АЛЕКСЕЙ РЖЕВСКИЙ: СМОЛЯНКИ
Алексей Андреевич Ржевский (1737—1804) — действительный тайный советник,
сенатор, вице-директор Петербургской Академии Наук, президент Медицинской
Коллегии, масон; поэт.
Вельможа екатерининского времени поэт Алексей Ржевский был вице-директором Академии
наук, президентом Медицинской коллегии и одним из виднейших масонов. Юные девушки
Борщова и Нелидова, ученицы Смольного института благородных девиц, вдохновили его
на стихотворения, воспевающие их таланты в театральном и вокальном мастерстве.
Характерно, что поэт обращается к ним по фамилиям — так, как это было принято в
стенах института.
Борщова, в опере с Нелидовой играя
И ей подобным же талантом обладая,
Подобну похвалу себе приобрела,
И в зрителях сердца ты пением зажгла;
Хоть ролю ты себе противну представляла,
Но тем и более искусство ты являла,
Что нежность лет и пол умела претворить
И несогласность ту искусству покорить.
Всем зрителям своим ты делая забаву,
Приобрела себе хвалу, и честь, и славу.
1773
Дмитрий Левицкий - Портрет Натальи Борщевой - 1776
Борщова Наталья изображена танцующей на фоне театральной декорации, что позволяет её
представить Аллегорией Танца. Возможно, также как и Нелидова, она тут представлена
в роли Пандолфы из пьесы «Служанка-госпожа», где играла с ней вместе. (Любопытно, что
в изображении её правой руки присутствует анатомическая ошибка)
Наталья Семёновна Борщова ( 1758 — 1843) — училась в Смольном институте благородных
девиц, который окончила с золотой медалью, фрейлина великой княгини Марии Феодоровны,
кавалерственная дама ордена Св. Екатерины
Дмитрий Левицкий – Портрет Екатерины Нелидовой - 1773
Будущая фаворитка императора Павла изображена танцующей менуэт на фоне театральной
декорации — пейзажного парка. На 15-летней девушке надет сценический костюм
(светло-коричневое, с сероватым отливом, отделанное розовыми лентами платье из
упругого шелка, кокетливая соломенная шляпка, украшенная цветами и лентами), один
из тех, в которых она выступала в придворных балетах. Полагают, что она изображена
в костюме Сербины — очаровательной и остроумной плутовки из оперы Перголези
«Служанка-госпожа». Поза Нелидовой — секундное мгновение между завершением одного
танцевального па и переходу к следующему.
Дидро, увидав Нелидову на сцене, заявил, что она достойная соперница знаменитых
парижских актрис.
Портрет работы Фёдора Рокотова (1777) Александр Сумароков
Александр Сумароков, поэт, драматург и литературный критик; один из крупнейших
представителей русской литературы XVIII века, . посвятил ей восторженные строфы:
Как ты, Нелидова, Сербину представляла,
Ты маску Талии самой в лице являла,
Приятность с действием и с чувствиями взоры,
Пандольфу делая то ласки, то укоры,
Пленила пением и мысли и сердца.
Игра твоя жива, естественна, пристойна;
Ты к зрителям в сердца и к славе путь нашла;
Не лестной славы ты, Нелидова, достойна,
Иль паче всякую хвалу ты превзошла!
Император Павел
Она закончила Смольный в 1776 году с малой золотой медалью и была пожалована во
фрейлины двора цесаревича Павла Петровича и его молодой жены Натальи Алексеевны,
а после ранней смерти Натальи стала фрейлиной второй жены Павла - Марии Федоровны.
Вуаль Жан Луи. Портрет великой княгини Марии Фёдоровны (1759-1828)
Портреты Борщовой и портрет Нелидовой (будущей фаворитки Павла I) в столь восхитивших
Ржевского ролях написаны Дмитрием Левицким и входят в его знаменитую серию «смолянок».
В этом же цикле — портрет девушки с арфой — Глафиры Алымовой, с которой Ржевский позже
венчался.
Дмитрий Левицкий - Портрет Глафиры Алимовой – 1776
Александр Бенуа писал об этой знаменитой картине Дмитрия Левицкого:
«Вот это истинный восемнадцатый век во всем его жеманстве и кокетливой простоте, и
положительно этот портрет производит сильное неизгладимое впечатление как прогулка
по Трианону или Павловску».
Портрет Г. И. Алымовой (1776). Одна из лучших арфисток своего времени изображена с
любимым инструментом, который одновременно делает её и Аллегорией Музыки. Она одета
в форменное парадное платье из белого шелка, установленное для воспитанниц IV
(старшего) возраста, которое выглядит особенно роскошно: это платье «полонез» с
«хвостом» и «крыльями» на большом панье (каркасе из китового уса). Подол юбки
украшен фалбалой, а лиф — пышными бантами. Нити крупного жемчуга обвивают длинные
локоны, драгоценные камни вплетены в прическу. Эту роскошь связывают с тем, что
к этому времени юная Глафира уже стала предметом всепожирающей страсти Бецкого
Иван Бецкой – муж-отец-любовник?
Глафира была назначена в свиту к великой княгине Марии Федоровне – второй супруге
Павла Петровича – в качестве компаньонки. Поначалу молодые женщины сдружились, но
потом по неизвестной причине отношения расстроились. Некоторые считали, что Мария
Федоровна приревновала Глафиру к Павлу и постаралась с ней расстаться. По другой
версии, дорогу ей перебежала другая прыткая смолянка – фрейлина Нелидова, занявшая
сердце Павла.
Повод для расставания с великокняжеским двором нашелся вполне основательный – Глафира
совершенно неожиданно для своего покровителя Бецкого решила выйти замуж за вдовца,
который был старше ее на двадцать лет. Его звали Алексей Андреевич Ржевский. Он был
чиновником и литератором, а главное – одним из предводителей петербургских масонов,
имел множество знакомств, дружил с наследником престола Павлом. По характеру Ржевский
был человеком сентиментальным, но честным и добрым.
Державин писал, обращаясь к нему:
«Тебе, чувствительный, незлобный,/ Благочестивый, добрый муж».
И. Смирновский "Портрет Г.Р. Державина"
История их женитьбы полна драматизма: Глафире покровительствовал могущественный, но
старый Иван Бецкой. Он представляя дело как отеческое покровительство, поселил юную
красавицу в своем доме, отваживал от нее всех поклонников и исподволь добивался взаимности.
Когда Алымова все-таки решила выйти замуж за молодого Ржевского, то Бецкой уговаривал
ее сказать «нет» прямо перед алтарем. Под его нажимом молодожены поселились в
петербургском доме Бецкого, но в итоге от «заботливого внимания» старика сбежали в
провинциальную Москву.
Глафиры и Бецкого окончательно разошлись (Бецкой умер в 1799 году, а Ржевские жили
весьма мирно, воспитывали родившихся у них трех сыновей и дочь).
В 1780 году Г. Державин посвятил супругам Ржевским стихотворение «Счастливое семейство».
Блажен, кто Господа боится
И по путям Его идет!
Своим достатком насладится
И в благоденстве поживет.
В дому его нет ссор, разврата,
Но мир, покой и тишина:
Как маслина плодом богата,
Красой и нравами жена.
Как розы, кисти винограда
Румянцем веселят своим,
Его благословенны чада
Так милы вкруг трапезы с ним.
Так счастлив, так благополучен
И так блажен тот человек,
Кто с честью, правдой неразлучен
И в Божьем страхе вел свой век.
Благословится от Сиона,
Благая снидут вся тому,
Кто слез виновником и стона
В сей жизни не был никому;
Кто не вредит и не обидит,
И злом не воздает за зло:
Сыны сынов своих увидит
И в жизни всякое добро.
Мир в жизни сей и мир в дни оны,
В обители избранных душ,
Тебе, чувствительный, незлобный,
Благочестивый, добрый муж.
1780
Journal information