Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Забытые музы



АЛЕКСЕЙ РЖЕВСКИЙ: СМОЛЯНКИ


54.jpg

Алексей Андреевич Ржевский (1737—1804) — действительный тайный советник,
сенатор, вице-директор Петербургской Академии Наук, президент Медицинской
Коллегии, масон; поэт.




Вельможа екатерининского времени поэт Алексей Ржевский был вице-директором Академии
наук, президентом Медицинской коллегии и одним из виднейших масонов. Юные девушки
Борщова и Нелидова, ученицы Смольного института благородных девиц, вдохновили его
на стихотворения, воспевающие их таланты в театральном и вокальном мастерстве.
Характерно, что поэт обращается к ним по фамилиям — так, как это было принято в
стенах института.


Борщова, в опере с Нелидовой играя
И ей подобным же талантом обладая,
Подобну похвалу себе приобрела,
И в зрителях сердца ты пением зажгла;
Хоть ролю ты себе противну представляла,
Но тем и более искусство ты являла,
Что нежность лет и пол умела претворить
И несогласность ту искусству покорить.
Всем зрителям своим ты делая забаву,
Приобрела себе хвалу, и честь, и славу.

1773



53.jpg

Дмитрий Левицкий - Портрет Натальи Борщевой - 1776


Борщова Наталья изображена танцующей на фоне театральной декорации, что позволяет её
представить Аллегорией Танца. Возможно, также как и Нелидова, она тут представлена
в роли Пандолфы из пьесы «Служанка-госпожа», где играла с ней вместе. (Любопытно, что
в изображении её правой руки присутствует анатомическая ошибка)

Наталья Семёновна Борщова ( 1758 — 1843) — училась в Смольном институте благородных
девиц, который окончила с золотой медалью, фрейлина великой княгини Марии Феодоровны,
кавалерственная дама ордена Св. Екатерины



51.jpg

Дмитрий Левицкий – Портрет Екатерины Нелидовой - 1773


Будущая фаворитка императора Павла изображена танцующей менуэт на фоне театральной
декорации — пейзажного парка. На 15-летней девушке надет сценический костюм
(светло-коричневое, с сероватым отливом, отделанное розовыми лентами платье из
упругого шелка, кокетливая соломенная шляпка, украшенная цветами и лентами), один
из тех, в которых она выступала в придворных балетах. Полагают, что она изображена
в костюме Сербины — очаровательной и остроумной плутовки из оперы Перголези
«Служанка-госпожа». Поза Нелидовой — секундное мгновение между завершением одного
танцевального па и переходу к следующему.
Дидро, увидав Нелидову на сцене, заявил, что она достойная соперница знаменитых
парижских актрис.



59.jpg

Портрет работы Фёдора Рокотова (1777) Александр Сумароков


Александр Сумароков, поэт, драматург и литературный критик; один из крупнейших
представителей русской литературы XVIII века, . посвятил ей восторженные строфы:


Как ты, Нелидова, Сербину представляла,
Ты маску Талии самой в лице являла,
Приятность с действием и с чувствиями взоры,
Пандольфу делая то ласки, то укоры,
Пленила пением и мысли и сердца.
Игра твоя жива, естественна, пристойна;
Ты к зрителям в сердца и к славе путь нашла;
Не лестной славы ты, Нелидова, достойна,
Иль паче всякую хвалу ты превзошла!



56.jpg

Император Павел


Она закончила Смольный в 1776 году с малой золотой медалью и была пожалована во
фрейлины двора цесаревича Павла Петровича и его молодой жены Натальи Алексеевны,
а после ранней смерти Натальи стала фрейлиной второй жены Павла - Марии Федоровны.



57.jpg

Вуаль Жан Луи. Портрет великой княгини Марии Фёдоровны (1759-1828)


Портреты Борщовой и портрет Нелидовой (будущей фаворитки Павла I) в столь восхитивших
Ржевского ролях написаны Дмитрием Левицким и входят в его знаменитую серию «смолянок».

В этом же цикле — портрет девушки с арфой — Глафиры Алымовой, с которой Ржевский позже
венчался.



52.jpg

Дмитрий Левицкий - Портрет Глафиры Алимовой – 1776


Александр Бенуа писал об этой знаменитой картине Дмитрия Левицкого:
«Вот это истинный восемнадцатый век во всем его жеманстве и кокетливой простоте, и
положительно этот портрет производит сильное неизгладимое впечатление как прогулка
по Трианону или Павловску».

Портрет Г. И. Алымовой (1776). Одна из лучших арфисток своего времени изображена с
любимым инструментом, который одновременно делает её и Аллегорией Музыки. Она одета
в форменное парадное платье из белого шелка, установленное для воспитанниц IV
(старшего) возраста, которое выглядит особенно роскошно: это платье «полонез» с
«хвостом» и «крыльями» на большом панье (каркасе из китового уса). Подол юбки
украшен фалбалой, а лиф — пышными бантами. Нити крупного жемчуга обвивают длинные
локоны, драгоценные камни вплетены в прическу. Эту роскошь связывают с тем, что
к этому времени юная Глафира уже стала предметом всепожирающей страсти Бецкого



55.jpg

Иван Бецкой – муж-отец-любовник?


Глафира была назначена в свиту к великой княгине Марии Федоровне – второй супруге
Павла Петровича – в качестве компаньонки. Поначалу молодые женщины сдружились, но
потом по неизвестной причине отношения расстроились. Некоторые считали, что Мария
Федоровна приревновала Глафиру к Павлу и постаралась с ней расстаться. По другой
версии, дорогу ей перебежала другая прыткая смолянка – фрейлина Нелидова, занявшая
сердце Павла.
Повод для расставания с великокняжеским двором нашелся вполне основательный – Глафира
совершенно неожиданно для своего покровителя Бецкого решила выйти замуж за вдовца,
который был старше ее на двадцать лет. Его звали Алексей Андреевич Ржевский. Он был
чиновником и литератором, а главное – одним из предводителей петербургских масонов,
имел множество знакомств, дружил с наследником престола Павлом. По характеру Ржевский
был человеком сентиментальным, но честным и добрым.

Державин писал, обращаясь к нему:
«Тебе, чувствительный, незлобный,/ Благочестивый, добрый муж».



Цифровая репродукция этой картины находится в коллекции интернет-галереи Gallerix.ru( http://gallerix.ru )

И. Смирновский "Портрет Г.Р. Державина"


История их женитьбы полна драматизма: Глафире покровительствовал могущественный, но
старый Иван Бецкой. Он представляя дело как отеческое покровительство, поселил юную
красавицу в своем доме, отваживал от нее всех поклонников и исподволь добивался взаимности.
Когда Алымова все-таки решила выйти замуж за молодого Ржевского, то Бецкой уговаривал
ее сказать «нет» прямо перед алтарем. Под его нажимом молодожены поселились в
петербургском доме Бецкого, но в итоге от «заботливого внимания» старика сбежали в
провинциальную Москву.
Глафиры и Бецкого окончательно разошлись (Бецкой умер в 1799 году, а Ржевские жили
весьма мирно, воспитывали родившихся у них трех сыновей и дочь).

В 1780 году Г. Державин посвятил супругам Ржевским стихотворение «Счастливое семейство».


Блажен, кто Господа боится
И по путям Его идет!
Своим достатком насладится
И в благоденстве поживет.
В дому его нет ссор, разврата,
Но мир, покой и тишина:
Как маслина плодом богата,

Красой и нравами жена.
Как розы, кисти винограда
Румянцем веселят своим,
Его благословенны чада
Так милы вкруг трапезы с ним.
Так счастлив, так благополучен

И так блажен тот человек,
Кто с честью, правдой неразлучен
И в Божьем страхе вел свой век.
Благословится от Сиона,
Благая снидут вся тому,
Кто слез виновником и стона
В сей жизни не был никому;
Кто не вредит и не обидит,
И злом не воздает за зло:
Сыны сынов своих увидит
И в жизни всякое добро.
Мир в жизни сей и мир в дни оны,

В обители избранных душ,
Тебе, чувствительный, незлобный,
Благочестивый, добрый муж.

1780




Tags: литература, люди годы судьбы, поэзия
Subscribe

Posts from This Journal “люди годы судьбы” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments