Кошки в искусстве
Продолжение
Масса кошек гуляет по полотнам известных художников, мало известных, совсем неизвестных,
и каждый из художников рассказывает нам о кошках по разному. Я хочу показать не
только этих кошек, но и немного сказать о тех художниках, кто их рисовал – бывает это
тоже интересно.
Начну, пожалуй, с эпохи Возрождения.
Francesco Bacchiacca (1494 - 1557) или он имел ещё одно имя - Francesco d’Ubertino Verdi.
Почему два имени объяснения я не нашла. Итальянский художник эпохи возрождения.
Как тогда было распространено - семья была династией художников: отец был ювелиром,
старший брат и младший – художники, сын – художник и т.д., всего восемь человек.
Рисовали картины, создавали гобелены, разрисовывали стены и т.д. Среди них Bachiacca
достиг наиболее значительных успехов - в 1540 году стал художником при дворе
герцога Козимо I де Медичи (рег. 1537-1574) и герцогини Элеоноры Толедо.
В этом качестве Bachiacca считался уже важным флорентийским художником. Стены, потолки
в те времена оформлялись рисунками растений, животных и различными пейзажами, и тут у
Bacchiacca был вероятно интерес к естественным наукам. Его живописные работы относят
к стилю флорентийского маньеризма. Вообще –то маньеризм и появился в Италии, в частности
во Флоренции, где и творил Bacchiacca. Чувствуется некоторая напряженность , изображаемых
им фигур на его картинах. При написании портретов он вносил какие-то предметы, детали
определенные той эпохой. В его женских портретах – женщина обязательно держит в руках
какой-то предмет – вазу, книжку, или даже детей – но они выглядят статично. Я нашла
у него два портрета женщин с кошкой. Кошки выписаны детально замечательно, но жизни в
них не чувствуется, они как аксессуар.
Но если внимательно рассмотреть эти портреты, то можно предположить, что эта та же
самая женщина, но с другой кошкой. Может быть он только для этой женщины кошек и
нарисовал два раза в своей жизни. С разницей в 15 лет?

Francesco Bacchiacca (Francesco d’Ubertino Verdi )
Young Woman Holding a Cat - 1525

Francesco d'Убертино Верди (1494-1557)
Женщина с кошкой 1540
И опять 16 век, только перенесемся в Германию.
Hans Baldung- выдающийся художник так называемой верхнегерманской школы,
живописец, гравер и рисовальщик, самый талантливый ученик Дюрера.

Hans Baldung (1485 -1545) Self-Portrait
Это уже выходец из интеллектуальной элиты – семья в 1490-м году переехала из Германии в
Страсбург. Отец его служил прокуратором в суде, дядя – придворный медик, старший брат
– адвокат. А Hans Baldung пошел против традиций общества и стал художником. И вот его
первый автопортрет в 18 лет – молодой человек, решительный, амбициозный и уверенный
в себе.
Hans Baldung называл себя „grienen“ – может быть это любовь к зеленому цвету ,а может
слово „grienen“ означало „насмехаться", и прозвище Грин можно объяснить иронией и
сарказмом некоторых произведений художника. Не буду рассказывать о всем творчестве
Hans Baldung, оно обширно и очень интересно. Замечу только, что одной из самых важных
составляющих творчества Hans Baldung была приверженность к аллегориям. Особенно
тема аллегория смерти благодаря Hans Baldung стала исключительным и выдающимся явлением
в искусстве Германии.
Единственная кошка, которая появилась на его картинах, вероятно, тоже обозначает
какую-то аллегорию

Hans Baldung Grien or Grün Music - 1529
Alte Pinakothek, Munich
На этой картине и кошка, и музыка и книга. Вообще и других зверей в его картинах
не так уж много. И все они появляются , чтобы служить каким-то знаком, передают
смысл картине, как например эти овечки

Hans Baldung • Благоразумие 1529
А вот в его знаменитом прочтении образов Адама и Евы – уже совсем другая кошечка.

Hans Baldung Адам и Ева 1520
(Продолжение будет)