Полиграфист блокадного Ленинграда
Широко известна блокадная печатная продукция. Наряду с книгами это были многочисленные
плакаты, листовки, открытки, листы Боевого карандаша и Окон ТАСС, помогавшие громить
врага. Интересно, что в тяжелейших блокадных условиях в Ленинграде были выпущены
антифашистские игральные карты.

В конце 1941 г. среди нескольких художников был объявлен конкурс на создание эскизов
игральных карт с карикатурными изображениями фашистских главарей и гитлеровской
атрибуции. Карты предназначались для антигитлеровской пропаганды в германской армии.
(их распространяли среди вражеских солдат)
Символика была взята из тех стран, которые напали на Россию в 1941 году: Германии,
Румынии, Италии и Финляндии. Фигуры представляют собой карикатурные изображения
нацистских деятелей: Гитлера (король пик), Муссолини, Геринга и др.
Лучшими были признаны эскизы, сделанные художником Василием Адриановичем Власовым,
и ему поручили работу по подготовке оригиналов.

Василий Власов
Власов Василий Адрианович (1905–1979) — график, живописец, педагог, книжный иллюстратор.
Занимался журнальной и книжной графикой. В 1925–1928 — художник издательств «Прибой»,
«Красная газета». Жил в Петрограде (Ленинграде). Входил в Группу живописно-пластического
реализма (1927–1932). В 1932 был арестован по обвинению в антисоветской агитации и
пропаганде и приговорен к 5 годам лагеря с заменой ссылкой на 5 лет в Башкирию, жил в
Уфе. В 1934 был освобожден досрочно, возвратился в Ленинград.
С 1934-го – член Союза художников России. В 1938-м был главным художником фильма
«Выборгская сторона». В 1941–1944 изготовлял плакаты, листовки и материалы для
Политуправления Фронта в Ленинграде.

Василий Адрианович рассматривал полученное задание как боевой приказ. В Политуправлении
Ленинградского фронта он получил фотографии фюрера и верхушки гитлеровской своры,
диктаторов стран-сателлитов фашистской Германии, а также трофейные журналы, в которых
были снимки гитлеровского руководства и других будущих персонажей для карикатурного
изображения на картах. Всего надо было сделать семнадцать рисунков акварелью.
Оригиналы выполнялись вдвое крупнее размеров обычной игральной карты





Journal information