиражными — кроме экспериментальных вещей.
Но иногда так случалось, что некоторые вещи выходили малым тиражом или были единичными.
Работы Эрика Булатова
В 1960-е границы пусть немного, но открылись — к нам приехали американцы и показали свою
первую национальную выставку. А наши художники смогли вживую увидеть Поллока и Рихтера.
Стали появляться работы замечательных живописцев — и в экспозицию вошли работы Краснопевцева,
Зверева, Булатова, Пивоварова. Конечно, авторитарный режим провоцировал ответную реакцию,
но нельзя отрицать, что это был один из самых ярких периодов советского времени в смысле
взаимопроникновения западной и нашей культур.
Мало кто знает такого Эрика Булатова — это его ранняя модернистская вещь, как раз
60-е годы творчества.
Николай Силис «Дискоболка»
Николай Силис - советским Генри Мур. То, что он делал, настолько созвучно западным
тенденциям, и оттого очень интересно видеть реакцию западного зрителя на его работы
— никто и никогда не мог себе представить, что такие работы делали в Советском Союзе
в 1960-е.
Он же является автором первой абстрактной монументальной скульптуры «Соленоид»,
установленной в 1967 году в Красноярске. Тогда было много споров о том, стоит ли
ставить такую абстракцию или нет, — в итоге она была установлена.
Небольшая скульптура — «Дискоболка» работы 1960-х годов.
Живопись Виктора Пивоварова
Работа конца 1970-х, краткий период в творчестве Пивоварова, когда он работал с абстракцией.
Они выполнены в интересной технике — это нитроэмаль, постмодернистская техника, которую они
с Кабаковым использовали в своих ранних работах. Эта краска совершенно не предназначена для
того, чтобы писать ею живопись, — это техническая краска с резким запахом. Интересно, что
здесь тоже позаимствована западная идея — постмодернисты использовали этот материал,
превращая свое произведение уже не столько в живопись, сколько в арт-объекты, произведения
дизайна.
Скульптура «Разговор — молодость». Автор Н.А.Малышева. Дулево, СССР
Эта работа Малышевой, одно из первых проявлений советского эротизма в скульптуре. На фоне
монументальных работ, которые создавались в то время, «Молодость» выглядит легко и чудесно
— в ней есть движение. Во время оттепели в работах многих художников можно было увидеть
открытость и расслабленность — они позволяли себе то, что никак не было связано с
политической программой, и чувствовали себя более раскованно. Это интерьерная статуэтка,
которая существует в единственном экземпляре.
Этажерка. СССР, 1960-е
Деревянная скульптура 60-х годов здесь замечательно разговаривает с Краснопевцевым — видно,
что это художники одного периода, им точно так же созвучны замечательное советское кресло
и шкаф, которые погружают нас в эпоху советских вещей, ничего общего не имевших с пропагандой.
Да, мебель была ответом на задачи правительства в своей социальной программе. Например,
были разработаны габариты этой мебели: если на нее посмотреть в большом пространстве, то
окажется, что она довольно небольшая. Но в то же время это отдельное кресло с равным успехом
могло бы появиться во Франции, Скандинавии и Америке. Оно прекрасно отражает функционализм
1960-х годов. Здесь нет активной агитационной символики — пусть они и имеют серьезную
историю под собой, но вместе с тем абсолютно вплетены в международный контекст.
Что касается авторства, то вся эта мебель разрабатывалась конгломератом авторов, целыми
конструкторскими бюро: если в сталинское время была четкая привязка к именам то в
1960-е за каждым предметом стоит уже группа авторов. Архитекторы в сталинское время
занимались и внутренними интерьерами, благодаря этому объекты можно было рассматривать
в комплексе, как единство внешней архитектуры и внутренних пространств. Дизайн интерьеров
как отдельное направление появилось позже, именно в хрущевское время. Смена стиля привела
к тому, что архитекторам сталинского времени приходилось себя переламывать и перебарывать.
Они совершенно не понимали такое упрощение, но для молодых дизайнеров это была возможность
сказать новое слово: достаточно вспомнить Случевского, который изобрел модульную корпусную
мебель. Она выглядела странно, но в то же время была интересной и новаторской.
Диван-ракушка. СССР, 1960-е
Ракушки нашего производства на рынке уже не найти- это одно из первых кресел самого начала
модернизма. Конечно, на первый взгляд мебель может показаться далекой от запада, а
брутальные крепежи отсылают нас к советскому стилю. В то же время они очень эргономичны
и приятны. Эта ракушка редкой формы по своей эстетике вписалась бы в любой интерьер:
пожалуйста, обратите внимание на изящные ножки. При всей распространенности этой формы
в мире уже трудно найти что-то подобное.
Ваза «Электрификация».
Автор Х.М.Пыльд.
Ленинградский завод художественного стекла, 1968
На Ленинградском стекольном заводе работало несколько авторов из дружеских республик, и
этот объект принадлежит эстонке Пыльд. Это авторский объект, сделанный крошечным тиражом,
который находится в нескольких музеях, в том числе в Елагинском дворце-музее. Узор
прорельефлен пескоструйкой, это невероятно тонкая работа по сложной форме, в результате
которой получилась абсолютно советская по своему производственному посланию вещь, но
вместе с тем невероятно эстетская.
Вазы, триптих на тему «Украинское восстание». Конец 1970-х
Эти предметы сделаны в единственном экземпляре. Здесь удивительна и технология — у
двухслойного стекла совершенно невероятным образом срезана горловина, и сам сюжет —
украинское восстание, кто мог тогда даже помыслить о такой работе? Как будто Аннушка
уже разлила масло.
Бальтерманц, серия фотографий
Бальтерманц — это культовый фотограф своего времени, специальный корреспондент журнала
«Огонек». Он прошел Вторую мировую войну на фронте и получил несколько наград. Его вещи
ценятся коллекционерами и редко встречаются, а мы постарались среди его работ найти те,
что отражают смену эпохи. На этой серии фотографии, например, памятник Маяковскому «ищет»
свое место: это реальная история, которая кажется совершенно удивительной сегодня.
Когда великому поэту ставили памятник, то несколько картонных макетов расставили по городу,
и людям предлагали определить, где бы они больше хотели его видеть.
Источник: daily.afisha.ru
Journal information