ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Cамый поэтический портретист XVIII века



В течение многих лет полагали, что Рокотов был знатного рода. Но недавно обнаруженные
документы показали, что поистине художник родился в крепостной семье, принадлежавшая
князю Репнину в имении под Москвой Воронцово. Датой рождения принято считать 1735 год.
В 1757 году были найдены первые письменные упоминания о нем, как о художнике, когда
был написал именно "Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире" (1757).





Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире. 1757.


Другая картина, датируемая этим временем "Портрет Ивана Шувалова", - известная нам как
репродукция, выполненная его учеником А.Ф. Зябловым в 1779 году.
Граф Шувалов всевозможно поддерживал юного Федора, и именно по его рекомендации, Федор
Степанович в 1760 году был принят в Академию художеств в Петербурге в качестве ученика.
Успехи и репутация художника были так всеизвестны, что имя Рокотова привлекало не
только внимание общества, но и вскоре он стал интересен судебным заседателям.





Портрет Ивана Шувалова. 1760.


В 1762 году, он пишет значительного размера картину "Парадный портрет Петра III".




Парадный портрет Петра III. 1762.


Картина по прежнему принесла славу Рокотову, в связи с этим он был вознагражден
званием адъюнкта. Среди лучших произведений Федора Степановича раннего периода
был "Портрет Екатерины II в коронационном наряде" (1763),





Портрет Екатерины II в коронационном наряде. 1763.


который служил необычайным эталоном красоты,и с которого, были сделаны многочисленные
копии, и "Портрет Императрицы Екатерины II" (1762-1763), понравившейся графу
Григорию Орлову.





Портрет Императрицы Екатерины II. 1762 - 1763.


Свои парадные портреты Рокотов создает в декорациях, и делает это искусно красиво.
Ему с легкостью удается варьировать цветовой гаммой, предавая каждому произведению
уникальную жанровую тактику.
В шестидесятые годы Рокотов написал серию неофициальных портретов, в основном мужчин,
которые демонстрируют его стремление к захвату как внешних особенностей, так и
личностей своих моделей. Он создал чувственные портреты интеллигентного и утонченного
аристократа графа Ивана Григорьевича Орлова (Между 1762 и 1765),





Портрет графа Ивана Григорьевича Орлова. Между 1762 и 1765.


талантливого писателя и госдеятеля Ивана Логгиновича Голенищева - Кутузова
(Между 1762 и 1764).





Портрет Ивана Логгиновича Голенищева - Кутузова. Между 1762 и 1764.


Особенно достопримечателен портрет В.И. Майкова (Между 1775 и 1778). За томной
неизбежностью чувствуется талантливый поэт с волевой хваткой и ироничным складом ума.





Портрет В.И. Майкова Между 1775 и 1778


Чувственное лицо Майкова раскрашено почти ощутимо, и цветовая гамма, основанная на
красных и зеленых тонах, подчеркивает выдержанный нрав и выразительность изображения.
Это одно из самых занимательных произведений искусства XVIII века. Федор имел большой
авторитет в те года, и получал значительные денежные поощрения. Сам он очень часто
рисовал только основную часть портретов - лица моделей, в то время как его помощники
дорисовывали одежду и другие детали.


В 1775 году в немалую коллекцию работ Федора Степановича входит еще одна работа, как
единственная сюжетная копия произведения с картины Лука Джордано "Амур, Венера и
Сатир", сделанная с гравюры Франческо Бартолоцци. "За оказанный опыт в живописном
портретном искусстве" способный портретист получает академическое звание и
навеки покидает город.





Амур, Венера и Сатир. 1775.


Москва для Рокотова имела особое значение, - в те дни она дала портретисту большую
творческую свободу, нежели Санкт-Петербург. В Москве развертывается широкая
деятельность немалоизвестного русского просветителя и педагога Николая Ивановича
Новикова; там трудится гениальный поэт своего времени и величайший драматург
Александр Петрович Сумароков. Общепризнанный критик литературы и поэт Михаил
Матвеевич Херасков открывает молодежный литературный кружок. В этой передовой,
высокообразованной среде возрастает миропонимание Рокотова, которое довольно
четко начинает раскрываться в его творческом таланте в конце шестидесятых годов.
В 1768 году Рокотов написал цикл опекунской серии портретов попечителей Московского
воспитательного дома. В этот цикл входили: портрет И.Н. Тютчева,
портрет С.В. Гагарина, портрет П.И. Вырубова.




Портрет И.Н. Тютчева. 1768.


Уже в этих работах чувствуется рокотовская склонность к простоте, и в ближайшие годы
он полностью отдает себя работе камерных портретов. Именно в этот период, Рокотов
создает свой персональный стиль и манеру живописи.




Портрет С.В. Гагарина. 1768.



.
Портрет П.И. Вырубова. 1768.


Чаще всего он рисовал овальные портреты, где форма холста подчеркивает общее
ритмическое строение работы. Персонажи художник изображает с различного расстояния,
как правило, начало берет от талии, переходя к лицу персонажа, полностью освещая
его лик. И модель на портрете раскрывается полностью для зрителя, смотря ему прямо
в глаза через плечо, слегка обернувшись. Даже модели самые малозначимые и сдержанные
в движениях - это результат его внутреннего состояния. Рокотов характеризует метод
выразительности глаз и лица. Это очень важно, его цель - не столько дать конкретные
выражения настроения, как скорее, создать ощущение краткости и неуловимости
человеческих чувств.


Когда смотришь на работы Рокотова, в них видишь изысканную красоту, которая насыщенна
яркой цветовой гаммой. Основываясь только на трех цветах, они выражают богатство и
сложность внутреннего субъективного мира. Характерное использование светотени
подчеркивает лицо, и как бы растворяет второстепенные детали.
Такая особенность у портретиста наиболее полно проявляется в женской портретной живописи.




Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти. 1785.


Женский портретизм занимал отдельное место в живописи XVIII века. На его пике художник
написал целую галерею прекрасных дамских образов: это портрет Александры Петровны
Струйской (1772), портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой (1780), портрет графини
Елизаветы Васильевны Санти (1785), портрет Варвары Николаевны Суровцевой (1780).
Каждый портрет - это очень индивидуальное, по-своему красивое, чарующее наваждение.





Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой.1780


В портрете Варвары Новосильцевой, кто - то ощущается глубокая мысль о достойном величие,
ее уверенности в себе и собственной чаше мудрости. А бледное, худощавое лицо с немного
прищуренными глазами такой холодной и ироничной Санти, смотрит остро. Сколько же
воспето художником при создании портрета, где как бы на "дрожащих" губах видна еле
заметная улыбка. Ее аристократию подчеркивает тонкое сочетание розы и зелени.





Портрет Варвары Николаевны Суровцевой. 1780.


И наконец - Варвара Суровцева с очаровательной и девственной внешностью.
С ее скромным русским лицом она излучает ласковый взгляд ясными и
лучистыми глазами.





Портрет Александры Петровны Струйской. 1772.


Лицо Александры Струйской с огромными глазами, в который волей - неволей можно
прочитать мудрость и красоту ее внутреннего мира, появляется из дымки с жемчужно
- розовыми оттенками. Ее образ полон сияющей чистоты и неисчерпаемой красотой
молодости.


Но всматриваясь в портреты с женскими образами, при всей своей индивидуальности,
они имеют нечто общее: сложный духовный мир, богатый и красивый внутренний мир, и
возвышенные человеческие эмоции. Раскрывая самые тайные секреты человеческой души,
художник всегда оставляет что-то недосказанным. И это что-то, что делает образы
на портретах Рокотова удивительными, загадочными, с поэтическими достоинствами.
Лиризм этих романтичных образов выразил поэт Николай Заболоцкий в удивительном
стихотворении "Портрет".


Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.


Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.


Поэт и критик Николай Еремеевич Струйский, будучи в дружеских отношениях с Рокотовым
почитал его, и писал, что художник работал очень быстро и легко, почти играючи.
Даже в старости он усердно работал, и с большим вдохновением. Дружба между Рокотовым
и Струйским не мешала последнему быть его регулярным заказчиком.




Портрет Николая Еремеевича Струйского. 1772.


О последних годах его жизни известно только то, что он постоянно проживал в Москве.
Имея собственную семью, в его ближайшем окружением и наследниками были племянники.
Рокотов Федор Степанович умер 24 декабря 1808 года в Москве и был похоронен в
Новоспасском монастыре.



Источник - stoicka.ru




Posts from This Journal by “портреты” Tag

  • Портреты

    П О Р Т Р Е Т Портрет актера Дэвида Гаррика с супругой Уильям Хогарт Портрет актера Дэвида Гаррика с супругой 1757 «Портрет…

  • Портреты политиков

    Колумб, Буш, Путин и Папы от Игоря Бабайлова Игорь Валерьевич Бабайлов — российский, канадский и американский художник русского…

  • Дианы охотницы - 2

    Портрет как аллегория. В образе Дианы-охотницы. XVIII век 1700-10 Nicolas de Largillière (French artist, 1656-1746)…

  • Дианы охотницы - 1

    Портрет как аллегория. В образе Дианы-охотницы. XVI-XVII век Ранние европейские художники рисуют портрет своих современников, как…

  • Фантастические персонажи

    Среди портретов XVI — XVIII веков. Иоганн Морельсе, «Смеющийся Демокрит» (ок. 1630) «Фантастические персонажи», «причудливые облики»…

  • Портрет

    Портреты пожилых женщин начала XVIII века Giuseppe Nogari (Italian artist, 1699-1766) An Elderly Woman in a Striped Shawl c 1743…

  • Портреты

    П О Р Т Р Е Т Женщина в красном Варвара Икскуль – баронесса, которая работала сестрой милосердия И. Репин. Портрет…

  • Портреты

    Какой портрет Обамы будет висеть в Белом доме? В Белом доме помимо различных произведений искусств существует галерея портретов президентов…

  • Рисованные портреты

    Théodore Chassériau: Portrait of Comtesse du Magnoncourt, née Mary de Tracy (1852) Jean-August-Dominique Ingres: Portrait of the…


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1

Cамый поэтический портретист XVIII века

Пользователь ihterec сослался на вашу запись в своей записи «Cамый поэтический портретист XVIII века» в контексте: [...] Оригинал взят у в Cамый поэтический портретист XVIII века [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account