Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Первый авангардистский «изм»


Фовизм


Художников, относящихся к этому направлению, современники назвали

«дикими»


65287_294x224.jpg

Анри Матисс "Буфет, или Красная комната, или Гармония в красном", 1908


Но с появлением авангардистов стало ясно, что фовисты всё-таки ручные.
Они были первопроходцами на пути разрушения традиционного искусства
В 90-ые годы XIX века фовисты учились у общепризнанных художников, копировали в
Лувре старвх мастеров, только слегка злоупотребляли синей и зеленой краской.
Случайная встреча земляков Андре Дерена и Морис Вламинка проснила, что обоим
нравится Ван Гог и не нравится то, что творится в искусстве.
Это был «первый разговор фовизма».


Вламинк–сам был маргинал, не имел художественного образования, никогда не переступал
порога Лувра, чем гордился, а потом, уже будучи в кубистах, призывал сжечь Лувр к
чертовой матери.

Но Дерен-то учился и переступал…
Молодые люди почувствовали друг к другу симпатию и, разъехавшись, вступили в переписку.


Писал, например, Дерен:
«Я уверен, что реалистический период живописи закончился.
Собственно, живопись только начинается…»

На дворе стоял 1901 год.


65287_vlamink.jpg

Морис Вламинк. Пейзаж около Шато


Новые мысли нашли живой отклик среди таких же недовольных ситуацией в искусстве
художников, друзей Дерена и Вламинка. Более того, оказалось, что многие пришли
к аналогичным идеям сами и даже попробовали их на холсте. Кончилось все тем, что
в парижском Осеннем салоне 1905 года, помимо Дерена и Вламинка, выставились
группой в одном зале еще и Анри Матисс, Отон Фриез, Анри Манген, Жан Пюи, Луи
Вольта и Жорж Руо. Вскоре, после закрытия салона, к этой группе присоединились
Альбер Марке, Кес ван Донген, Рауль Дюфи, Шарль Комуэн и Жорж Брак.



65287_george_ruo.jpg

Жорж Руо. Клоун


Парижская публика, уж на что привыкшая к безумствам художников, тут была буквально
фраппирована. Ей, последовательно пережившей революции романтиков, барбизонцев,
реалистов, импрессионистов, нео- и постимпрессионистов, символистов, на этот раз
подсунули совсем уж что-то ужасное. Поскольку в одном зале со всем этим хулиганьем
была выставлена одна вполне нормальная неоклассическая скульптура, критик Луи Воксель
назвал ее «Донателло среди диких зверей». Словечко «дикие (les fauves)» подхватил
Матисс – неформальный лидер группы, и так явление обрело свое имя.



65287_kes_van_dongen.jpg

Кес ван Донген. Женщина в широкополой шляпе


Несмотря на всю свою дикость и непривычность, на решительный разрыв со сложившимся к
тому времени пониманием искусства, живопись фовистов опиралась на серьезные и
основательные формальные приемы предшествующих эпох.
Среди истоков нового стиля нужно назвать, в частности, Делакруа – от него фовисты
позаимствовали экстатичность живописи, любовь к контрастным цветам и «кипящим»
краскам.



65287_deren.jpg

Андре Дерен. Вид Коллиура


Кроме того, фовисты, с одной стороны, почитали импрессионистов, видя в них открывателей
красоты банального, но, с другой - отрицали их живописный метод, в частности, применяли
линию, чего у импрессионистов не было, и накладывали краску не мелкими разноцветными
мазками, а как придется, иногда даже большими пятнами одного цвета.



65287_marke.jpg

Альбер Марке. Гамбургский порт


Упомянутый выше Ван Гог дал фовистам повышенную температуру живописи, свободный мазок,
легкое обращение с пространством и деформацию предметов во имя ритма цветовых пятен.



65287_circus.jpg

Морис Вламинк. Цирк


Сюда нужно еще добавить и Гогена, и Сезанна, и Лотрека, и средневековую живопись, и
примитивы – от детских рисунков до негритянской скульптуры, и японскую ксилографию,
и исламское искусство, и даже буддийское, научившее фовистов умению представлять
человеческое тело в наиболее чувственных позах.



65287_matiss.jpg

Анри Матисс. Радость жизни


В результате, добавив во все это много своего, фовисты создали живопись, для которой,
в принципе, совершенно не важен объект изображения, а важно сочетание элементов самой
живописи – цвета, линии, пятна. Т.е. картина в их трактовке представляла собой такой
же независимый ни от чего предмет, как, скажем, стул. Она перестала быть рабом
реальности (помните, что писал молодой Дерен молодому Вламинку?), а это уже авангардизм.



65287_most.jpg

Андре Дерен. Мост


Цвета фовисты брали чистые и яркие:
«Исходный пункт фовизма,
- писал Матисс,
— решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым желтым
— первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин».


И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным.
Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи.



65287_models.jpg

Рауль Дюфи. Модели


Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными. Делалось это
опять же, исходя из того, что главные ценности – плоскость картины и жизнь живописи
на ней, а не соответствие действительности. По этой же причине фовистов не интересовали
такие вещи, как воздушная и линейная перспектива. В идеале фовистская картина –
это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс:

«Я хочу, чтобы усталый, измученный, изнуренный зритель мог вкусить перед
моей картиной мир и отдохновение».



65287_family.jpg

Анри Матисс. Семейный портрет


Фовизм как конкретное объединение художников просуществовал недолго – в 1908 году они
выставились вместе последний раз. Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи
фовизма и дальше, но уже по отдельности. Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты.
Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма. Остальные разошлись кто куда.

Тем не менее, фовизм как метод в искусстве 20 века существовал постоянно и всплывал,
например, в абстракционизме, или в движении «Новых диких» в 50-60 гг.
Затронул он и русское искусство – под его сильным влиянием находились художники
объединений начала прошлого века «Голубая роза» и «Бубновый валет».


Главные для истории авангардизма новации фовизма – это представление о независимости
искусства от действительности и отношение к картине как к самостоятельному предмету.


Неавангардистское в фовизме – это и отсутствие документации вроде манифеста, и
отсутствие других видов деятельности (была еще лишь фовистская керамика), и
невовлеченность в социально-политические процессы. Ведь политически фовизм был
совершенно нейтральным.



Автор: Вадим Кругликов

Источник: adindex.ru



Tags: современное искусство, фовизм
Subscribe

Posts from This Journal “современное искусство” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments