ГАЛЕРЕЯ
От Peder Severin Kroyer
Peder Severin Kroyer Гип-гип-ура! 1888
Картина Крёйера «Гип-гип-ура» кажется празднованием самого существования скагенской
школы. Скагенские художники (дат. Skagensmalerne) — название датской группы художников,
живших и работавших в рыбацкой деревушке Скаген на севере Ютландии в 80-х и 90-х годах
XIX и в начале ХХ столетия.
Своими произведениями художники Скагенской школы, подражавшие творческому образу
французской барбизонской школы, оказали большое влияние на развитие датского
художественного искусства. В основном представители Скагена писали в реалистической
и натуралистической манере, во многих их произведениях также чувствуется сильное
влияние французского импрессионизма. Живописцы, работавшие в Скагене, отвергали
академизм датской и шведской Академий искусств и искали свои, более приближённые
к окружающей действительности темы и техники творчества.
Peder Severin Krøyer(1851 — 1909) — датский живописец-реалист.
Peder Severin Kroyer Selvportræt. 1879 г.
Есть версия, что на этой картине отмечают день рождения Крёйера. Впрочем, с учетом
того, что художник работал над картиной четыре года, а в названии мы видим восклицание,
а не отсылку к определенному событию, смеем предположить, что важна здесь сама
атмосфера и персонажи, а не конкретный повод, собравший за столом этих людей.
Известно, что у Крёйера была фотография, сделанная в тот вечер немецким художником
Фрицем Столтенбергом, по ней он и воссоздавал обстановку.
Художники отлично устроились в Скагене. Днем ходили писать на пленэре, стараясь
перенести на холст его особый, ни на что не похожий свет. Иногда делали выбор в
пользу охоты и рыбалки с местными. В обед или вечером собирались компанией, пили
вино, спорили, смеялись, провозглашали новые законы – искусства, жизни и сочетания
напитков. Здоровая, счастливая пора! Впрочем, школа в смысле обучение в Скагене
тоже довольно быстро образовалась, и Академия художеств даже направляла туда
студентов на летнюю практику.
Michael Ancher: self-portrait (1902)
«Вечерняя Академия» разместилась в принадлежащем художникам
Микаэлю и Анне Анкер отеле «Брёндум».
На картине компания расположилась как раз в саду этого отеля. Кто-то произнес тост,
и под выкрики «гип-гип-ура!» бокалы сейчас будут опустошены. Присмотримся к
присутствующим, чтобы получить представление о «Северных энтузиастах».
Слева направо: кузина Анны Анкер – Марта Мёллер-Йохансен и ее муж, художник Вигго
Йохансен, норвежец Кристиан Крог. За ним Крёйер изобразил самого себя –
счастливого, смеющегося. Следующий – брат Анны Анкер Дайн Брёндум, за ним Микаэль Анкер.
Оскар Бьёрк Автопортрет (1903)
Далее шведский живописец Оскар Бьёрк и художник Торвальд Нисс.
Женщины: скагенская учительница Хелен Кристенсен (есть версия, что у Крёйера
был с ней роман) и собственно Анна Анкер, обнимающая дочь Хельгу.
Педер Северин Крейер Портрет Анны Анкер 1886 г. Нац.музей, Копенгаген
Пожалуй, Хельга изменилась больше всех в процессе работы Крёйера над этой картиной
– ведь когда он начал писать, девочка была на четыре года младше. На утро после
банкета хозяева обнаружили в саду свободно расположившегося с мольбертом Крёйера
и не то чтобы пришли в восторг от такой бесцеремонности. Между ними даже вспыхнула
размолвка, впрочем, не приведшая к серьезному расколу в отношениях.
Солнечные блики, игра света, пойманное и запечатленное ускользающее мгновение, само
настроение застолья – всё отсылает нас к многочисленным импрессионистским трапезам.
В частности, есть множество оснований полагать, что одним из источников вдохновения
для создания этой картины был «Завтрак гребцов» Ренуара.
Пьер Огюст Ренуар Завтрак гребцов 1881
Крёйер очень любил творчество Ренуара. В то же время картина несет на себе отпечаток
реалистической манеры – пейзаж написан довольно тщательно. Отметим, что Крёйеру
вообще отлично удавались групповые портреты, он часто обращался к этому жанру.
Педер Северин Крёйер Встреча в музее 1888
Окончательному варианту предшествовали эскизы и портреты отдельных персонажей.
Права на картину еще на этапе эскизов заявил шведский коллекционер Понтус Фюрстенберг.
Педер Северин Крёйер Эскиз к картине «Гип-гип-ура!»
Когда работа был готова, он ее приобрел. В коллекции Фюрстенберга работа и
хранилась до тех пор, пока он не передал ее в музей Гётеборга.
Источник - artchive.ru
Journal information