Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Галерея русской живописи



Галерея русской живописи


Смех Филиппа Малявина


346144.jpg

Филипп Андреевич Малявин Смех 1899


Эпопея с картиной Малявина «Смех» – эффектная иллюстрация к классической истории
«нет пророка в своем отечестве». Написанная к отчетной выставке в Академии художеств
Петербурга, она подняла натуральную бурю эмоций (преимущественно негодования) со
стороны авторитетной публики.



image187.jpg

Илья Репин Автопортрет, 1878


Но, попав по ходатайству Репина вместе с другими экспонатами русской делегации на
парижскую Всемирную выставку 1900 года, работа никому не известного начинающего
художника из Самарской губернии стала настоящей сенсацией и получила высшую награду
– золотую медаль.



345787.jpg

Филипп Андреевич Малявин Эскиз к картине "Смех"


Малявин основательно подошел к написанию дипломного проекта, который должен был
подтвердить его право на получение звания художника. Доказательство тому – ряд
предварительных этюдов, на которых он экспериментирует с композицией, нанесением
красок и палитрой . Конечный результат поверг почтенных членов Совета
Академии в шок: кричащие краски, небрежная широкая кисть, незакрашенные фрагменты
и отсутствие сюжета оказались уж слишком большой дерзостью для них.



346146.jpg

Филипп Андреевич Малявин Эскиз к картине "Смех"


Лишь благодаря личному покровительству Репина и других мэтров, сумевших разглядеть
художественное дарование в смелом «бессодержательном» эксперименте, консервативно
настроенные преподаватели смилостивились и все-таки присудили Малявину звание за
былые заслуги – благопристойные, не преступающие границ дозволенного портретные работы.



image027.jpg

Михаил Нестеров Автопортрет, 1915


Представление об экстраординарном инциденте помогает составить
переписка художника  Нестерова:

«Его огромная, шестиаршинная картина без названия, или, как её окрестили,
“Смеющиеся бабы”, вызвала и вызывает страстные, яростные, то полные
негодования,  то восторга споры. Его только лишь после огромного
скандала среди совета  Академии признали достойным “звания”, лишив
заграничной поездки.
Репин, Матэ и Котов спасли это жалкое «звание» угрозой немедленного выхода
из Академии, вызвав бурю страшную – даже юродство. (Профессор Померанцев
просил  названных заступников остаться – “на коленях”). Вообще
изнервничались все до  последней степени, наделав при этом массу глупостей».


Сохранились воспоминания об историческом эпизоде и одного из его
непосредственных  участников – самого Репина:
«По поводу академических выпусков теперь была у нас бурная баталия из-за Малявина.
Этот неукротимый, блестящий талант совсем ослепил наших академиков. Старички
потеряли последние крохи зрения, а вместе с этим и последние крохи своего авторитета
у молодежи. Старая история. Рутинеры торжествуют свое убожество»,

– повествует он в дивной ироничной манере.


То ли дело заграница. В начале 20-го века там уже никого нельзя было удивить ни
размашистым мазком, ни пропуском красочного слоя, ни уж тем паче кричащей
экспрессией или буйством красок. Европейского зрителя покорил экзотический колорит
российской глубинки, да к тому же преподнесенный в такой авангардной, бесконечно
далекой от академического реализма, манере.


Скорее неосознанно, но Малявину удалось написать «Смех» на стыке стилей, что добавило
работе очков за новаторство и свежий, не скованный энциклопедическими границами подход.
Есть в ней и эмоциональный разгул экспрессионизма, и условно прорисованный фоновый
пейзаж с обрезанной коровьей головой – любимые приемы импрессионистов.


Да и «бессюжетность», которой попрекали Малявина петербургские академики, для западной
публики стала скорее достоинством, позволяющим выпустить на первый план сырую, живую,
хтоническую энергию могучих русских дев, с которой они в равной степени горазды как
упахиваться в поле с утра до ночи, так и без удержу хохотать.



771301.jpg

Александр Бенуа. Автопортрет. Париж. 1906


На следующий день после Всемирной выставки в Париже местная пресса взорвалась вестями
о «силе темперамента молодого художника из России». Бенуа оправдывал подобную реакцию
французов на «Смех» тем, что «поистине нельзя найти во всем нашем отделе более
“всемирно-выставочной” и “парижской” вещи, нежели эта эффектная картина».

Сорвали овации заразительно смеющиеся малявинские бабы и в Германии, на выставке
Берлинского сецессиона. А в 1901 году картина поехала в Венецию на международную
выставку искусств. Оттуда работу уже не отпустили: ее выкупил венецианский Музей
современного искусства, где она и обитает доныне.



Источник - artchive.ru




Tags: галерея русской живописи, художник Филипп Малявин
Subscribe

Posts from This Journal “галерея русской живописи” Tag

  • Суета

    «Суета» Сергея Соломко 1910-е годы

  • Оранжевое настроение

    Михаил Федорович Ларионов - В костюме солнца

  • Галерея

    Торговец овощами, 1920 , Борис Кустодиев

  • Галерея русской живописи

    Галерея русской живописи Сергей Виноградов Летом 1908 Картина «Летом», с ее бесхитростным сюжетом, считается одной из…

  • Астры

    Галерея русской живописи Аристарх Васильевич Лентулов Астры 1913 «Астры» входят в серию абстрактных натюрмортов,…

  • Галерея русской живописи

    Галерея русской живописи Право господина от Василия Поленова Василий Дмитриевич Поленов Право господина 1874 В Третьяковской…

  • Из баронесс в купчихи

    Галерея русской живописи От Бориса Кустодиева Б.М. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918. Русский музей Хотя «Купчиха за чаем»…

  • Галерея русской живописи

    Галерея русской живописи Александра Маковская Александра Егоровна Маковская (1837—1915) — русская художница-пейзажистка.…

  • Галерея русской живописи

    Галерея русской живописи Иван Ендогуров (1861 — 1898) Ендогуров Иван Иванович — талантливый русский живописец-пейзажист,…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments