?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Flag Next Entry
ngasanova

"Сад Земных наслаждений"

«С таким мастерством твоя правая рука раскрывает Всё, что содержится в таинственных недрах Ада, Что я верю, что глубины жадного Плутона открылись тебе, И далёкие области Ада были тебе показаны».
Доминик Лампсоний


В теме «Корабли дураков» была показа на одна из картин нидерландского художника Иеронима Босха под названием «Корабль дураков».
Сейчас я хочу показать одну из самых лучших картин этого художника
"Сад Земных наслаждений"






Художественные образы Иеронима Босха настолько фантастичны, настолько не укладываются в наши представления о средневековой живописи, что порой трудно представить, что картины эти написаны 500 лет назад.
Невозможная работа – осмыслить эту картину. Триптих с огромным количеством фигур: человеческих – больше 250, звериных – не считано!
Атмосфера картин такова, что, не зная даже конкретного содержания картины, можно до бесконечности её рассматривать, находя всё новые и новые достоинства, как в самой живописи, так и в самом содержании.
Эзопов язык произведений, иносказательность и едкая сатира на человеческие недостатки не потеряли своей актуальности и в наши дни.
Громадное произведение. Посвящено оно, как можно предположить, ужасам, которые ждут смертных в конце жизни. И как бы нет выбора – дорога одна.
Его первый биограф молодой монах Доминик Лампсоний был уверен, что Босх побывал в аду.
Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду.

Хосе де Сигуенса писал:
«На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри».»

Но, как говорится, лучше один раз увидеть…


Внешние створки

В хмурых тонах изображён Мир на третий день после того, как Бог сотворил его из великой пустоты. Земля уже покрыта зеленью, окружена водами, освещена солнцем, но на ней ещё нельзя встретить ни людей, ни животных.
Надпись на левой створке гласит: «Он сказал, и сделалось»,
на правой — «Он повелел, и явилось».




Иероним Босх (ок. 1460 -1516). Сотворение мира - Триптих в закрытом виде
1500г., дерево, масло, 220 х 97см музей Прадо, Мадрид, Испания

На внешней поверхности закрытых створок художник изобразил Землю на третий день творения. Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из темной влаги выступают очертания суши. Вдалеке, в космической мгле, предстает Творец, наблюдающий за рождением нового мира…


Триптих

Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей.




Триптих, дерево, масло, центр 220 х 195 см, боковые створки 220 х 97 см

Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира и посвящена рождению человека. Изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому
Адаму в безмятежном и мирном Раю.
В центральной части триптиха раскинулся чудесный волшебный «сад любви», населенный множеством обнаженных фигурок мужчин и женщин, ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры.
На правой створке показан Ад. Запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией.
По формату триптих традиционен для нидерландских алтарей, но содержание показывает, что Босх не предназначал его для церкви.


Центральная часть




Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины.

Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

Левая створка




Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.


Правая створка. Музыкальный Ад




Правая створка получила своё название из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом — монстром с рыбьей мордой.

Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке — кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.

Доминик Лампсоний, один из первых биографов Босха, написал рассказ – “Босх и Смерть”, который, как мне кажется, помогает понять значение сюжетов в картине "Сад Земных наслаждений"




Яна ван Эйка. Доминик Лампсоний. Портрет.

Рассказывают (пишет Доминик Лампсоний), что в дом к Босху явился восточный купец, приехавший из Багдада, он предложил ему купить удивительные шахматы, в которые можно будет обыграть саму смерть в последний час жизни и отдалить свой срок на месяц, а то и на целый год.
По всегдашней тяге к неведомому и потустороннему Босх решился купить эти шахматы и отдал тому купцу немалые деньги, после чего попросил сыграть с ним вместо смерти и показать правила этой восточной игры.
Купец согласился, и оба поставили на кон по дню своей жизни.
Они кинули жребий, и купцу выпало играть черными фигурами, а Босху — белыми.
Первое правило, сказал купец, всегда играть белыми фигурами и не брать в руки черных. С этими словами он взял в руки белую королеву у Босха, и все черные пешки тут же исчезли с доски.
Теперь твоя очередь, сказал купец.
Второе правило — ты можешь отменить первое правило и придумать свое собственное.
Босх, удивленный странными шахматами, тоже взял в руки белую королеву и сказал: пусть черные пешки вернутся на место, и мы начнем игру снова.
И черные пешки вернулись на сторону купца из Багдада.
Отлично, сказал тот, взяв в руки черную пешку, и, делая шаг по доске, изрек: объявляю этим ходом шах твоему королю, хотя никакого шаха еще нет.
Тогда, сказал Босх с досадой, если у игры нет никаких правил, кроме воли самих игроков, то какая же это игра? Это такая же бестолковщина, как наша жизнь. Объявляю мат твоему королю, и кончим на этом, купец.
Ты выиграл, ответила смерть, рассмеявшись.
И мастер увидел перед собой не купца, а скелет самой курносой в пестрой чалме и сарацинском халате.
И смерть сказала, смешав шахматы:
Ты выиграл свой лишний день потому, что разгадал суть игры — это жизнь, где правила игры скрыты у Бога, который их волен менять сколько захочет, а человеку остается только методом тыка вслепую и на ощупь узнавать малую толику из тех быстрых тайн, потому что у Господа нет долгих правил.


Теории сюрреализма, основанные на психоанализе Фрейда, не смогли дать полную расшифровку картин нидерландского живописца. Современная психология может объяснить, почему произведения Босха обладают такой притягательностью, но не может определить смысл, который они имели для художника и его современников.

При написании поста использованы материалы с сайтов:

http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_12.html
http://sunny-art.ru/ieronim-bosx-triptix-sad-zemnyx-naslazhdenij/
http://sunny-art.ru/ieronim-bosx-raskaz-o-kartine-sad-zemnyx-naslazhdenij/
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-32335/


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.