?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Омнибус II




ГАЛЕРЕЯ


От Anders Leonard Zorn


1 - копия.jpg

Андерс Цорн Омнибус II 1892 (фрагмент)


С первого взгляда не очень понятно, что подвигло всегда такого несерьезного и
жовиального Цорна на создание остросоциального сюжета, не утратившего актуальность
и доныне. С той разницей, что сегодня омнибус на холсте заменили бы вагон метро
или салон маршрутки, а наряды с прическами соответствовали бы духу времени.
Но атмосфера вечернего часа пик, когда утомленные длинным рабочим днем люди (кто-то
даже пытается урвать кусок сна по дороге домой), смотрят невидящим взглядом
куда-то вглубь себя, кажется до боли знакомой всем.


Картина Цорна «В омнибусе» выбивается из его излюбленных мотивов как нелюбимый
пасынок, подкидыш или незаконнорожденное дитя среди прочих, благородных и пышущих
благополучием братьев и сестер. Портретов знати всех сословий (короли, президенты
и миллиардеры выстраивались к балагуру-шведу в очередь); пышнотелых обнаженных
нимф, любующихся своим отражением в водной глади; мирных сельских видов страстно
любимой художником малой родины.


Цорн в целом едва обращался к сценам из городской жизни. Разве что к экзотическим:
его страстную натуру одинаково манил и этнический колорит дам из высшего света Алжира,



2.jpg

Андерс Цорн В гавани Алжира


и скромное обаяние нищих уличных музыкантов Италии.


3.jpg

Андерс Цорн Итальянские уличные музыканты


Припоминается еще один туристический сюжет– промозглые и унылые «Впечатления от
Лондона», написанные годом раннее «Омнибуса». И, к слову, тоже запечатлевшие этого
представителя общественного транспорта на конной тяге, только на сей раз снаружи,
а не изнутри.


4.jpg

Андерс Цорн Впечатления от Лондона 1890


Выясняется, ключ к загадке насколько прост, настолько и нетривиален (что вполне в
духе эксцентричного Цорна). Видите ли, ему сцена в омнибусе показалась вовсе не
удручающей и наталкивающей на мысли, каким трудом человеку приходится зарабатывать
на хлеб насущный в городе, но напротив – комичной.



1.jpg

Андерс Цорн Омнибус II 1892


Он вспоминает:
«Сюжет забавлял меня тем, что самые разные люди встречаются друг с другом во время
поездки – рабочий, который устал после изнурительного трудового дня, хочет уснуть
у плеча своей красивой незнакомой соседки; молодая модистка на переднем плане, на
лицо которой падает пятно электрического света с середины бульвара, и которая, как
я считаю, типична для трудолюбивого, честного и доброго французского рабочего класса.
Я совершил много поездок с Монмартра в омнибусе, прежде чем [представление о будущей
картине] прояснилось у меня в голове, а потом и в работе».


Для создания полотна потребовались не только неоднократные рейсы по маршруту, но
и несколько попыток. Это – вторая из них.

На первой отсутствует обрезанная краем холста фигура мужчины на переднем плане -
облюбованный импрессионистами способ вовлечения зрителя в пространство картины.



5.jpg

Андерс Цорн Омнибус I 1891


Третья представляет собой офорт – зеркальное отражение второго сюжета.



6.jpg

Андерс Цорн Омнибус 1892 • Офорт


Сохранились еще два подготовительных этюда маслом, на которых одна и та
же героиня выглядывает из окна омнибуса.



7.jpg

Андерс Цорн Омнибус. Этюд 1891



8.jpg

Андерс Цорн Омнибус. Этюд 1891


Кстати, наиболее известная, вторая версия, содержит "пасхальное яйцо" – скрытый
автопортрет Цорна: присмотритесь внимательнее к чопорному мужчине с роскошными
усами в цилиндре.



9.jpg

Андерс Цорн Автопортрет



Картина Андерса Цорна «В омнибусе» стала первой его работой, проданной в США. Он привез
ее в Чикаго для участия во Всемирной Колумбовой выставке 1893 года, приуроченной к
400-летию «открытия» Америки. Это событие не могла пропустить и одна из наиболее
известных коллекционеров искусства того времени, американка Изабелла Стюарт Гарднер.


Isabella Stewart Gardner ( 1840 — 1924) — американская коллекционер и меценат, одна из
самых выдающихся женщин-покровителей искусства; основатель музея Изабеллы Стюарт Гарднер.



10.jpg

Коллекционер искусства - Изабелла Стюарт-Гарднер



По легенде, Изабелла была настолько очарована холстом, что тут же спросила стоящего
рядом мужчину, можно ли его купить, и не знаком ли он часом с автором. Этим мужчиной
оказался Цорн.
Она воскликнула:
«Неужели это вы! Что же, я уверена, в скором времени мы можем стать неприятелями…
Либо, в противном случае, очень быстро подружимся. Вы просто обязаны явиться
сегодня к чаю!»

Так случайная встреча стала началом многолетней дружбы. А тут же приобретенное
судьбоносное полотно до сих пор хранится в музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне.



11.jpg

Андерс Цорн Изабелла Стюарт Гарднер 1894


Там же можно увидеть портрет основательницы музея кисти самого Цорна. Впервые он
предпринял попытку запечатлеть свою высокую покровительницу в феврале 1894 года,
во время визита в фамильной бостонской резиденции. Результат не показался успешным
ни ей, ни самому художнику. Что немудрено: Изабелла вышла на офорте похожей на
печального гнома.


12.jpg

Андерс Цорн Изабелла Стюарт Гарднер в Венеции 1894



Но Цорн не сдавался, повторяя попытки на протяжении нескольких недель, пока они с
женой гостили у Гарднеров в венецианском Палаццо Барбаро. Именно там ему удалось
уловить момент, когда миссис Гарднер распахивала французские створки балкона,
возвращаясь в студию.
«Стой где стоишь! – воскликнул художник. – Именно такой я хотел тебя запечатлеть».



Автор: Наталья Азаренко
Источник - artchive.ru






Posts from This Journal by “галерея” Tag

  • Пылающий июнь

    Сэр Фредерик Лейтон Пылающий июнь 1895 На создание самого знаменитого полотна Лейтона вдохновила его модель, которая однажды просто уснула…

  • Галерея

    Портрет моряка (Paul Cuffe?) США, около 1800

  • Оранжевое настроение

    Тамара Лемпицка Натюрморт с мандаринами 1942 Уильям Меррит Чейз Натюрморт с мандаринами 1900-е

  • Галерея

    Робер Делоне Мужчина с тюльпаном (Портрет Жана Метценже) 1906

  • Оранжевое настроение

    Джино Северини (Gino Severini; 1883—1966) – Танцовщица – 1915

  • Галерея

    Г-жа Эрнест Гиннесс, стоящая во весь рост, в изумрудном платье и пером (Ирландия, 1912). Сэр Франк Бернард Дикси (английский, 1853-1928).

  • Доброе утро

    Массимо Кампигли (Макс Иленфельдт) - Женщины, играющие в теннис (1943)

  • Галерея

    Федерико Армандо Белтран Масс (1885 - 1949) Портрет Мадлен Боннардель (1899-1952)

  • Галерея

    Танцовщица - Франсуа Шоммер


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.