Церемониальные платья и маски (около 1914)
Фото Эдварда Кертиса
Квакиутли (или квакиутль) коренной народ Тихоокеанского северо - западного побережья,
охватывающего территорию Британской Колумбии на севере острова Ванкувер и прилегающий
материк.

Объединены общим языком Квакиутль относящегося к северной группе вакашских языков.
В настоящее время сильно вытеснен английским. Широкая группа может быть разделена
на 13 групп, каждая со своей собственной клановой структурой и различной историей.
По фольклору своих предков ( 'na'mima) квакиутль пришли в данное места - через
землю, море, или даже из под земли - в виде родовых животных, которые по
прибытию изменили свой животный облик и превратились в человека.

Kotsuis и Hohhug, Nakoaktok - Nakoaktok мужчины в парадной одежде,
с длинными клювами, присевши на корточки.
Первый зарегистрированный контакт с европейцами был в 1792 году во время экспедиции
под руководством английского офицера капитана Джорджа Ванкувера, и вскоре появились
колонии европейцев оседающих на западном побережье Канады. Как часто, кстати, с
поселенцами пришли болезни и население квакиутл снизилась до 75% в период между 1830
и 1880. Квакиутли отличали понятия о богатстве. Статус богатого человека для
них заключался ни в том, сколько владел человек, а в том – сколько он мог дать другим.
Американский антрополог Франц Боас описал сложные церемонии дарения , известные как
«potlach». Эти торжественные ритуалы стали основной мишенью христианских миссионеров,
которые видели в этом одно из основных препятствий их миссии «цивилизаторской», и
канадское правительство запретило практику их проведения в 1885 году . хотя
практическое применение этого акт так и не смогли провести в жизнь.

Хами, Koskimo - Koskimo человек носить меховую одежду закрывающей всё тело,
негабаритные перчатки и маску Хами ( «опасная вещь») во время церемонии numhlim.
Индейцы северо-запада США и Западной Канады на протяжении веков считали
квакиутль дикими людьми и называли их по разному - «Диким лесным человеком»,
«Человеком, олицетворяющим землю» или «Дух земли» – Paqusilahl.
Еще одно название этого существа дает Эдвард С. Кёртис, снимавший на камеру
жизнь квакиутль в 1914 году: «Неожиданно появляющийся из леса».
Представляем фотографии квакиутль американского фотографа и этнолог
Эдвард Кертис (1868-1952), известный своими работе с индейскими людьми
из коллекции Библиотеки Конгресса.

Tsunukwalahl, Qagyuhl - Человек носить Маску Tsunukwalahl, мифического существа,
используется во время зимнего танца.
«Черная великанша», как иногда ее называют, изображается в мифах с заросшими
бровями, глубоко посаженными глазами, с длинными густыми волосами, наморщенным
ртом с крупными губами и впалыми, как у трупа, щеками.

Nuhlimahla, Qagyuhl - Человек носит церемониальную маску Nuhlimahla во время
церемонии Winter Dance. Эти персонажи изображали дураков и представляли их
преданность грязи и беспорядку.

Маска охотника на осьминогов, Qagyuhl - Торжественная маска, надетая танцовщицей,
изображающей охотника .
В мифологии народа белла белла (ныне хейлтсук, вакашский народ, входящий в группу
квакиутлов и проживающий в центральной части побережья Британской Колумбии, севернее
острова Ванкувер) существовал легендарный герой-охотник, убивший великана-осьминога,
пожиравшего людей. Обряд, посвященный этому мифу, исполнялся танцором в маске на
специальном причале, сооружавшемся на воде. Пляска охотника на осьминога происходил
а за четыре дня до начала церемонии Зимних Плясок – главного праздника квакиутлов.

Nuhlimkilaka, Koskimo - квакиутль человек, носящий негабаритную маску и руки,
представляющие лесной дух, Nuhlimkilaka, ( «приносящий путаницу»).

Kwahwumhl, Koskimo - Танцовщица носить маску ворона, а перья баклана во время
церемонии numhlin.

Pgwis, Qagyuhl - квакиутль человек, носящей маска мифических существ Pgwis
(человек моря).

Atlumhl, Koskimo - Koskimo человек в костюме с церемониальной маской,
на руках и коленях.

Костюм Tluwulahu, Qagyuhl - Женщина носить одеяло с бахромой умершего родственника,
который был шаманом.

Hamasilahl, Qagyuhl - Торжественный танцор, маска и меховая одеждаво время
церемонии зимних танцев.

Нана, Qagyuhl - Человек, одетый в костюме медведя. Медведь был обязан охранять
танцевальный дом.

Sisiutl, Qagyuhl - Sisiutl, один из главных танцоров в церемониях Зимний танец,
двуглавая маска змеи и рубашка, изготовленная из сучьев.

Paqusilahl, Qagyuhl - Танцор, представляющий Paqusilahl ( «человек земли»),
надев маску и рубашку, покрытую болиголов сучьев, представляющий paqus,
дикий человек из леса.
У квакиутль был ритуал, в котором изображалось появление Paqusilahl из леса.
Специальный актер наряжался в костюм (маску) лесного духа. Это было нейтральное
существо в понимании индейцев, которое, однако, могло принести вред, и с
которым приходилось считаться.

Группа зимних Танцоров, Qagyuhl - Парадные танцоры, в круге во время церемонии
Зимнего танца, маски и одежда из меха, перьев и других материалов.

Маска танцоров, Qagyuhl - Во время зимней церемонии, квакиутла танцоры в масках
и костюмах, приседали на переднем плане.

Маска Tluwulahu, Tsawatenok - квакиутль человек, маска, изображающую гагару в
верхней части головы человека, чтобы облегчить гагаре превратиться в человека.
Маски же квакиутль настолько технически сложны, что могут являть при трансформации
(при отрытии и закрытии створок) шлемов две или даже три личины своих персонажей.
Как правило, в масках квакиутль изображены тотемные прародитего племени и их потомки,
духи-помощники, а также такие персонажи как Луна и Солнце, сменяющие друг друга.
Иными словами, такого рода маски призваны показать во время ритуала трансформирующийся,
меняющийся характер мира, его явлений, процессов. Такие маски широко использовались
в похоронных обрядах и обрядах инициации молодых мальчиков квакиутль, которые,
подчас, были поражены невиданному доселе «духу», меняющему личины в процессе танца.
Источник - publicdomainreview.org