Галерея русской живописи
От Бориса Кустодиева
Б.М. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918. Русский музей
Хотя «Купчиха за чаем» Кустодиева написана в послереволюционном 1918 году, для нас
она — настоящая иллюстрация той яркой и сытой России, где ярмарки, карусели и «хруст
французской булки». Впрочем, Кустодиев после революции своим любимым сюжетам не
изменял: для человека, до конца жизни прикованного к инвалидному креслу, это стало
формой эскапизма.
Для купчихи в этом портрете-картине позировала Галина Владимировна Адеркас —
натуральная баронесса из рода, ведущего свою историю аж от одного ливонского
рыцаря XIII века. Одна из баронесс фон Адеркас даже была воспитательницей
Анны Леопольдовны. Воспитательница принцессы, вдова генерала Адеркас – женщина
умная и опытная, в которой нашли "благоразумие, прелесть души, начитанность
и высокое умственное развитие",
Она способствовала любовной связи Анны с молодым графом К.М. Линаром,
польско-саксонским посланником. Интрига обнаружилась, и разгневанная императрица
распорядилась выслать Адеркас за границу
В Астрахани Галя Адеркас была соседкой Кустодиевых по дому, с шестого этажа; в
студию девушку привела жена художника, приметив колоритную модель. В этот
период Адеркас была совсем молода, студентка-первокурсница медицинского факультета.
Б. Кустодиев. Купчиха за чаем, 1918. Эскиз
И честно говоря, на набросках ее фигура выглядит гораздо тоньше и не такой
внушительной. Изучала она, как говорят, хирургию, но увлечения музыкой увели
ее в другую сферу. Обладательница интересного меццо-сопрано, в советские годы
Адеркас пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания
Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов, но большого
успеха не добилась. Вышла замуж она, судя по всему, за некоего Богуславского
и, возможно, стала выступать в цирке. В Рукописном отделе Пушкинского Дома
даже хранятся рукописные воспоминания за авторством Г.В. Адеркас, озаглавленные
«Цирк — это мой мир...». Как сложилась ее судьба в 30-е и 40-е годы — неизвестно.
Journal information