Тромплей, или обманка — это прием, с помощью которого художники показывают «фокус»:
создают на плоскости объемную реальность.
Легенда гласит:
в V веке до нашей эры древнегреческие художники Зевксис и Паррасий поспорили,
кто лучше распишет стену храма.

Зевксис, V век до н. э.
Художники устроили конкурс на лучшее полотно.
В час презентации Зевекис снял с работы завесу — а там виноград настолько реалистичный,
что птицы принялись его клевать.
— Твоя очередь, снимай покрывало! — бросил сопернику довольный художник.

Паррасий Эфесский, живописец
— Не могу — ответил Паррасий, — покрывало тоже нарисовано!
Зевксис склонил голову.
«Ты победил! — сказал он. — Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца».
Так состоялась презентация первых тромплеев. Позже художники начали использовать
этот прием, чтобы визуально расширить пространство: рисовали на стенах ниши,
окна и другие детали.
***
От Геррит Доу

Геррит Доу. «Автопортрет»

Геррит Доу Торговец домашней птицей в магазине

Геррит Доу Отшельник
***
От Корнелис Сафтлевен

Корнелис Сафтлевен «Кот, смотрящий через забор».
***
От Самюэля ван Хогстратен, ученика Рембрандта
Старший из семерых детей в семье Хогстратен рисовать любил с малых лет. Сначала
брал уроки у отца, затем — у Рембрандта. У него в мастерской Самюэл познакомился
с коллегой, который увлек его оптическими иллюзиями — с Карелом Фабрициусом.
Так художник полюбил тромплей.

Самюэл ван Хогстратен Перо и ножницы

Самюэл ван Хогстратен Письмо

Самюэл ван Хогстратен Тапочки

Самюэл ван Хогстратен Коридор
***
От Петрус Кристус (1410-1475)
Ученик Яна ван Эйка не раз помогал старому мастеру с заказами и получил его
мастерскую в наследство. Помимо главного наставника, на стиль Кристуса
повлияли Рогир ван дер Вейден и Робер Кампен.

Петрус Кристус Портрет картезианского монаха
«Тромплейная часть» картины — деревянная рамка, которая на самом деле нарисована.

Петрус Кристус Св. Элигий в мастерской
***
От Корнелис Норбертус Гисбрехтс (ок. 1630 - 1683)
Фламандский художник родом из Антверпена любил натюрморты,обманки и поражал
королей умением рисовать полотна, максимально похожие на реальность.
Корнелис был придворным художником королей Дании Фредерика III и Кристиана V.

Корнелис Норбертус Гисбрехтс Тромплей с мандолиной, нотной тетрадью и др. предметами

«Тромплей. Оборотная сторона картины в раме» (1668−1672 гг),
Копенгаген, Государственный музей искусств

. Корнелис Норбертус Гисбрехтс Тромплёй Vanitas 1668,
***
От Иоганн Генрих Фюссли (1741-1825)
Художник Иоганн Генрих Фюссли (1741−1825) известен как автор серии картин на
тему кошмара. Бывший пастор, который стал выдающихся художником.
Репродукция картины Фюссли «Ночные кошмары» висела у кабинета Фрейда.
Мастер любил все мистическое, мрачное и был не прочь наблюдать за играми
разума — немудрено, что его картины нравились отцу психоанализа.

Иоганн Генрих Фюссли Обманка
Фюссли дружил с поэтом и художником Уильямом Блейком, не боялся заглядывать в
глаза человеческим страхам и вообще считался главным новатором в живописи своей
эпохи. Но в то же время уважал основательный, классический подход: хорошо знал
историю искусств, мифологию, изучал античность и заимствовал из прошлых
эпох строгость форм.
***
От Пер Боррель дель Касо (1835 - 1910)
Каталонский художник родился на севере Испании, неподалеку от Пиренеев. Любил
пейзажи и религиозную тематику,но также удивлял зрителя и новаторскими штучками.
Он дважды имел возможность стать главой крупной школы живописи в Барселоне,
но вместо этого создал собственную Академию искусств.

Пер Боррель дель Касо «Бегство от критики»
(1874 г., коллекция банка Испании, Мадрид)
***
От Хуан Санчес Котан
Один из основателей испанского реализма, человек с мурчащей фамилией Котан много
лет писал в Толедо натюрморты и портреты, а затем бросил все и стал послушником
в монастыре. Усталость от мирской суеты привела художника туда,где у него появилось
много времени на совершенствование мастерства.

Хуан Санчес Котан Натюрморт с айвой, дыней, капустой и огурцом
***
От Гелия Коржева (1925-1012)
Гелий Коржев — представитель «сурового стиля». Это направление советского реализма,
характерное для стыка 50-х и 60-х. «Суровые ребята» стремились на холсте передать
брутальность новых героев и новой жизни. В основном их персонажи похожи на Гошу
из фильма «Москва слезам не верит»: резкие, где-то даже навязчивые,
но подкупающие напором.

Гелий Михайлович Коржев Самовар
***
От Федора Толстого (1783−1873)
Граф Толстой зарабатывал на творческие эксперименты «утилитарными», но
впечатляющими обманками и натюрмортами. Акварель «Ягоды красной и белой
смородины» (1818 г.) художник повторял так часто, что сам шутил:
«Моя семья питается одной смородиной!».
Говорят, его работы заказывала сама императрица Мария Федоровна (жена
Александра III).
Граф прославился не только талантом,но и своенравностью, необычными манерами
и страстью к путешествиям.

Федор Петрович Толстой Ягоды красной и белой смородины 1818

Федор Петрович Толстой Ветка винограда 1814

Федор Петрович Толстой Вилла на озере Обго 1813

Федор Петрович Толстой Ветка сирени и канарейка, 1819

Федор Петрович Толстой Нарцисс 1814
Источник: artchive.ru
Journal information