Кто в старости не стал консерватором – у того нет мозгов»
Уинстон Черчилль
Традиции и новаторство от Carlo Carra

Carlo Carra Париж, 9 февраля 1912 года
«Знайте же, чтобы создать эту совершенную живопись, требующую активной
кооперации всех наших чувств, живопись, как пластическое состояние души,
всеобщности, надо писать так, как пьяные поют и выблевывают звуки,
шумы и запахи».
Carlo Carra
(из манифеста «Живопись звуков, шумов, запахов»)

Все-таки начал он с футуризма, а футуризм, был первым настоящим боевым авангардизмом.

Красный всадник
И закончил махровым ретроспективизмом с тэгом «неоклассика».

Рыбак
Карра родился в Италии в конце XIX века и сразу начал быть итальянцем.
Итальянское искусство тогда существовало под девизом «Все в прошлом» и актуальный
художественный продукт международного уровня практически не выдавало. А так Италия,
конечно, была сплошным музеем, подернутой дымкой романтической развалиной и богатой
ностальгической декорацией к драме «Закат Европы».
Вот и Карра свои первые шаги в Искусстве сделал в качестве декоратора. Хорошего
декоратора – в 1899 году он участвовал в оформлении итальянского павильона на
Всемирной выставке в Париже, расписывал там стены. В свободное от оформления время
он ходил по музеям с целью ознакомления с мировым художественным наследием.
Потом, все подекорировав в Париже, уехал в Лондон, где опять стал декорировать.
В Лондоне он ходил по музеям тоже. Вернувшись на родину, в Милан, Карра продолжал
декорировать все подряд, пока не поступил в 1906 в Академию Брера.
Все первое десятилетие ХХ века Карра пописывал картинки, так скажем, для себя.
Все, что ему понравилось, что он видел в музеях и журналах, то он и воспроизводил.
Что-то похожее на барбизонцев.

Пейзаж
На поздний импрессионизм.

Осень. Портрет Эмилио Коломбо
На символизм,

Дорога к дому
иногда похожий на энсоровский, страшный такой.

Четыре всадника Апокалипсиса
Тем временем шло время. 20 февраля 1909 года прямо посреди изумленного и притихшего
мира взорвалась бомба – Маринетти опубликовал в парижской «Фигаро» манифест футуризма.
У Карра от этого текста захватывает духовность и происходит ломка ментальности.
Через год он вместе с Умберто Боччони, Джакомо Балла, Луиджи Руссоло и Джино
Северини создает «Манифест художников-футуристов». А картинки у него начали
меняться еще до этого манифеста.

Отъезд театра
Тут вот текучие силуэты и линии, конечно, из модерна, а обращение с краской и мазком
– из импрессионизма, но уже появилась резкая динамика, разнонаправленные движения,
общая неустойчивость, повышенная нервозность.

Вокзал в Милане
А эта картинка просто визуализирует слова и выражения из манифеста Маринетти:
«Мы будем воспевать… жадные железнодорожные вокзалы, поглощающие змей,
разодетых в перья из дыма…».
Самая же знаменитая, хрестоматийная футуристическая работа Карра - вот эта.

Похороны анархиста Галли
Про нее, еще до ее создания, Маринетти тоже высказался в своем манифесте:
«Мы будем воспевать огромные толпы, возбужденные… бунтом; мы будем воспевать
многоцветные, многозвучные приливы революции в современных столицах…».
Можно тут процитировать и самого Карра, его манифест «Живопись звуков, шумов, запахов»
- манифесты же были у футуристов жанром, не менее важным, чем картинки и прочая
художественная продукция, и Карра не мог в нем не отметиться –
«Наши холсты будут выражать пластические эквиваленты звуков, шумов и запахов в театре,
в музыке, в зале кино, в публичном доме, на железнодорожном вокзале, в порту, гараже,
клинике, мастерской и т.п. Для этого художник должен быть вихрем сенсаций, живописной
силой и энергией, а не холодным логическим интеллектом».
Ну, с запахами тут есть некоторые проблемы, а со звуками, шумами, вихрями,
живописной силой и энергией – никаких. Поэтому-то она, эта картинка, и
хрестоматийная – бешенная динамика, агрессия, хаос, организованный в
спиралевидные, закрученные движения, яркий свет, контрастные цвета.
Ну, и сюжет, конечно – анархисты своего хоронят и воюют с властью.
Но при этом никакой литературщины – литературщина в авангардизме есть большой
грех – рассказ по такой картинке составить довольно затруднительно.
В общем,
«Красота может быть только в борьбе. Никакое произведение, лишенное агрессивного
характера, не может быть шедевром».
В 1911 году судьба снова забросила Карра в Париж, где свела его с кубистами.
Прежде всего, с Пикассо и с Браком. Это знакомство интересным образом сказалось
на творчестве Карра – у него возник свой вариант кубофутуризма.

Ритмы вещей

Женщина на балконе
Т.е. движение – важнейшая характеристика и один из главных сюжетов футуризма -
сохранилось, но теперь им занимаются по-кубистически (аналитический кубизм)
раздробленные формы. В «Женщине» даже есть зафиксированные фазы их движения.
А в «Ритмах» все шевелится потихоньку и в разных направлениях. В целом, конечно,
динамика стала значительно более спокойной и локальной. И цветовая гамма
поуспокоилась. Творчество Карра вползало в состояние стабильности.
Происходило это постепенно. Он еще делал взрывные работы вроде того же
«Красного всадника». Или такие вот коллажи, возникшие тоже под влиянием кубизма,
но, опять же, очень динамичные.

Демонстрация интервенционизма (Патриотический праздник – Свободная словесная живопись)
Такие вот картинки предвосхищали работы дадаистов, когда все фрагментировано и связи
между фрагментами беспорядочные и случайные, как у пациентов кожвендиспансера.
В общем, года с 1914 Карра вернулся на время к примитивным, как он писал, и
конкретным формам и почувствовал себя Джотто своего времени.

Фиаско

Актриса-футуристка
А время шло. В 1916 году Карра пересекся с Кирико и заболел от него метафизикой.
Что характерно, встреча их произошла в Ферраре, в которой во времена Ренессанса
существовала школа живописи - феррарская, что характерно – сквозь века пронесшая
звание самой метафизической - по внешним признакам - итальянской ренессансной школы.

Франческо дель Косса. Св. Луция

Эрколе де Роберти. Иоанн Креститель
В первых метафизических работах у Карра видно тяжелое наследие кубизма – четкие
простые увесистые объемы, лишенные всего второстепенного (сезанновский кубизм) и буквы.

Композиция ТА
Буквы, правда, тут с другой целью. В кубизме-то они указывали на существование двух
изначально разных смысловых пространств – как бы изображенного реального и знакового
- которые, в конце концов, становились одним пространством за счет сближения –
изображение реального приобретало качество знака, а знак становился вроде как реальным
предметом, который уже не стыдно было изображать рядом с балалайкой. У Карра тут
буквы тоже выступают как вполне весомые объекты, даже объем у них есть – для него
в 1916 году материальность букв и цифр в картинке есть уже привычное дело. Он их
в картину вводит для создания ситуации абсурда, для сочетания несочетаемого.
Впрочем, и во вторых метафизических работах у Карра видно тяжелое наследие кубизма.

Натюрморт с угольником
А метафизическое здесь – особое, резкое, медицинско-операционное освещение с угольными
тенями, атмосфера значительности и чисто сюжетные странности вроде кувшина, который
почему-то стоит на наклонной поверхности, на которой стоять вот так вот никак не может.
В отличие от Кирико, уважавшего городской пейзаж и не уважавшего почти все остальное,
Карра пишет натюрморты и интерьеры. Вообще же, это нормальная метафизика, в которой
все, как положено – тайная жизнь вещей, загадка, спрятанная в самых банальных предметах,
скрытые за поверхностью событий смыслы, непознаваемость как основная характеристика
бытия, абсурд как свойство действительности и т.д. К кириковской метафизике Карра
добавил еще больше абсурда. Напр., этот манекенообразный идол не поместится в помещении,
если встанет.

Идол-гермафродит
И предметы, находящиеся в одном пространстве, сочетаются еще несочетаемее, нежели
у Кирико. Чувствуется, что человек был в самом радикальном искусстве своего времени.

Метафизическая муза
В метафизиках Карра пробыл еще меньше времени, чем в футуристах.
Уже в конце 10-х его неудержимо потянуло к неоклассике.

Дочь Лота
Тут он попал сразу в две тенденции. И европейский авангард в это время тоже занялся
неоклассикой в разных видах, и в итальянском искусстве этот тренд поощрялся государством.
Собственно, Муссолини, в отличие от других тоталитарных эффективных менеджеров,
в искусстве ни на кого не давил и репрессий не устраивал. И футуризм при нем продолжался.
Просто неоклассическое движение «Новеченто» находилось под покровительством
ведьмы и любовницы Муссолини Маргареты Царфатти, занятой поиском правильного,
понятного массам госискусства. С опорой на национальные традиции, конечно.
Само название «Новеченто» - ХХ век – уже отсылает к этой классической традиции:
дученто, треченто, кватроченто, чинквеченто. Новеченто Карра отсылало, в основном,
к треченто и кватроченто, к Джотто и Мазаччо.

Джотто. Тайная вечеря

Мазаччо. Изгнание из рая. Фрагмент. Капелла Бранкаччи
Конечно, это была классика, лишенная всякой музейности и пропущенная через
новое/новейшее искусство. С сильнейшей прививкой Сезанна, например.

San-Giacomo-di-Varallo

Мельница св. Анны
Т.е. все просто, наивно, упорядоченно и наглядно, как у Джотто с Мазаччо, но
пространство строится по-сезанновски, оно открытое, глубокое, состоит из
последовательно расположенных планов, обозначенных не воздушной перспективой,
а расположенными на них предметами и объектами. И объем у Карра строится
цветом, а не светом. Ну, а достаточно скупая палитра, основательность,
отсутствие всяких лишних деталей, поиск первичных и главных характеристик
видимого мира есть и у Джотто, и у Мазаччо, и у Сезанна. И у Карра,
соответственно. И анатомические несовершенства старых итальянцев тоже хорошо
укладываются в искусство ХХ века.

Венера Анадиомена II
Неоклассические мотивы у него и раньше появлялись, в той же «Метафизической музе»
муза больно на скульптуру смахивает.
Или вот тут.

Пьяный джентльмен
А в неоклассике, с другой стороны, есть атмосфера метафизики – ничего не происходит,
многозначительная застылая тишина, и существует стойкое подозрение, что все видимое
нами не есть окончательный смысл картинки. Вот наследия футуризма в его неоклассике
я не нашел, хотя старался – как отрезало.
Тут надо еще сказать, что неоклассическая картина – это, конечно, чистой воды реди-мейд.
Т.е. неоклассика присваивает себе этот продукт традиционного искусства, наполняя
его совершенно другим смыслом. Те-то, Джотто и Мазаччо, при всех своих не очень
уверенных владениях той и другой перспективами, нечетком знании анатомии и т.д.
делали окно в мир. Неоклассика же делает окно в искусство, когда можно найти отсылки
к тому, к этому, к третьему, к Сезанну. Это такая протопостмодернистскаяпрактика.
С режимом Карра старался дел не иметь, особенно после того, как одну из его фресок
сшибли особо активные фашисты из отрядов Фариначчи. Он жил отшельником, у моря,
писал пейзажи и натюрморты. А умер в Милане.

Видения в овале

Всадник с Запада
Так и тянет сравнить его с «Красным всадником». Ведь даже едут в одну сторону

То, что мне рассказал трамвай

Портрет Маринетти

Пловец

Кильки

Рыбаки
Источник: adindex.ru
Journal information