Живопись, которая поет.
Сандро Боттичелли. Весна
Насквозь аллегоричную «Весну» Боттичелли писал по заказу флорентийского герцога
Лоренцо Медичи Великолепного — картина была подарком на свадьбу его родственника
Лоренцо ди Пьерфранческо и сопровождалась наставлением о всяческих добродетелях:
молодому гордецу и упрямцу не повредила бы толика человечности.

Сандро Боттичелли Весна (Примавера) 1485
Символами — как античными и возрожденческими, так и христианскими — тут пропитано всё:
от фигур античных божеств (западный ветер Зефир набрасывается и затем женится на нимфе
и они выводят в свет цветочную Флору; три грации слаженным ансамблем танцуют перед
добродетельной Венерой-Гуманностью; слева Меркурий разгоняет облака, чтобы ничто не
бросало тень на молодую семью) и до последнего барвинка (вечность брачного союза),
ромашки (верность), лютика (богатство) и листика в роще апельсиновых деревьев (целомудрие).

Сандро Боттичелли Рождение Венеры 1486
Образ Венеры в центре картины (как и на картине «Рождение Венеры«) Боттичелли писал,
вспоминая первую красавицу Флоренции Симонетту Веспуччи, «прекрасную даму» младшего
брата Лоренцо Великолепного, Джулиано, с которым художник дружил. Симонетта была живым
воплощением божественной гармонии.

Сандро Боттичелли Симонетта Веспуччи 1476
«Это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её
без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли её без злобы»,
— пишет современник.
Симонетта умерла в 23 года от чахотки и «в смерти превосходила ту красоту,
которую при жизни ее считали непревзойденной».
Так что послание о Гуманности,
«душа и ум» которой суть «Любовь и Милосердие,
глаза ее — Достоинство и Великодушие,
руки — Щедрость и Великолепие,
ноги — Пригожесть и Скромность,
целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие»,
сопровождается предостережением от утраты этих даров, бесценных и хрупких.
Пронизанная струящейся нежностью, композиция устремлена справа налево. Трио и
выделенная фигура Венеры, затем снова трио и Меркурий. Как будто полукуплет и
остановка на важной фразе, снова полукуплет и ещё одна важная фраза.
Это похоже на старинную арию — прекрасную, плавную, размеренную, полную сдержанной
страсти и кротости. Такую арию во славу женщины должен петь мужчина благородного
происхождения и нрава, а значит, самый высокий мужской голос — в старинной музыке
это контртенор.
Одна из таких — ария византийского императора Анастасия «Vedrò con mio diletto»
из оперы «Юстиниан» Антонио Вивальди (1724) в исполнении потрясающего контртенора
Филиппа Жарусски.
Герой поет о своей любимой супруге Ариадне, похищенной завистником:
«Взгляну с любовью в душу души моей, сердце сердца моего,
и наполняюсь счастьем, но так далеко моя первейшая отрада,
так далеко, что лишь тоской дышу день за днём».
Источник: artchive.ru
Journal information