Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Жемчуг

«Жемчуг бывал мелкий, средний, крупный;
различались зерна гурмыдкие, кафимские,
зерно раковинное, зерно не алмазное;
жемчуг считался по зернам,
половинкам и золотникам».

Иоганн Кильбургер


Известно, что в Москву стекалось огромное количество морского жемчуга с Востока.
Импортом занимались даже англичане: например, огромную нить подарил царю Борису
посол Джером Горсей в 1586 году. Другой иностранец, Жак Маржерет, записал, что
видел в казне по меньшей мере полсотни царских нарядов, расшитых по краям
драгоценностями, видел платья, полностью вышитые жемчугом, а также «платья,
покрытые жемчужной вышивкой на фут, на полфута, на четыре пальца»! Поразили
его и полдюжины царских покрывал, вышитых жемчугом полностью





Неизвестный художник. Парсуна царя Алексея Михайловича. 1670-80 годы


Количество жемчуга в казне легче всего представить по хроникам разгрома: в 1611 году,
взяв Кремль, кичливые поляки от безделья стреляли крупными жемчужинами из мушкетов,
а во время Соляного бунта 1648 года бунтовщики-грабители жемчуг мерили пригоршнями
и продавали желающим полными шапками.


Жемчуг шел на отделку шапок, обуви, каймы, рукавов… список бесконечен. Эти костюмы
можно представить по портретам-парсунам XVII века, изображающим царей и цариц.
Картины анонимных мастеров вряд ли достоверно изображают своих моделей. Зато богатые
наряды выписаны с необыкновенной тщательностью — это наследие иконописной традиции,
где «доличному» (всё, кроме лиц и рук) уделялось особое внимание.





Алексей Корзухин Боярышня 1882


Разумеется, без воссоздания драгоценных уборов из крупных круглых жемчужин невозможно
представить и историческую живопись второй половины XIX века на тему Руси. Вспомним
таких живописцев, как Константин Маковский, Александр Литовченко, Григорий Седов,
Николай Неврев, Сергей Соломко и т. д.





Неизвестный художник/ Парсуна царицы Марфы Апраксиной/ Конец XVII века


Еще больше было пресноводного жемчуга, ведь его добывали в наших реках — в особенности
в Архангельской губернии, по берегам Белого моря. Именно там обильно водилась
европейская жемчужница. Колонии в реках были так обильны, что все попытки государства
хоть как-то взять добычу под контроль, давать на нее лицензии, были безуспешны —
например, указ Петра I с запретом ловли от 1721 года пришлось отменить через десять
лет. Благодаря этому народный костюм северных губерний особенно наряден: позволить
отделку речным жемчугом в этом регионе могли себе очень многие.





Неизвестный художник. Женщина в торопецком
жемчужном кокошнике и платке. 1850-е годы.



«Как только услышал я шум и увидел, что проходят в городские ворота, я схватил на
всякий случай с собой нитку жемчуга, потому что в городе есть красавицы и дворянки,
а коли есть красавицы и дворянки, сказал я себе, то хоть им и есть нечего, а жемчуг
все-таки купят».


Николай Гоголь. «Тарас Бульба»


Столетиями речной жемчуг промышляли самыми примитивными способами, но к концу
XIX века этому пришел конец — не только из-за хищнической добычи, но и из-за
изменения экологии (заболоченность берегов, сплавление лесов, замутнение воды
минеральными взвесями). Падение было резким — в 1860 году его экспортировали
из России на 182 тысячи рублей, а спустя десять лет — всего на 1,5 тысячи.





Неизвестный художник. Портрет купеческой жены Анны Филатовой. 1840-е годы.


Лучше всего речной жемчуг разглядывать на провинциальных «примитивных» портретах,
изображающих купчих и богатых крестьянок XIX века. Как правило, они происходят
из Архангельской, Олонецкой, Тверской, Новгородской и Псковской губерний — северных
земель, где головные уборы роскошно отделывали речным жемчугом. В основном они
написаны анонимными мастерами, хотя сохранилось имя художника-крестьянина — Абрама
Клюквина.





Портрет новгородской крестьянки
с белым платком в руке. 1830-е годы.



В наш век искусственного жемчуга, который стоит копейки, трудно представить, насколько
дорог жемчуг настоящий. Вспомним, например, что Мэри Морстен (будущая миссис Ватсон)
могла бы достойно прожить год, продав одну-единственную индийскую жемчужину из ожерелья.
А Жак Картье в 1917 году купил здание своего магазина на 5-й авеню в Нью-Йорке, отдав
две нитки бус. Часто жемчужное ожерелье было непременной частью приданого, самой
дорогой вещью в шкатулке и крайним способом получить деньги в случае острой
необходимости.

Дело в том, что в Новое время жемчуг все дорожал и дорожал — например, за первую
половину XVII века он утроился в цене, а по стоимости оборота на рубеже XIX–XX веков
он даже стоял на первом месте среди драгоценностей. Так, пара серег-жечужин, которые
в 1821 году купил великий князь Николай Павлович (будущий император), стоила 29 тысяч
рублей — колоссальная по тем временам сумма.





Владимир Боривиковский. Портрет великой княжны Марии Павловны. 1800-е годы.


Дамы носили на шее состояние, а мода на нити жемчуга, элегантные сами по себе,
практически не менялась, хотя можно было играть с их длиной и количеством рядов.
Иногда, впрочем, ожерелье дополнялось фермуаром — крупной застежкой с драгоценным
камнем. Популярности украшения способствовала и любовь к жемчугу скромной вдовы
из Виндзора по имени Виктория.



«Самое распространенное драгоценное украшение сезона — жемчуг в виде отдельных
ниток или колье. Дамы высшего общества носят жемчужные нитки в неотделанном виде.
Нитка обматывается свободно вокруг талии, образует род кушака со свободно
связанными концами, конец нитки делается в форме английской булавки, украшенной
квадратными бриллиантами».


Журнал «Ювелир», 1912, № 9




Илья Репин. Портрет Марии Тенишевой. 1896 год.


Жемчуг на шее, в ушах, в волосах можно увидеть на огромном количестве женских
портретов XVIII–XIX веков. Возможно, по той же причине, по которой он и сегодня
необходимый аксессуар гардероба стильной женщины: ведь жемчуг не выглядит вызывающе;
украшая, не перетягивает внимание на себя. А для живописной картины это крайне
важное качество. Вглядимся в женские портреты Рокотова, Боровиковского, Кипренского,
Брюллова, Репина, Серова — удивительно, насколько жемчуг одинаков, но не однообразен.





Франсуа Фламенг. Портрет Зинаиды Юсуповой. 1894 год.


Немного другая история — портреты богатейших женщин Российской империи. На них так
много крупного жемчуга, что это уже не элегантность, а кичливость. В первую очередь
это дамы из рода Юсуповых — Зинаида Николаевна и ее мать Татьяна Александровна.
Эту страсть они унаследовали от княгини XVII века — Татьяны Васильевны Юсуповой,
племянницы Потемкина. Ее потомок Феликс в своих воспоминаниях писал о прапрабабушке:


«Она была страстной ценительницей драгоценностей и основала коллекцию, ставшую
знаменитой. Она купила алмаз «Полярная звезда» и множество украшений с французской
короны, украшения неполитанской королевы и, наконец, уникальную и великолепную
«Перегрину», знаменитую жемчужину, принадлежавшую Филиппу II Испанскому и, говорят,
в древности — царице Клеопатре. Жемчужина была парной той, которую царица Египта
растворила в уксусе, чтобы превзойти Антония в застольных безумствах».


Феликс Юсупов. «Перед изгнанием»




Орест Кипренский. Портрет Екатерины Авдулиной. 1822 год.


Характерно, что на портретах самой Татьяны Васильевны, созданных в эпоху классицизма
и ампира, переизбытка драгоценностей мы не найдем: вкус времени не дозволял подобные
излишества в живописи. А вот представительницы следующих поколений жили во вторую
половину ХIХ века — более эклектичную эпоху, и поэтому их портреты ослепляют блеском
драгоценностей.





Неизвестный автор. Портрет Т. А. Юсуповой. 1875 год.


Татьяну и Зинаиду Юсуповых писали Винтерхальтер, Маковский, Серов и многие другие.
Для истории искусства ценнее всего, конечно, работа Валентина Серова — а для истории
драгоценностей произведение Франсуа Фламенга. Здесь княгиня Зинаида изображена с
гигантской жемчужиной «Пелегриной», которую ее сын продал в 1953 году.





Франц Винтерхальтер. Портрет Т.А. Юсуповой. 1858 год.


Со второй половины XIX века своим блеском начинают ослеплять и портреты императриц.
Если на портретах Александры Федоровны (жены Николая I) и Марии Александровны
жемчуга просто много, то их преемницы Мария Федоровна и Александра Федоровна
(жена Николая II) практически закованы в него, как в броню. Драгоценности покрывают
их тела, как оклад — иконы.





Иван Крамской. Портрет Марии Федоровны. 1880е годы.


Теперь это позволяла мода, вдобавок монархии требовалось поражать богатством и величием.
Да и сами императрицы обожали украшения. Разглядывая царские портреты кисти Робертсон,
Винтерхальтера, Репина, Крамского и других живописцев, мы узнаем о вкусах каждой
императрицы. Жена Николая I жемчуга обожала: она изображена в жемчужных кордильерах —
длинных бусах, которые крепились к предплечьям, соединяя обе руки. Мария Александровна
предпочитала вплетать нити в волосы. Шею Марии Федоровны обхватывает тугой ошейник
чокер — подобные ожерелья ввела в моду ее сестра Александра, королева английская (по
слухам, чтобы скрыть небольшой шрам).





Кристина Робертсон. Портрет Алксандры Федоровны (фрагмент). 1840-е годы.


Но особенно любила жемчуг супруга Николая II. Мы помним о семейной традиции подарков
Ники и Алекс — яйца Фаберже на Пасху; была и другая традиция — жемчуг «от Болина»
каждый апрель (в годовщину помолвки и на тезоименитство императрицы)


.

Неизвестный художник. Копия с картины Ильи Репина.
Портрет Александры Федоровны. 1896 год.



На покупки в ювелирной фирме «Карл Эдуард Болин» последний император тратил огромные
суммы — как-то за 8 лет вышло полмиллиона рублей. Увы, все эти драгоценности сгинули,
когда после революции большевики занялись распродажей ценностей. И даже диадема
«Русская красавица» работы Болина в Алмазном фонде — это реплика, созданная
советскими ювелирами в 1987 году.


Источник - culture.ru




Tags: Россия, ювелирные изделия
Subscribe

Posts from This Journal “ювелирные изделия” Tag

  • "Глаз возлюбленного"

    Оригинальные украшения, получившие название "Lover`s eye" - "Глаз возлюбленного", носили в Георгианскую эпоху (1714-1810). Подобные…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment