Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Гобелены



ГАЛЕРЕЯ


«Зонтик» – декоративное панно Francisco Goya, представленное в мадридском Прадо,
которое служило эскизом для гобелена.



255656 - копия.jpg

Франсиско Гойя Зонтик 1777 (фрагмент)


«Санта-Барбара» – это не только бесконечная американская мыльная опера. В Испании
XVIII века так же называлась королевская ковровая фабрика – мануфактура
«Санта-Барбара» (или, сказать проще, фабрика святой Варвары). «Совпадение? Не думаю»,
– так и тянет пошутить, тем более что и задача у обеих Санта-Барбар была примерно
одинаковой: на длительное время сделать людям красиво, а также приятно, весело и
интересно.
Испанская «Санта-Барбара» для этой цели выпускала гобелены – большие безворсовые
ковры ручной работы с жизнерадостными сюжетами и исполненными изящества харизматичными
героями. Такие гобелены могли занимать почти всю стену, и ими с удовольствием
декорировали не только частные дома, но и королевские покои. Королевская мануфактура,
например, выпускала гобелены, которыми украшали помещения Эскориала.



Goya_portrait.jpg

Франсиско Гойя Автопортрет


Вот на такую фабрику гобеленов и устроился работать приехавший в конце XVIII века в
Мадрид из Сарагосы молодой художник Франсиско Гойя (справедливости ради скажем –
попал он туда не с улицы, а по протекции Франсиско Байеу, придворного художника и
старшего брата жены Гойи Хосефы). Задачей Гойи было создавать рисунки, на основе
которых «Санта Барбара» будет ткать гобелены. Какие же сюжеты могут подойти?


Кстати сказать, во Франции примерно в это же время или чуть раньше фабрику
гобеленов  возглавлял коллега Гойи – знаменитый художник Франсуа Буше.



Boucher_par_Gustav_Lundberg_1741.jpg

Портрет Франсуа Буше кисти Густафа Лундберга


Франсуа Буше (фр. François Boucher; 29 сентября 1703, Париж — 30 мая 1770, Париж)
— французский художник эпохи рококо.



Темы для гобеленов выбирались идиллические: у французов это были резвящиеся на лоне
природы пастухи и пастушки, в Испании персонажами гобеленов тоже были люди из
простонародья – махо и манолас. Махо – это представители испанских городских низов,
весёлые, темпераментные и витальные. Они готовы в любой момент схватиться за нож,
не дураки выпить и вообще довольно криминализированы (как всякие социальные «низы»)
и в то же время остаются хранителями народных традиций. Их страстных подруг называют
«махи» (отсюда – название известных картин Гойи «Обнажённая маха», «Одетая маха»).



354131.jpg

Франсиско Гойя Обнаженная Маха XIX век


246130.jpg

Франсиско Гойя Маха одетая XIX век


«Махи» – женщины легкого нрава и таких же правил, что отличает их от «манолас» –
приличных девушек строгих правил, этаких «благородных мах», впрочем, столь же
безоглядно уверенных в собственной неотразимости.


Во времена Гойи изображения махо, мах и манолас были чрезвычайно популярны. Их
национальные наряды были так выразительны, ярки и красивы, что даже аристократки,
женщины из знатных родов, очень любили время от времени, особенно во время
карнавалов и светских вечеринок, наряжаться в народном духе. Это было модно, а
в текущей политической ситуации еще и помогало сохранять национальную идентичность.



291273.jpg

Франсиско Гойя Портрет Марии Терезы Кайетана де Сильва, герцогини Альба 1795


Особой приверженностью к испанскому народному костюму отличалась небезызвестная
герцогиня Альба. На ростовых портретах Гойи она, аристократка, как раз одета в
испанском народном стиле



291411.jpg

Франсиско Гойя Портрет герцогини Альба 1797


Всего Гойя выполнил не менее шестидесяти монументально-декоративных панно, служащих
эскизами для гобеленовой мануфактуры. Их отличает удивительная, не представимая в
дальнейшем творчестве Гойи искрящаяся жизнерадостность, многообразие и звучность
палитры. Гойя вдохновенно создаёт счастливую утопию «естественного человека» с опорой
на глубоко народные образы и представления о мире – образы той среды, откуда вышел
и он сам.


Картоны Гойи едва не были утрачены. После создания шпалер эскизы, на основе которых
делались гобелены, становились не нужны. Сам Гойя, чей ранний период исследователи
назовут «гобеленовым», не очень любил эти работы, справедливо полагая, что способен
на большее, и не собирался их хранить. Картоны были забыты и некоторое время их
местонахождение оставалось не известным. В 1860-х они были случайно обнаружены в
каком-то подвале и переданы в Прадо.



255656.jpg

Франсиско Гойя Зонтик 1777


«Зонтик» – один из самых жизнерадостных и красивых картонов Гойи. Он изображает
молодую манолас, сидящую на траве с маленькой собачкой на коленях. День солнечный,
и чтобы красотка не обгорела, её услужливо прикрывает зонтиком юный махо в бархатном
костюме и головном платке, которые, наряду с широкополыми шляпами, любили носить
молодые испанцы.


Сравнительно небольшой формат работы указывает на то, что, скорее всего, она должна
была размещаться над окном. Пирамидальная композиция с фигурами на переднем плане,
а также использование звучных красок и выразительной игры света и тени обозначает
влияние итальянской классической живописи на творчество Гойи (действительно,
незадолго до начала работы на королевской мануфактуре Гойя побывал в Италии и даже
успел получить там вторую премию Пармской академии художеств).


Этот гобелен предназначался для столовой принца и принцессы Астурии (будущих Карла IV
и его жены Марии Луизы Пармской) в Эскориале. «Зонтик» является частью декоративной
серии из десяти картонов с изображением сельских видов и сцен народной жизни, среди
которых «Танец на берегу Мансанарес», «Маскарад в Андалусии», «Драка в Вента Нуэва»,
«Воздушный змей» и др.



249803.jpg

Франсиско Гойя Танец на берегу реки Мансанарес 1777


357953.jpg

Франсиско Гойя Маскарад в Андалусии


343460.jpg

Франсиско Гойя Драка в Вента Нуева 1777


342934.jpg

Франсиско Гойя Воздушный змей 1778


Автор: Анна Вчерашняя

Источник: artchive.ru




Tags: галерея, художник Francisco Goya
Subscribe

Posts from This Journal “галерея” Tag

  • Портретная галерея

    Фотопортреты XIX – XX веков BERNHARDT, Sarah (Сара Бернар) Фото Надар, Париж, Сара БЕРНХАРДТ (1844–1923), одна из…

  • Галерея

    Mary of Great Britain, Margravine of Hesse-Kassel by Johann Heinrich Tischbein, 1754

  • Полина

    Портрет Полины Бонапарт, принцессы Боргезе, позирующей с Эросом и Психеей, Jean-François Bosio, 1800-е годы

  • Золото

    «Золото осени» от Maximilian Lenz, 1905 г.

  • Пылающий июнь

    Сэр Фредерик Лейтон Пылающий июнь 1895 На создание самого знаменитого полотна Лейтона вдохновила его модель, которая однажды просто уснула…

  • Галерея

    Портрет моряка (Paul Cuffe?) США, около 1800

  • Оранжевое настроение

    Тамара Лемпицка Натюрморт с мандаринами 1942 Уильям Меррит Чейз Натюрморт с мандаринами 1900-е

  • Галерея

    Робер Делоне Мужчина с тюльпаном (Портрет Жана Метценже) 1906

  • Оранжевое настроение

    Джино Северини (Gino Severini; 1883—1966) – Танцовщица – 1915

promo nemihail 16:05, yesterday 74
Buy for 30 tokens
Мне в очередной раз удалось вывести на чистую воду ещё одного проходимца. Сергей взял кредит, чтобы построить себе дом-мечту и оказался у разбитого корыта. Так что думайте головой, прежде чем... Вот вам реальная история, которая получила очень интересный сюжетный поворот. Сергей скопил…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments