Викторианская эпоха
За 60 лет до наступления эпохи авангарда и за более чем столетие до появления фотошопа
викторианские аристократки уже экспериментировали с фотоколлажем. Фантасмагоричные
композиции, которые они забавляясь создавали из фотографий и акварельных рисунков,
способны поведать увлекательные истории о тогдашнем быте и нравах.
Благодаря малоизученному феномену викторианского фотоколлажа строгий XIX век предстает
в совершенно новом ракурсе и оказывается, что и в то время было место игривости,
юмору и самоиронии.
Вот некоторые иллюстрации из альбомов, авторство которых в основном не установлено,
датируемые 60-70-ми годами XIX века
"Diamond Shape with Nine Studio Portraits of the Palmerston Family
and a Painted Cherry Blossom," from the Jocelyn Album, 1860s
Maria Harriet Elizabeth Cator,died 1881
Untitled page from the Cator Album, late 1860s/70s
Georgiana Berkeley (1831-1919)
Untitled page from the Berkeley Album, 1867/71
Untitled page from the Bouverie Album, 1872/77
Constance Sackville-West (English, 1846-1929) or
Amy Augusta Frederica Annabella Cochrane-Baillie (English, 1853-1913)
Georgiana Berkeley (1831-1919)
Untitled page from the Berkeley Album, 1867/71
Именно в викторианскую эпоху фотография приобретает огромную популярность и значение
в жизни людей. Среди аристократок модным увлечением было создание фотоальбомов.
Одним из уникальных свидетельств того времени и примером коллажного творчества является
потрясающий 140-страничный альбом жены французского дипломата Blanche Fournier
(1831-1906), фигурирующий в архивах как „Альбом мадам B“ и хранящийся в коллекции
Чикагского института искусства. В нем зафиксированы все этапы ее жизни, связанные с
многочисленными переездами, связанными с профессией мужа. Вначале он был на дипслужбе
в Стокгольме, потом в Риме и, наконец, семья перебралась во Францию. Бланш компоновала
альбом как своеобразный трэвелог, фиксируя визуальную инфорамцию о местах, где она
побывала, и увиденных достопримечательностях. Кроме того, его рисуночная часть
свидетельствует о достаточно хорошей информированности автора о культуре разных народов,
о знании ботаники и зоологии, а также о том, что Бланш хорошо разбиралась в символичном
языке цветов.
Некоторые фото из этого альбома:
Источник: artpages.org.ua
Journal information