Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Квакиутль



Церемониальные платья и маски (около 1914)

Фото Эдварда Кертиса


Квакиутли (или квакиутль) коренной народ Тихоокеанского северо - западного побережья,
охватывающего территорию Британской Колумбии на севере острова Ванкувер и прилегающий
материк.



j2pN7wVqayA.jpg


Объединены общим языком Квакиутль относящегося к северной группе вакашских языков.
В настоящее время сильно вытеснен английским. Широкая группа может быть разделена
на 13 групп, каждая со своей собственной клановой структурой и различной историей.
По фольклору своих предков ( 'na'mima) квакиутль пришли в данное места - через
землю, море, или даже из под земли - в виде родовых животных, которые по
прибытию  изменили свой животный облик и превратились в человека.



33702253935_f1ba84467f_b.jpg

Kotsuis и Hohhug, Nakoaktok - Nakoaktok мужчины в парадной одежде,
с длинными клювами, присевши на корточки.



Первый зарегистрированный контакт с европейцами был в 1792 году во время экспедиции
под руководством английского офицера капитана Джорджа Ванкувера, и вскоре появились
колонии европейцев оседающих на западном побережье Канады. Как часто, кстати, с
поселенцами пришли болезни и население квакиутл снизилась до 75% в период между 1830
и 1880. Квакиутли отличали понятия о богатстве. Статус богатого человека для
них заключался ни в том, сколько владел человек, а в том – сколько он мог дать другим.
Американский антрополог Франц Боас описал сложные церемонии дарения , известные как
«potlach». Эти торжественные ритуалы стали основной мишенью христианских миссионеров,
которые видели в этом одно из основных препятствий их миссии «цивилизаторской», и
канадское правительство запретило практику их проведения в 1885 году . хотя
практическое применение этого акт так и не смогли провести в жизнь.



33573032321_0d35b2ca83_o.jpg

Хами, Koskimo - Koskimo человек носить меховую одежду закрывающей всё тело,
негабаритные перчатки и маску Хами ( «опасная вещь») во время церемонии numhlim.



Индейцы северо-запада США и Западной Канады на протяжении веков считали
квакиутль  дикими людьми и называли их по разному - «Диким лесным человеком»,
«Человеком,  олицетворяющим землю» или «Дух земли» – Paqusilahl.
Еще одно название этого существа дает Эдвард С. Кёртис, снимавший на камеру
жизнь  квакиутль в 1914 году: «Неожиданно появляющийся из леса».
Представляем фотографии квакиутль американского фотографа и этнолог
Эдвард Кертис  (1868-1952), известный своими работе с индейскими людьми
из коллекции  Библиотеки Конгресса.



33702252545_afb2c3d4aa_o.jpg

Tsunukwalahl, Qagyuhl - Человек носить Маску Tsunukwalahl, мифического существа,
используется во время зимнего танца.



«Черная великанша», как иногда ее называют, изображается в мифах с заросшими
бровями, глубоко посаженными глазами, с длинными густыми волосами, наморщенным
ртом с крупными губами и впалыми, как у трупа, щеками.



33573032421_f7a2d72d8a_o.jpg

Nuhlimahla, Qagyuhl - Человек носит церемониальную маску Nuhlimahla во время
церемонии Winter Dance. Эти персонажи изображали дураков и представляли их
преданность грязи и беспорядку.



33573032541_1f25eed668_o.jpg

Маска охотника на осьминогов, Qagyuhl - Торжественная маска, надетая танцовщицей,
изображающей охотника .



В мифологии народа белла белла (ныне хейлтсук, вакашский народ, входящий в группу
квакиутлов и проживающий в центральной части побережья Британской Колумбии, севернее
острова Ванкувер) существовал легендарный герой-охотник, убивший великана-осьминога,
пожиравшего людей. Обряд, посвященный этому мифу, исполнялся танцором в маске на
специальном причале, сооружавшемся на воде. Пляска охотника на осьминога происходил
а за четыре дня до начала церемонии Зимних Плясок – главного праздника квакиутлов.



33702253135_6a3019fdea_o.jpg

Nuhlimkilaka, Koskimo - квакиутль человек, носящий негабаритную маску и руки,
представляющие лесной дух, Nuhlimkilaka, ( «приносящий путаницу»).



33702253205_96af988856_o.jpg

Kwahwumhl, Koskimo - Танцовщица носить маску ворона, а перья баклана во время
церемонии numhlin.



33545997792_0e6cc4e862_o.jpg

Pgwis, Qagyuhl - квакиутль человек, носящей маска мифических существ Pgwis
(человек моря).



33702253425_bcea777106_z.jpg

Atlumhl, Koskimo - Koskimo человек в костюме с церемониальной маской,
на руках и коленях.



33702253005_256479ee79_z.jpg

Костюм Tluwulahu, Qagyuhl - Женщина носить одеяло с бахромой умершего родственника,
который был шаманом.



33545997922_3fe53258b4_o.jpg

Hamasilahl, Qagyuhl - Торжественный танцор, маска и меховая одеждаво время
церемонии зимних танцев.



33573032661_78f233212b_o.jpg

Нана, Qagyuhl - Человек, одетый в костюме медведя. Медведь был обязан охранять
танцевальный дом.



33702252885_06844bb021_o.jpg

Sisiutl, Qagyuhl - Sisiutl, один из главных танцоров в церемониях Зимний танец,
двуглавая маска змеи и рубашка, изготовленная из сучьев.



33318034750_5183aac31c_o.jpg

Paqusilahl, Qagyuhl - Танцор, представляющий Paqusilahl ( «человек земли»),
надев маску и рубашку, покрытую болиголов сучьев, представляющий paqus,
дикий человек из леса.



У квакиутль был ритуал, в котором изображалось появление Paqusilahl из леса.
Специальный актер наряжался в костюм (маску) лесного духа. Это было нейтральное
существо в понимании индейцев, которое, однако, могло принести вред, и с
которым приходилось считаться.



33573032221_efe60081f6_o.jpg

Группа зимних Танцоров, Qagyuhl - Парадные танцоры, в круге во время церемонии
Зимнего танца, маски и одежда из меха, перьев и других материалов.



33318035790_9721aca991_b.jpg

Маска танцоров, Qagyuhl - Во время зимней церемонии, квакиутла танцоры в масках
и костюмах, приседали на переднем плане.



33702253085_9c5ccf165d_z.jpg

Маска Tluwulahu, Tsawatenok - квакиутль человек, маска, изображающую гагару в
верхней части головы человека, чтобы облегчить гагаре превратиться в человека.



Маски же квакиутль настолько технически сложны, что могут являть при трансформации
(при отрытии и закрытии створок) шлемов две или даже три личины своих персонажей.
Как правило, в масках квакиутль изображены тотемные прародитего племени и их потомки,
духи-помощники, а также такие персонажи как Луна и Солнце, сменяющие друг друга.
Иными словами, такого рода маски призваны показать во время ритуала трансформирующийся,
меняющийся характер мира, его явлений, процессов. Такие маски широко использовались
в похоронных обрядах и обрядах инициации молодых мальчиков квакиутль, которые,
подчас, были поражены невиданному доселе «духу», меняющему личины в процессе танца.


Источник - publicdomainreview.org




Tags: Канада, ритуалы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments