Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Серебряный век

Вечерний дым над городом возник,
Куда-то вдаль покорно шли вагоны,
Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны,
В одном из окон полудетский лик.

С той девушкой у темного окна -
Виденьем рая в сутолке вокзальной
Не раз встречалась я в долинах сна.
Но почему она была печальной?
Чего искал прозрачный силуэт?
Быть может ей - и в небе счастья нет?


М. Цветаева

Мария Башкирцева - на переломе эпох


В Люксембургском музее в Париже, есть отделение картин современных художников,
приобретенных за счет французского государства. В качестве выдающихся произведений
искусства, находится картина, изображающая группу мальчишек, держащихся вместе у
забора на солнечном припеке. Там же, около двери, висит маленький портрет молодой
девушки, с чисто русским, умным и симпатичным лицом, с грустными, неправильными
бровями и загадочным, мечтательным взором татарских глаз, устремленных в даль.



malchiki-vo-dvore.jpg

Мальчики во дворе.


В марте 1884 года Ги де Моппасан жил еще в Каннах, очаровательном в своем весеннем
наряде, в близлежащем старом поселке на улице Редан. Однажды утром Ги получил послание
от неизвестной дамы.


"Сударь, я читаю вас и чувствую себя почти счастливой. Вы любите правду природы и
находите в ней поистине великую поэзию... Конечно, мне хотелось бы сказать вам много
приятных и удивительных вещей, но это трудно сделать. Я тем более сожалею об этом,
так как вы достаточно известны, и вряд ли я могу даже мечтать о том, чтобы стать
поверенной вашей души, если только душа ваша и в самом деле прекрасна..."


Корреспондентка предпочла не называть своего имени.
Мопассан был заинтригован и ответил незнакомке. Между ними завязалась переписка.
Он не знал, что она больна чахоткой.



66878851_1290340400_i_032.jpg

Великая русская художница Мария Башкирцева, Фото Рожер-Вьолле.


Послания Ги были тяжеловаты, он даже пускал в ход шуточки из арсенала гребцов. Она
отвечала письмами, полными живости и безрассудства. Корреспондентка вела дневник.
Синий чулок — но умирающий синий чулок ("у меня нет друзей, я никого не люблю,
и меня никто не любит"
), отдающий себе отчет в своих возможностях, "талант,
который только заявил о себе, и смертельная болезнь"
(24 марта).
Марии Башкирцевой (Мусе) оставалось жить всего шесть месяцев. Это была русская
девушка, капризная и изысканная, несносная и трогательная. Она хотела оставить свой
дневник какому-нибудь писателю и думала о Мопассане как исполнителе своего завещания.
Мария надеялась с помощью дневника пережить саму себя. Муся сама оборвала переписку:

"...Смешно, конечно, клясться вам, что мы созданы понимать друг друга. Вы меня не
стоите. Я очень сожалею об этом. Ничего не могло быть приятней для меня, чем
признавать за вами все превосходства, за вами или за кем-нибудь иным..."



4c298751b6ddt.jpg


Несколько лет спустя, Ги с одной из своих приятельниц пришел на кладбище в Пасси и
остановился у памятника в византийском стиле. То была могила Марии. Мопассан долго
глядел сквозь решетку на часовню. Наконец произнес:
"Ее надо было засыпать розами..."



Мария Константиновна Башкирцева

родилась в селе Гавронском, под Полтавой,
11 ноября 1860 ода, в богатой дворянской семьи. Отец ее был предводителем местного
дворянства, дед, генерал Павел Григорьевич Башкирцев, - герой Крымской войны.
По линии матери род был еще более древним, род Бабаниных. И второй дед Марии до
конца своих дней гордился, и не без оснований, своей генеалогией, происходящей от
татарских князей первого нашествия.



avtoportret.jpg

Автопортрет. 1884.


Первые десять лет она провела в имении деда по матери, в Харьковской губернии. В 1870
году вся семья, - мать, тетка, дедушка, брат, маленькая кузина, домашний врач и целы
й штат прислуги - уехали вместе с Марией за границу. Два года семья переезжала с места
на место и жила то в Вене, то в Баден - Баден, то в Женеве, то в Париже, пока не
осела в Ницце.
Здесь, двенадцатилетняя девочка, Мария Башкирцева начала вести свой дневник, в который
с полной искренностью заносила не только все события детских и юношеских переживаний,
но и все впечатления, мысли, взгляды, вызванные окружающей жизнью. Этот дневник,
составивший впоследствии 109 тетрадей самого разнообразного содержания, она хранила в
строгой тайне от посторонних, и вследствие этого только после смерти даровитой девушки
- художницы узнали, что у нее кроме других дарований, был и выдающийся литературный талант.


avtoportret-baryshnya-v-shlyape-s-golubym-perom.jpg

Автопортрет. Барышня в шляпе с голубым пером. 1878.


В тринадцать лет Мария Башкирцева уже самостоятельно составляла свое расписание занятий.
В расписание ее увлечений входили математика, физика, химия и пара древних языков. Не
зная к себе пощады, она стремилась развивать все свои необыкновенные способности.
Будучи одаренным ребенком, она помимо своего родного языка, свободно могла говорить
на английском, немецком, итальянском и французском языках. Знала она так же латинский
и греческий языки. Всегда с удовольствием читала сочинения Гомера, Платона, Плутарха.


Страстная любительница музыки, она играла на рояле и мандолине, обладала прекрасным
голосом, великолепно танцевала. Но больше всего на свете Башкирцева любила живопись.
Однако, изначально, с рисованием долго не ладилось. Тем не менее ее поглощала мечта
непременно стать художницей, а именно, - знаменитой художницей. Она решила во что бы
то ни стало осуществить эту мечту. Работая с этой мыслью, художница все больше и
больше усовершенствовала свой художественный талант, в который она твердо верила.
Целые дни она проводила с карандашом и кистью в руках, работала по праздничным
дням и ночам.



avtoportret-s-palitroj.jpg

Автопортрет с палитрой. 1880.


В конце 1877 года, когда семья Башкирцевых переехала в Париж, Башкирцева, тогда уже
семнадцатилетняя барышня, поступила в мастерскую художника Жулиана и удивила всех
своим рвением, любовью к труду и страстным стремлением к самоусовершенствованию.
Ее успех в живописи был до того поразительным, что даже у профессоров живописи
возникало сомнение насчет подлинности ее работ.
Мария Башкирцева никогда не имела подруг, зато ею восхищалось много поклонников и
поклонниц. Впечатлительная девушка чувствовала себя постоянно одной и одинокой, что
ее не понимают. Об этом она поведала единственному и молчаливому своему другу,
знавшему ее тайны, - своему дневнику.
После одиннадцатимесячной работы под руководством выдающихся парижских профессоров
живописи, Мария Башкирцева на конкурсе мужских и женских художественных мастерских
получила единственную золотую медаль. Так началась ее художественная карьера.



molodaya-zhenshchina-chitayushchaya-roman.jpg

Молодая женщина, читающая роман. 1880.


В 1880 году Башкирцева выставила на парижской выставке свою первую картину
«Молодая женщина, читающая роман», подписав ее: «Marie Constantin, Russ»,



masterskaya-khudozhnika-zhuliana.jpg

Мастерская художника Жулиана. 1881.


а в 1881 году – другую картину «Мастерская художника Жулиана», нем выставила новую
картину за подписью «Andre». Обе картины обратили на себя внимание парижской печати,
признавшей в них бесспорный талант. Тогда, Башкирцева, в 1883 году, уже под своим
именем выставила новую картину «Жан и Жак», изображающая двух маленьких школьников
из бедного класса парижского населения.



zhan-i-zhak.jpg

Жан и Жак. 1883.


Эта картина вызвала восторженные отзывы в печати. После этого на парижских выставках
стали появляться, одна за другой, все новые и новые картины даровитой художницы,
среди которых особенных похвал удостоилась картина «Совещание» или «Митинг».



soveshchanie-miting.jpg

Совещание. Митинг. 1884.


Сюжет этой картины незамысловатый: группа уличных мальчуганов серьезно рассуждают между
собой – вероятно о затеваемой шалости – перед дощатым забором в пустынной улице
парижского предместья.
«Это истинный шедевр,
- писал об этой картине знаменитый французский поэт и критик Франсуа Коппе,
- лица, позы детей полны жизненной правды, уголок тоскливого пейзажа замечательно
передает уныние, разлитое в этих затерянных кварталах»…

Глядя на трогательного «Жан - Жака», «Молодую женщину, читающую роман», становится
понятно, что их место в Салоне, рядом с ее кумирами - Роббером Флери и Бастьен - Лепажем.



tri-ulybki-ulybka-rebenka.jpg

Три улыбки. Улыбка ребенка. 1883


Но вот «Трем улыбкам», «Обнаженной» - с одним спущенным чулком на ноге, сидящей верхом
на стуле против человеческого скелета, и, наконец, «Парижанке», полунатурщице -
полубалерине кафешантана, - место совершенно в ином ряду! Они ближе к художественным
изысканиям Тулуз - Лотрека, Бердслея, нежели к буржуазной галерее на Елисейских полях...



tri-ulybki-ulybka-devochki.jpg

Три улыбки. Улыбка девочки. 1883


«Три улыбки» художница писала, можно сказать, на «рубиконе» Жизни и Смерти. Оставался
всего год ее земного бытия... Явно, что даже тяжелейшая болезнь не смогла погасить
в ней божественный огонь жажды жизни! Эта работа красноречивее всяких слов...



tri-ulybki-ulybka-devushki.jpg

Три улыбки. Улыбка девушки. 1883.


На картине «Парижанка» изображена молодая смеющаяся девушка в соломенной шляпке,
украшенной цветами, одетая в блузу нежно - розового цвета. Шляпка придает ей
особенную кокетливость. «Парижанка» изображена почти в профиль. Портрет дает
ощущение того, что девушка ведет с кем - то разговор, приятный для нее, поэтому
она так кокетливо улыбается. Фрагментарность сюжета картины, воплотившего как
бы выхваченный из жизни миг беседы (возможно, с молодым человеком), создает легкость,
нежность, воздушность, придает эффект движения изображению на портрете.
Фрагментарность сюжетного решения, неожиданный ракурс, пастельная цветовая палитра
картины Башкирцевой - свидетельствует об элементах импрессионистской эстетики в
творчестве художницы. В этой связи особенно привлекательны переливы розового цвета.
Цвет блузы, шляпки лица при том, что каждая деталь имеет живописную самодостаточность,
создают вместе с тем единую радостную цветовую гамму, а от ее переливов исходит почти
физически ощущаемая свежесть, а улыбка продуцирует явное движение губ, глаз, руки.



parizhanka-irma.jpg

Парижанка. Ирма. 1883.


Полотно Башкирцевой располагает еще одной парой цветовых контрастов. Важным смысловым
акцентом является голубой бант на груди парижанки. Нежный, мягкий, но самый «холодный»
во всей работе. С одной стороны, он является полной противоположностью желтому цвету,
с другой - он его дополняет, делает более выразительным. «Пятно» голубого банта
расположено таким образом, что акцентирует внимание на особенностях изображения руки
девушки, выделяя ее не только через цветовой контраст теплого и холодного, но и тонально.
Охристо - золотистая по цвету рука, изображенная на переднем плане, привлекает внимание
своим несоответствием цвету лица, как бы даже подчеркнутым - она изображена намного
темнее - рука труженицы. Эта особенность кажется сознательно выделенной. Художница
запечатлела на холсте увиденное, то, что поразило ее воображение. Руки женщины не
только выдают ее возраст, но и сословную принадлежность, что уточнила Башкирцева.
В свое время картина была приобретена французским государством и сейчас находится
в музее Пти - Пале в Париже. В искусствоведческой среде картина Парижанка представляется
непременно с уточнением названия – Портрет Ирмы, натурщицы школы Жулиана.
Пожалуй, больше ни одно из произведений Башкирцевой таких уточнений не имеет.



skamya-na-zagorodnoj-parizhskoj-ulitse-osen.jpg

Скамья на загородной парижской улице. Осень. 1884.


Ободренная успехом, Башкирцева с удвоенным усердием продолжала свои занятия живописью,
но, заканчивая свою последнюю картину «Скамья на загородной парижской улице» или «Осень»,
молодая девушка, утомленная лихорадочной для ее слабого здоровья, простудилась и умерла
дождливым осенним днем 31 октября 1884 года около 24 лет от открытого туберкулеза легких,
оставив 150 картин, 200 рисунков, несколько скульптур и акварелей.


Несколько полотен висят во французских музеях: Люксембургском, Лувре, музее Ниццы.
Остальные картины родные увезли на родину, которые погибли в начале второй Мировой
войны при бомбежке окрестностей Киева.
После смерти художницы известный французский писатель Андре Терье выпустил в свет
ее дневник, возбудивший живой интерес и публики, и печати. В настоящее время этот
дневник переведен почти на все европейские языки, везде и всюду пользуется
исключительным успехом, разошелся в десятках тысяч экземплярах и продолжает
расходиться во многих изданиях.
Этот дневник Башкирцева писала в течении двенадцати лет урывками, часто в вагонах,
иногда среди работ, иногда между балами, то опять в томлении одиночества и отчаяния.
Писала с полной искренностью и художественной наблюдательностью, занося все, что
только обращало на себя внимание.



odna.jpg

Одна. 1884.


Такие сложные, исключительные и впечатлительные натуры, как Башкирцева, - редко бывают
счастливы. Они всегда чем то неудовлетворены и недовольны. И Мария Башкирцева, несмотря
на успех и славу, которые ее окружали, несмотря на счастливые условия жизни, - считала
себя несчастной.

"Быть может, ей и в небе счастья нет?.."
Эти строки из стихотворения Марины Цветаевой посвящены Марии Башкирцевой. В статье о
ней французский искусствовед Герро описывает аллегорическую скульптуру «Бессмертие»,
когда - то украшавшую Люксембургскую галерею в Париже. Молоденький гений умирает у ног
ангела смерти, а тот держит в руке свиток, где перечислены все замечательные
художники, преждевременно сошедшие в мир иной, в расцвете лет и творчества.



parizhanka-zhorzhetta.jpg

Парижанка. Жоржетта. 1883


portret-aleksandry-patchenko.jpg

Портрет Александры Патченко. 1881.


portret-zhenshchiny-s-buketom-sireni.jpg

Портрет женщины с букетом сирени. 1881.


molodaya-zhenshchina-s-buketom-sireni.jpg

Молодая женщина с букетом сирени. 1881.


dozhdevoj-zontik.jpg

Дождевой зонтик. 1883.


zhenskij-portret-1.jpg

Женский портрет. 1883.


Эксцентричность ее характера оказалась, как ни странно, весьма продуктивной для
творчества. Было в этой хрупкой и красивой девушке что - то тайное, запретное,
необузданное... и не высказанное до конца, даже в ее откровеннейшем дневнике.
И все это запретное, тайное ярко проявилось в ее работах.
Эпоха, которую рисовала и даже воспевала, очень далеко отошла от нас... Иной раз,
кажется, что ее и вовсе не было. Но картина той эпохи, как ее видела Мария Башкирцева,
замерла для нас на мгновение благодаря искусству художницы.



Источник: stoicka.ru




Tags: женщина-художник, серебряный век, художник Мария Башкирцева
Subscribe

Posts from This Journal “серебряный век” Tag

  • Айседора Дункан о Константине Станиславском

    Из книги "Моя Жизнь" «Морозный воздух, снег, русская пища и, в особенности, икра вылечили меня от истощения,…

  • О шестерых вот этих

    Если хочешь, для тебя я Пропою здесь серенаду, Буду петь, не умолкая, Хоть четыре ночи кряду? Если хочешь, я мгновенно Сочиню тебе отменный,…

  • Новости искусства

    «Открытки первой половины ХХ века» В галерее «Антиквариум» прошла предаукционная выставка открыток «Серебряного…

  • Серебряный век

    Георгий Иванов в 1930-е годы. Париж x x x Рассказать обо всех мировых дураках, Что судьбу человечества держат в руках? Рассказать обо…

  • Бывшие

    Леон Бакст Бакст — русский художник, изгнанный по причине еврейства из Петербурга, легендарный оформитель „Русских сезонов“ Дягилева,…

  • Котики Серебряного века

    Михаил Ларионов. Кот. Нач. XX в. Начало ХХ века внесло в трактовку кошек в литературе особенную ноту. Начнем с того, что именно тогда…

  • Наркомы

    Степан Карпов (1890-1929): Советский Союз - дружба народов Совет народных комиссаров СССР — высший коллегиальный орган исполнительной и…

  • Серебряный век

    Звезды живописи в балете Сергей Дягилев — великий антрепренер, один из первых продюссеров в мировом искусстве, который научился…

  • Начало ХХ века

    Русский авангард Один из главных музеев Вены, художественная галерея "Альбертине" проводит выставку – «Русские авангарды: от Шагала до…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments