?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Солнечный

«Это большой эрудит, который разбирается
во всем таинственном, он творит языки,
утопии и мифы, посещает небеса и адские бездны».
«Конечно, его утопии провалились, но это не
его вина, а наша. Мы просто оказались их недостойны».


Хорхе Луис Борхес о Ксул Солара




Человек играющий – это Xul Solar





Xul Solar Автопортрет


Оскар Августин Алехандро Шульц Солари (Oscar Agustín Alejandro Schulz Solari) родился
14 декабря 1887 года в пригороде Буэнос-Айресе, Сан-Фернандо. Его родители были
эмигрантами: мать — итальянка, а отец — немец по происхождению, родом из Риги.
Солари младший получил сначала музыкальное образование, а после изучал архитектуру,
увлечение которой осталась у него на всю жизнь.


Поработав учителем, он в 1912 году отправился в Европу и до 1924 года жил в разных
городах — Лондоне, Турине, Генуе, Париже, Милане, Марселе, Флоренции. В Италии под
влиянием футуризма он серьезно занялся живописью. В 1916 г. он взял себе псевдоним
Xul Solar: таинственное слово «ксул» — это латинское «лукс» (свет), прочитанное
задом наперед, а «солар» основано на фамилии художника и по-латыни значит «солнечный».






После возвращения на родину Ксул Солар с головой окунулся в артистическую деятельность.
Он был близок к аванградному литературному кружку «Флоридская группа». Одним из его
участников был Хорхе Луис Борхес, ставший его самым близким другом. Оба были полиглотами,
оба увлекались поэзией немецких экспрессионистов и восточной философией.
У Борхеса в доме Солара даже было свое кресло, на котором никому больше не разрешалось
сидеть. Друзья проводили много времени вместе и, по свидетельствам очевидцев, их беседы
были полны такого блеска, что присутствующие впадали в экстаз. Солар делал иллюстрации
для некоторых произведений Борхеса, а писатель вывел его образ в своих книгах «Всемирная
история низости» и «Тлен, Укбар, Orbis Tertius». В 1939 году Ксул организовал с своем
доме универсальный салон для интеллектуалов под названием Pan Klub.






Художник иногда принимал участие в выставках в Аргентине и Уругвае, но его творчество
плохо вписывалось в культурный контекст и не ограничивалось лишь одним средством
творческого самовыражения, картины его почти не покупали, и он жил на скромные гонорары
от переводов с европейских языков. Ксул утверждал, что он изображает реальность, но это
была реальность его видений. Другие художники были намного проще, поэтому его просто
не понимали. В Европе его единственная масштабная экспозиция состоялась в Парижском
музее современного искусства за год до смерти художника, в 1962 г.









Искусствоведы обычно сравнивают Ксула Солара с Паулем Клее, чьими работами он восхищался,
когда жил в Европе. Подобно Клее, Солар часто изображал на своих картинах буквы, номера
и загадочные символы, художников объединяют эксперименты с цветом и любовь к архаическому
искусству. Удивительные полотна Солара, на которых изображены далекие вселенные, парящие
в небе города и пирамиды, несуществующие летательные аппараты и странные создания — то
ли люди новой рассы, то ли жители исчезнувших цивилизаций, то ли просто ангелы — также
созвучны мистическим картинам Марка Шагала.


















Ксул Солар был homo ludens — человеком играющим. Он с азартом ребенка конструировал
разные предметы, которые называл «мои игрушки из другой вселенной», среди них — гибрид
пианино и гармони с тремя рядами разноцветных клавиш и настольная игра под названием
«паншахматы». Он также выступил с инициативой изменить футбольные правила, разрешив
использовать на поле пять мячей вместо одного. В Аргентине, где к футболу относятся
как к религии, эту идею восприняли как неуместную шутку.









Солар вообще был одержим желанием «вносить поправки» в мироустройство. К таким глобальным
коррективам можно отнести и его лингвистиечкие игры. Ксул Солар изобрел собственный язык
— неокреольский, представляющий собой смесь португальского, испанского и английского.
Он также придумал и всемирный язык Pan Lingua, в котором соединялись математика, музыка,
астрология и изобразительное искусство — таким образом, он практически осуществил идею
Гессе об игре в бисер.





Духовные поиски Солара включали в себя каббалу, астрологию, буддизм, карты Таро,
древнюю китайскую Книгу Перемен «И-Цзин» и оккультные труды Алистера Кроули — все
это сочеталось с авангардной живописью и служило главной идее — объединению
Латинской Америки на духовной основе.












Источник: artpages.org.ua






Recent Posts from This Journal

  • Маурицхёйс в Гааге

    Неподалеку от Бинненхоф вы можете увидеть Дом Маврикия. В прошлом это была резиденция Джона Мориса Нассау, а в настоящее время здесь…

  • Портрет леди

    Летний, дождливый, ветреный, солнечный … Захватив что-то из «Прекрасной эпохи», Gaetano Bellei нарисовал несколько больших полотен, на…

  • Уничтожать, так массово

    Первые орудия массового уничтожения В эпоху паруса, когда корабли были сделаны из дерева, огонь был врагом моряков номер один, и этот…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1

о Ксул Солара

Пользователь marginalisimus сослался на вашу запись в своей записи «о Ксул Солара» в контексте: [...] Оригинал взят у в post [...]

  • 1