В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась
долгожданная и масштабная вставка «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто,
Веронезе. Из собраний Италии и России».
В экспозиции, развернувшейся в роскошном Белом Зале музея, представлены только
первоклассные произведения, исполненные тремя величайшими живописцами.
В Москве эти работы собраны впервые, а некоторые из них никогда не покидали
пределов Италии.
Тициан Вечеллио Венера и Адонис 1560
Тициан Вечеллио Саломея с головой Иоанна Крестителя 1515
Пожалуй, самое яркое полотно нынешней экспозиции — «Саломея» кисти Тициана, по праву
завоевавшая широкую известность и славу. Картина редко покидает пределы Италии,
Выставка дает зрителю уникальную возможность увидеть рядом произведения трех великих
мастеров-современников, чье творчество во многом перевернуло представления о самом
процессе создания картины, заложив основы развития живописи во всей Европе.
На выставке в ГМИИ им. Пушкина представлены 23 произведения, которые в полной мере
дают представление как о культуре Венеции эпохи Ренессанса, так и о мастерстве
Тициана, Тинторетто и Веронезе, которые сделали Венецию великим
культурным центром своего времени.
Якопо Тинторетто. «Тайная вечеря». 1547
Этот шедевр раннего Тинторетто написан по заказу настоятеля Скуолы дель Сантиссимо
Сакраменто, основанной в 1516 году при церкви Сан Маркуола. Как свидетельствует
надпись, оставленная рукой художника на табурете на первом плане, работа была
закончена 27 августа 1547 года.
Это первая «Тайная вечеря», написанная Тинторетто, а также его первый заказ от Скуол.
Дебют прошел успешно: спустя некоторое время подобные малые братства одно за другим
будут обращаться к Тинторетто. За свою творческую жизнь он написал не менее девяти
картин для Скуол дель Сантиссимо Сакраменто, которые стали его основными заказчиками.
Якопо Тинторетто Святой Георгий
Якопо Робусти, прозванный Тинторетто. «Снятие с креста»
(ок. 1560 г. Венеция, Галерея Академии).
Картина представляет собой алтарный образ, написанный для венецианской церкви Санта
Мария дель Умилтá, не сохранившейся до наших дней.
Пожалуй, эта картина — одно из самых эмоциональных религиозных произведений Якопо
Тинторетто. Сцена,выхваченная из тьмы ярким направленным светом, падающим с правого
верхнего угла, изображена на фоне ночного пейзажа. В центре динамичной многофигурной
композиции — тело мертвого Христа, лежащего на коленях Марии,упавшей без сознания.
Иосиф Аримафейский, поддерживающий фигуру Христа, образует с ним единую диагональ,
идущую параллельно линии, выстроенной положением трех Марий. В «Снятии с креста»
Тинторетто интерпретирует библейский сюжет с особой выразительностью, приближая
образы святых к простым смертным.
Паоло Веронезе Воскресение Христа 1580
Тициан, Веронезе и Тинторетто родились в разных городах, принадлежали к разным
поколениям,имели разный социальный статус и образование. Каждый из них развивал
заметно отличающиеся друг от друга, но взаимодополняющие художественные стили и
языки. Тем не менее, в их судьбах много общего — к примеру, все они выполняли
заказы для важнейших церквей Венеции и прилегающих территорий, а также работали
по частным заказам крупнейших политиков их времени. Кроме того, все три мастера
стояли во главе наиболее активных мастерских, которые,по венецианской традиции,
были семейными.
Паоло Веронезе Снятие с креста 1547
Паоло Кальяри, прозванный Веронезе. «Мадонна с Младенцем и святыми Петром
и Екатериной Александрийской».
Ок. 1550 г. Виченца, Городской музей Палаццо Кьерикати
На картине Веронезе Мадонна — это прекрасная венецианская девушка с золотыми волосами.
Она кажется отрешенной и задумчивой. В мужской фигуре мы со всей очевидностью узнаем
святого Петра, поскольку он держит в руке ключ, постоянный атрибут в иконографии
апостола. А женский образ, предположительно, — Екатерина Александрийская.
Грандиозная экспозиция работ величайших мастеров
Венецианского Ренессанса
в ГМИИ им. Пушкина до 20 августа 2017 года.
Источник - artchive.ru