Адвокатам одним только рай.
За лишение прав состояния
И за то теперь деньги подай!
Н. А. Некрасов.
Адвокат — это ученый джентльмен, который спасает ваше
имущество от ваших врагов и забирает его себе.
Генри Питер Брум.
В художественной литературе мы встречаемся с многочисленными адвокатами, причем их
характеристика зачастую весьма негативна. Вспомним хотя бы слова мясника Джека
Кейда в «Генрихе VI» В. Шекспира
– «Первое что мы сделаем, давайте убьем всех адвокатов».
Эта сатирическая линия была продолжена вплоть до литературы ХХI века. Сатирические
описания адвокатов у Чарльза Диккенса, Марка Твена, Оскара Уайльда, Карела Чапека.

Рисунок к роману Ч. Диккенса «Холодный дом» (Адвокат и Клиент), 1852-53 гг.
Но особо критически рассматривается профессия адвоката мы в русской литературе.
Вот как характеризует адвокатов Н. А. Некрасов:
И содрав гонорар неумеренный,
Восклицал мой присяжный поверенный:
«Перед вами стоит гражданин
Чище снега альпийских вершин».
А вот стихи А. Н. Апухтина:
Злы у вас судьи, но злей адвокаты;
Редко кто чешется: все демократы!
А вот какую характеристику дает Д. Д. Минаев в эпиграмме «Оговорка»:
Как адвокат, от Невских плит
Известен он до самой Риги,
И хоть молва о нем гремит,
Что он «как книга говорит»,
Но ведь и глупые есть книги.
Не менее критически описываются адвокаты Ф. М. Достоевским, А. П. Чеховым, Тэффи,
Аркадием Аверченко, Михаилом Зощенко.
А в романе американского писателя Эндрю Найдермана «Адвокат дьявола» сатира
перерастает в гротеск.

Впрочем, отношения к профессии адвоката у литераторов весьма разнится. Столь разные
писатели как Джон Голсуорси, Оноре де Бальзак, Теодор Драйзер и Лев Толстой выводили
адвокатов на страницы своих произведений и они столь же не похожи друг на друга, сколь
и литературная манера авторов.

П. Н. Пинкисевич. Иллюстрация к роману Теодора Драйзера «Финансист».
А Франц Кафка создал образы людей этой профессии дважды — в рассказе «Новый адвокат»
и в романе «Процесс» (адвокат Гульд).

Первое издание романа Франца Кафки «Процесс».
Герой повести «Падение» французского писателя Альбера Камю Жан Батист Кламанс, бывший
адвокат, специализировавшийся на защите вдов и сирот методично изобличает как общество,
так и самого себя в пороках, называя, например, людей, которые живут в богатстве, но
никогда не дают денег неимущим, «саддукеями», уточняя, что и сам он когда-то был саддукеем.
Самоизобличение, самокопания и рефлексии Кламанса не лишены юмора, легкого хвастовства и
крупицы горечи. Краеугольным для Кламанса стал момент, когда он понял, что на самом деле
он - на стороне преступников, которых защищает, и даже самых заядлых злодеев считает на
самом деле невиновными.

Отец героини романа американской писательницы Харпер Ли «Убить пересмешника» («To Kill a
Mockingbird») шестилетней Джин Луизы Финч пожилой адвокат Аттикус берётся за заведомо
проигрышное дело, чтобы защитить Тома Робинсона, чернокожего человека, который был обвинён
в изнасиловании молодой белой женщины. Роман был опубликован в 1960 году и в 1961 году
получил Пулитцеровскую премию.
Особой разновидностью литературных произведений, в которых мы встречаем
многочисленных адвокатов, является детективный роман.
Герой романов американского писателя Мелвилла Дэвиссона Поста адвокат Рэндольф Мейсон
(сборники «Странные дела Рэндольфа Мейсона», «Последнее средство», «Человек, который
исправлял судьбы»). Пост по сути, создал новую разновидность детективного жанра – «судебную
драму» в которой совершение преступления, поиски злодея, разгадка тайны лишь второстепенные
детали сюжета. Главное происходит, когда преступник оказывается на скамье подсудимых,
а Мейсон пытается спасти его от правосудия, используя в качестве оружия закон. Вооруженный
юридическими знаниями, острым умом и при этом лишенный нравственных принципов, он легко
обнаруживает лазейки в законе и помогает своим клиентам использовать их, игнорируя дух
закона, но строго соблюдая его букву. Рассказы Поста оказали значительное влияние на
американскую литературу в частности на творчество Уильяма Фолкнера и Эрла Стенли Гарднера.
Американский писатель Эрл Стэнли Гарднер опубликовал свыше ста романов (в том числе под
псевдонимами А. А. Фэйр, Калетон Кендрейк, Чарльз Дж. Кенни, Чарлз М. Грин, Кил Конинг,
Роберт Пар, Делла Стрит, Лес Тиллрей). Из них более восьмидесяти входят в серию главным
героем которой является адвокат Перри Мейсон. Первый роман о его приключениях вышел в 1933
году. Гарднер сам около двадцати лет проработал адвокатом, а потому в его романах
присутствует образцовое знание полицейской и судебной процедуры, аспектов проведения
судебной экспертизы и многих других тонкостей адвокатской деятельности. Что же касается
имени своего персонажа, то, по одной версии он позаимствовал его у Мелвилла Поста, а по
другой - это имя героя в издательстве «Перри Мейсон & компания» выпускавшем журнал
«Молодёжный компаньон» читателем которого писатель был в детстве. В отличие от других
адвокатов, Мейсон не только представляет своих клиентов в суде, но и, прибегая к помощи
других лиц, сам расследует преступления. В его деятельности ему помогают секретарша Деллу
Стрит, частный детектив Пол Дрейк, молодой помощник юриста Джексон и телефонистка Герти.
Мейсон никогда не проигрывает даже самые безнадежные дела. Так, в рассказе «Рассерженном
свидетеле» герой совершенно случайно оказывается втянутым в дело об ограблении сейфа и,
не успев как следует ознакомиться с ситуацией, благодаря интуиции и огромному опыту быстро
выигрывает его. Центральное место деятельности Мейсона — судебный процесс, в ходе которого
он неожиданными, но всегда глубоко продуманными вопросами вынуждает собеседника выкладывать
самые потаенные мысли и спасает своего подзащитного. О популярности этого героя Гарднера
говорит хотя бы тот факт, что Оззи Осборн в альбоме «Ozzmosis» посвятил Мейсону песню
«Perry Mason».

После смерти Гарднера в 1970 году его персонажа узурпировал некий Томас Частейн,
продолживший написание романов, которые, несмотря на свою дешёвую популярность, не
были приняты поклонниками аутентичного Перри Мейсона.
В другой серии Гарднера, в которую входит девять романов о молодом окружном прокуроре
Дугласе Селби, главным антагонистом героя является нечестный адвокат А. Б. Карр.
После Гарднера адвокаты стали весьма частыми гостями на страницах детективных произведений.
Мы встречаем их в романе французского писателя Ги де Кара «Чудовище», в серии детективов
об адвокате Горации Рамполе английского писателя Джона Клиффорда Мортимера, в романе
английских писателей Ричарда Стэнли «Дика» Фрэнсиса и Феликса Фрэнсиса «Заезд на выживание».
Американский писатель Джон Гришэм — автор многочисленных «юридических триллеров» вывел адвокатов на страницах таких произведений как «Время убивать» («A Time to Kill» 1989 г.), «Фирма» («The Firm», 1991 г.), «Клиент» («The Client», 1993 г.), «Камера» («The Chamber», 1994 г.), «Золотой дождь» («The Rainmaker», 1995 г.), «Вердикт» («The Runaway Jury», 1996 г.), «Партнёр» («The Partner», 1997 г.),....

К «юридическим триллерам» относится и роман американского писателя Майкла Коннелли
«Линкольн» для адвоката», романы Скотта Фредерика Туроу «Бремя доказательства» и
«Считается невиновным», роман Роберта Трэвера «Анатомия убийства», роман Барри Рида «Вердикт».
А в романе Лизы Скоттолайн «Обхаживая неприятности» главная героиня проницательная и
сексапильная адвокат Анна Мерфи, успевает не только расследовать преступления и
защищать клиентов, но еще и по ходу дела соблазняет адвоката из команды противника.
Роман Джонатана Харра «Гражданский иск» основан на реальных событиях - деле «Андерсен
против Cryovac» и влиянии, которое оно оказало на судьбу адвоката.
Адвокаты герои романов Джона Д. Макдональда («Палачи»), Уильяма Дила («Первобытный страх»),
Джоди Пиколта («Мой ангел-хранитель»), Ричарда Норта Паттерсона («Степень вины» и «Глаза
ребенка»).
Источник - enc.vkarp.com
имущество от ваших врагов и забирает его себе.
Генри Питер Брум.
В художественной литературе мы встречаемся с многочисленными адвокатами, причем их
характеристика зачастую весьма негативна. Вспомним хотя бы слова мясника Джека
Кейда в «Генрихе VI» В. Шекспира
– «Первое что мы сделаем, давайте убьем всех адвокатов».
Эта сатирическая линия была продолжена вплоть до литературы ХХI века. Сатирические
описания адвокатов у Чарльза Диккенса, Марка Твена, Оскара Уайльда, Карела Чапека.

Рисунок к роману Ч. Диккенса «Холодный дом» (Адвокат и Клиент), 1852-53 гг.
Но особо критически рассматривается профессия адвоката мы в русской литературе.
Вот как характеризует адвокатов Н. А. Некрасов:
И содрав гонорар неумеренный,
Восклицал мой присяжный поверенный:
«Перед вами стоит гражданин
Чище снега альпийских вершин».
А вот стихи А. Н. Апухтина:
Злы у вас судьи, но злей адвокаты;
Редко кто чешется: все демократы!
А вот какую характеристику дает Д. Д. Минаев в эпиграмме «Оговорка»:
Как адвокат, от Невских плит
Известен он до самой Риги,
И хоть молва о нем гремит,
Что он «как книга говорит»,
Но ведь и глупые есть книги.
Не менее критически описываются адвокаты Ф. М. Достоевским, А. П. Чеховым, Тэффи,
Аркадием Аверченко, Михаилом Зощенко.
А в романе американского писателя Эндрю Найдермана «Адвокат дьявола» сатира
перерастает в гротеск.

Впрочем, отношения к профессии адвоката у литераторов весьма разнится. Столь разные
писатели как Джон Голсуорси, Оноре де Бальзак, Теодор Драйзер и Лев Толстой выводили
адвокатов на страницы своих произведений и они столь же не похожи друг на друга, сколь
и литературная манера авторов.

П. Н. Пинкисевич. Иллюстрация к роману Теодора Драйзера «Финансист».
А Франц Кафка создал образы людей этой профессии дважды — в рассказе «Новый адвокат»
и в романе «Процесс» (адвокат Гульд).

Первое издание романа Франца Кафки «Процесс».
Герой повести «Падение» французского писателя Альбера Камю Жан Батист Кламанс, бывший
адвокат, специализировавшийся на защите вдов и сирот методично изобличает как общество,
так и самого себя в пороках, называя, например, людей, которые живут в богатстве, но
никогда не дают денег неимущим, «саддукеями», уточняя, что и сам он когда-то был саддукеем.
Самоизобличение, самокопания и рефлексии Кламанса не лишены юмора, легкого хвастовства и
крупицы горечи. Краеугольным для Кламанса стал момент, когда он понял, что на самом деле
он - на стороне преступников, которых защищает, и даже самых заядлых злодеев считает на
самом деле невиновными.

Отец героини романа американской писательницы Харпер Ли «Убить пересмешника» («To Kill a
Mockingbird») шестилетней Джин Луизы Финч пожилой адвокат Аттикус берётся за заведомо
проигрышное дело, чтобы защитить Тома Робинсона, чернокожего человека, который был обвинён
в изнасиловании молодой белой женщины. Роман был опубликован в 1960 году и в 1961 году
получил Пулитцеровскую премию.
Особой разновидностью литературных произведений, в которых мы встречаем
многочисленных адвокатов, является детективный роман.
Герой романов американского писателя Мелвилла Дэвиссона Поста адвокат Рэндольф Мейсон
(сборники «Странные дела Рэндольфа Мейсона», «Последнее средство», «Человек, который
исправлял судьбы»). Пост по сути, создал новую разновидность детективного жанра – «судебную
драму» в которой совершение преступления, поиски злодея, разгадка тайны лишь второстепенные
детали сюжета. Главное происходит, когда преступник оказывается на скамье подсудимых,
а Мейсон пытается спасти его от правосудия, используя в качестве оружия закон. Вооруженный
юридическими знаниями, острым умом и при этом лишенный нравственных принципов, он легко
обнаруживает лазейки в законе и помогает своим клиентам использовать их, игнорируя дух
закона, но строго соблюдая его букву. Рассказы Поста оказали значительное влияние на
американскую литературу в частности на творчество Уильяма Фолкнера и Эрла Стенли Гарднера.
Американский писатель Эрл Стэнли Гарднер опубликовал свыше ста романов (в том числе под
псевдонимами А. А. Фэйр, Калетон Кендрейк, Чарльз Дж. Кенни, Чарлз М. Грин, Кил Конинг,
Роберт Пар, Делла Стрит, Лес Тиллрей). Из них более восьмидесяти входят в серию главным
героем которой является адвокат Перри Мейсон. Первый роман о его приключениях вышел в 1933
году. Гарднер сам около двадцати лет проработал адвокатом, а потому в его романах
присутствует образцовое знание полицейской и судебной процедуры, аспектов проведения
судебной экспертизы и многих других тонкостей адвокатской деятельности. Что же касается
имени своего персонажа, то, по одной версии он позаимствовал его у Мелвилла Поста, а по
другой - это имя героя в издательстве «Перри Мейсон & компания» выпускавшем журнал
«Молодёжный компаньон» читателем которого писатель был в детстве. В отличие от других
адвокатов, Мейсон не только представляет своих клиентов в суде, но и, прибегая к помощи
других лиц, сам расследует преступления. В его деятельности ему помогают секретарша Деллу
Стрит, частный детектив Пол Дрейк, молодой помощник юриста Джексон и телефонистка Герти.
Мейсон никогда не проигрывает даже самые безнадежные дела. Так, в рассказе «Рассерженном
свидетеле» герой совершенно случайно оказывается втянутым в дело об ограблении сейфа и,
не успев как следует ознакомиться с ситуацией, благодаря интуиции и огромному опыту быстро
выигрывает его. Центральное место деятельности Мейсона — судебный процесс, в ходе которого
он неожиданными, но всегда глубоко продуманными вопросами вынуждает собеседника выкладывать
самые потаенные мысли и спасает своего подзащитного. О популярности этого героя Гарднера
говорит хотя бы тот факт, что Оззи Осборн в альбоме «Ozzmosis» посвятил Мейсону песню
«Perry Mason».

После смерти Гарднера в 1970 году его персонажа узурпировал некий Томас Частейн,
продолживший написание романов, которые, несмотря на свою дешёвую популярность, не
были приняты поклонниками аутентичного Перри Мейсона.
В другой серии Гарднера, в которую входит девять романов о молодом окружном прокуроре
Дугласе Селби, главным антагонистом героя является нечестный адвокат А. Б. Карр.
После Гарднера адвокаты стали весьма частыми гостями на страницах детективных произведений.
Мы встречаем их в романе французского писателя Ги де Кара «Чудовище», в серии детективов
об адвокате Горации Рамполе английского писателя Джона Клиффорда Мортимера, в романе
английских писателей Ричарда Стэнли «Дика» Фрэнсиса и Феликса Фрэнсиса «Заезд на выживание».
Американский писатель Джон Гришэм — автор многочисленных «юридических триллеров» вывел адвокатов на страницах таких произведений как «Время убивать» («A Time to Kill» 1989 г.), «Фирма» («The Firm», 1991 г.), «Клиент» («The Client», 1993 г.), «Камера» («The Chamber», 1994 г.), «Золотой дождь» («The Rainmaker», 1995 г.), «Вердикт» («The Runaway Jury», 1996 г.), «Партнёр» («The Partner», 1997 г.),....

К «юридическим триллерам» относится и роман американского писателя Майкла Коннелли
«Линкольн» для адвоката», романы Скотта Фредерика Туроу «Бремя доказательства» и
«Считается невиновным», роман Роберта Трэвера «Анатомия убийства», роман Барри Рида «Вердикт».
А в романе Лизы Скоттолайн «Обхаживая неприятности» главная героиня проницательная и
сексапильная адвокат Анна Мерфи, успевает не только расследовать преступления и
защищать клиентов, но еще и по ходу дела соблазняет адвоката из команды противника.
Роман Джонатана Харра «Гражданский иск» основан на реальных событиях - деле «Андерсен
против Cryovac» и влиянии, которое оно оказало на судьбу адвоката.
Адвокаты герои романов Джона Д. Макдональда («Палачи»), Уильяма Дила («Первобытный страх»),
Джоди Пиколта («Мой ангел-хранитель»), Ричарда Норта Паттерсона («Степень вины» и «Глаза
ребенка»).
Источник - enc.vkarp.com
Journal information