Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Советское искусство



Галерея искусства Советского Союза


Советский модернизм


С выставки:

«Советский модернизм — феномен культуры и дизайна XX века»


Эпоха так называемого советского модернизма, который датируется официально 1955–1985
годами, испытывала на себе огромное влияние мирового контекста, но при этом сохраняла
свою идентичность. В 60-х все меняется, и в моду приходит минималистичная эстетика,
в которой можно легко угадать влияние «Баухауса»: все должно быть функционально
и лаконично.



Блюдо декоративное.

Автор З.В.Алексеева. Фарфоровый завод «Пролетарий», 1960





Собиратели фарфора очень любят авторские вещи, связанные с темой космоса, а советское
стекло — это отдельная тема. Традиционно стеклом занимались большие художники (основателем
возрождения художественного стекла является скульптор Вера Мухина). Росписью фарфора
занималось много известных советских художников: от Лебедева и Дейнеки, Щекотихиной-Потоцкой
и Чехонина до Фрих-Хара, Никитина и так далее. Так что работа с фарфором и эскизами —
большая тема для наших художников, и 1960-е не стали исключением, просто в это время
на первый план вышла тема космоса.


Два декоративных блюда, расписанные художницей Алексеевой, как и вазы, должны были украшать
интерьер, и все работы предполагались быть тиражными — кроме экспериментальных вещей.
Но иногда так случалось, что некоторые вещи выходили малым тиражом или были единичными.




Работы Эрика Булатова





В 1960-е границы пусть немного, но открылись — к нам приехали американцы и показали свою
первую национальную выставку. А наши художники смогли вживую увидеть Поллока и Рихтера.
Стали появляться работы замечательных живописцев — и в экспозицию вошли работы Краснопевцева,
Зверева, Булатова, Пивоварова. Конечно, авторитарный режим провоцировал ответную реакцию,
но нельзя отрицать, что это был один из самых ярких периодов советского времени в смысле
взаимопроникновения западной и нашей культур.
Мало кто знает такого Эрика Булатова — это его ранняя модернистская вещь, как раз
60-е годы творчества.




Николай Силис «Дискоболка»





Николай Силис - советским Генри Мур. То, что он делал, настолько созвучно западным
тенденциям, и оттого очень интересно видеть реакцию западного зрителя на его работы
— никто и никогда не мог себе представить, что такие работы делали в Советском Союзе
в 1960-е.
Он же является автором первой абстрактной монументальной скульптуры «Соленоид»,
установленной в 1967 году в Красноярске. Тогда было много споров о том, стоит ли
ставить такую абстракцию или нет, — в итоге она была установлена.
Небольшая скульптура — «Дискоболка» работы 1960-х годов.




Живопись Виктора Пивоварова





Работа конца 1970-х, краткий период в творчестве Пивоварова, когда он работал с абстракцией.
Они выполнены в интересной технике — это нитроэмаль, постмодернистская техника, которую они
с Кабаковым использовали в своих ранних работах. Эта краска совершенно не предназначена для
того, чтобы писать ею живопись, — это техническая краска с резким запахом. Интересно, что
здесь тоже позаимствована западная идея — постмодернисты использовали этот материал,
превращая свое произведение уже не столько в живопись, сколько в арт-объекты, произведения
дизайна.




Скульптура «Разговор — молодость». Автор Н.А.Малышева. Дулево, СССР





Эта работа Малышевой, одно из первых проявлений советского эротизма в скульптуре. На фоне
монументальных работ, которые создавались в то время, «Молодость» выглядит легко и чудесно
— в ней есть движение. Во время оттепели в работах многих художников можно было увидеть
открытость и расслабленность — они позволяли себе то, что никак не было связано с
политической программой, и чувствовали себя более раскованно. Это интерьерная статуэтка,
которая существует в единственном экземпляре.




Этажерка. СССР, 1960-е





Деревянная скульптура 60-х годов здесь замечательно разговаривает с Краснопевцевым — видно,
что это художники одного периода, им точно так же созвучны замечательное советское кресло
и шкаф, которые погружают нас в эпоху советских вещей, ничего общего не имевших с пропагандой.
Да, мебель была ответом на задачи правительства в своей социальной программе. Например,
были разработаны габариты этой мебели: если на нее посмотреть в большом пространстве, то
окажется, что она довольно небольшая. Но в то же время это отдельное кресло с равным успехом
могло бы появиться во Франции, Скандинавии и Америке. Оно прекрасно отражает функционализм
1960-х годов. Здесь нет активной агитационной символики — пусть они и имеют серьезную
историю под собой, но вместе с тем абсолютно вплетены в международный контекст.


Что касается авторства, то вся эта мебель разрабатывалась конгломератом авторов, целыми
конструкторскими бюро: если в сталинское время была четкая привязка к именам то в
1960-е за каждым предметом стоит уже группа авторов. Архитекторы в сталинское время
занимались и внутренними интерьерами, благодаря этому объекты можно было рассматривать
в комплексе, как единство внешней архитектуры и внутренних пространств. Дизайн интерьеров
как отдельное направление появилось позже, именно в хрущевское время. Смена стиля привела
к тому, что архитекторам сталинского времени приходилось себя переламывать и перебарывать.
Они совершенно не понимали такое упрощение, но для молодых дизайнеров это была возможность
сказать новое слово: достаточно вспомнить Случевского, который изобрел модульную корпусную
мебель. Она выглядела странно, но в то же время была интересной и новаторской.




Диван-ракушка. СССР, 1960-е





Ракушки нашего производства на рынке уже не найти- это одно из первых кресел самого начала
модернизма. Конечно, на первый взгляд мебель может показаться далекой от запада, а
брутальные крепежи отсылают нас к советскому стилю. В то же время они очень эргономичны
и приятны. Эта ракушка редкой формы по своей эстетике вписалась бы в любой интерьер:
пожалуйста, обратите внимание на изящные ножки. При всей распространенности этой формы
в мире уже трудно найти что-то подобное.




Ваза «Электрификация».
Автор Х.М.Пыльд.
Ленинградский завод художественного стекла, 1968






На Ленинградском стекольном заводе работало несколько авторов из дружеских республик, и
этот объект принадлежит эстонке Пыльд. Это авторский объект, сделанный крошечным тиражом,
который находится в нескольких музеях, в том числе в Елагинском дворце-музее. Узор
прорельефлен пескоструйкой, это невероятно тонкая работа по сложной форме, в результате
которой получилась абсолютно советская по своему производственному посланию вещь, но
вместе с тем невероятно эстетская.




Вазы, триптих на тему «Украинское восстание». Конец 1970-х





Эти предметы сделаны в единственном экземпляре. Здесь удивительна и технология — у
двухслойного стекла совершенно невероятным образом срезана горловина, и сам сюжет —
украинское восстание, кто мог тогда даже помыслить о такой работе? Как будто Аннушка
уже разлила масло.




Бальтерманц, серия фотографий





Бальтерманц — это культовый фотограф своего времени, специальный корреспондент журнала
«Огонек». Он прошел Вторую мировую войну на фронте и получил несколько наград. Его вещи
ценятся коллекционерами и редко встречаются, а мы постарались среди его работ найти те,
что отражают смену эпохи. На этой серии фотографии, например, памятник Маяковскому «ищет»
свое место: это реальная история, которая кажется совершенно удивительной сегодня.
Когда великому поэту ставили памятник, то несколько картонных макетов расставили по городу,
и людям предлагали определить, где бы они больше хотели его видеть.



Источник: daily.afisha.ru




Tags: модерн, прикладное искусство, советское искусство
Subscribe

Posts from This Journal “советское искусство” Tag

  • Памятники эпохи

    На просторах бывшей СССР и ГДР От Джанлука Парделли Цоссен | Германия Чобручи | Приднестровье Брест | Беларусь…

  • Из музея истории России

    Музей современной истории России до сентября 1998 года назывался Музей революции — один из крупнейших музеев новейшей истории в мире.…

  • Советское искусство

    Фрески забытой советской эпохи Рассказывать историю через мозаику и фрески - это традиция, уходящая в античные времена. В советское время…

  • Откровенная пропаганда

    Красная звезда над Россией То, что изображение является наглой пропагандой, не означает, что оно не может быть великим искусством Оно дает нам…

  • Из СССР

    Лениниана и революция Исаак Израилевич Бродский (1885-1939) - русский и советский художник и другие Исаак Израилевич Бродский…

  • Советское искусство

    Юрий Пименов. Футбол

  • Советское искусство

    Сергей Алексеевич Григорьев Вратарь 1949

  • Советское искусство

    Галерея художников Советского Союза Женщины тридцатых годов В 1934 году на выставке в Ленинграде впервые предстали перед зрителем десять…

  • Советское искусство

    Галерея художников Советского Союза Иван Владимиров Иван Алексеевич Владимиров (1869 - 1870—1947) — российский, советский живописец и…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments