Галерея искусства Советского Союза
Символизм Константина Юон
Константин Юон (1875—1958) — русский советский живописец,
мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства.
Константин Юон Автопортрет. 1953 г.
Константин Юон, родившийся в 1875 году, выученик Московской школы живописи, ваяния
и зодчества, занимавшийся год у Серова, скоро ставший на ноги, член лучших и передовых
объединений русского художественного мира, руководитель самой популярной в Москве
художественной школы, вместе с тем странно ускользает от возможности дать ему
какой - либо прочный историко - художественный ярлык.
Этот швейцарец, ставший русским художником, стал как бы связующим звеном между
искусством «Серебряного века» и советским искусством.
Константин Юон Автопортрет 1912 года
Время его первого выступления и плодотворной деятельности, первое двадцатипятилетие
XX века, необычайно богато событиями влияниями, новинками, революциями, катастрофами.
Конечно, он в основном оставался в советское время продолжателем традиций русской
живописи. Его пейзажи, его портреты, сценки русской жизни говорят о его негромком,
но удивительно разностороннем таланте.
Тем интереснее символизм Константина Юона в осмыслении им грандиозность
революционных перемен и событий .

Константин Юон Новая планета. 1920
А в революционной аллегории «Новая планета» (1921) революция трактуется событием вселенского
масштаба: в результате космических сдвигов и катастроф в мире рождается новая планета, озаряя
землю тревожным багрово-красным светом и вызывая огромные душевные потрясения
корчащихся в страхе людей.
Это была трагедия народа, принявшего кровавые луны преисподней за восход лучезарного светила.
Легко прочитываемый символический сюжет обретает в живописном выполнении значительно более
широкий семантический диапазон. Людское множество, условно обрисованное «веером» крошечных
силуэтов и олицетворяющее собой человечество, показано перед фактом неизъяснимого
«светопреставления» в полном спектре различных реакций: от экзальтированного
восторга до смятения и ужаса.

Константин Юон Симфония действия. 1922.
В «Симфонии действия» (1920) он представил глобальный космический масштаб событий:
на разверзнутой земле гибнут люди и разрушаются города, а на фоне пылающего неба
проступают никому не ясные тогда смутные очертания грядущего.

Константин Юон Люди будущего. 1929.
Земная твердь, на которой гнездится это множество, мизерна в сравнении с колоссальным
масштабом космического мира, переданного через абстрагированный гиперболизм огромных
планет и гигантских потоков льющегося с небес света. И нет сомнений в том, что этот
пылающий космос способен поглотить бренную тщету земного дома.

Константин Юон Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года. 1949.
И ещё в это ряд символизма можно поставить суровую простоту парада
на Красной площади в 1941 году
Journal information