Галерея русской живописи

Аристарх Васильевич Лентулов Астры 1913
«Астры» входят в серию абстрактных натюрмортов, написанных
Лентуловым по возвращении из Парижа.
Во Франции художник знакомится с работами Робера Делоне,

Робер Делоне Город Париж 1912
(В паспортные данные «Города Парижа» хочется вписать не «холст, масло», а «свет, цвет».)
и Франтишека Купки,

Франтишек Купка Женщина собирает цветы
которые в эти годы отошли от фигуративности и писали в манере орфизма (ответвление
кубизма, ориентированное в первую очередь на цвет и музыкальность изображения и
перекликающееся с экспрессионизмом). Их влияние ощутимо в абстрактных картинах
Лентулова.
Аристарх Лентулов мастерски владел цветом и считал очень важным его звучание,
музыкальность.
«Картина должна звучать!»
– заявлял он, не видя смысла в «молчащих» изображениях.

Аристарх Лентулов Автопортрет «Великий художник» (Le Grand Peintre) 1915
И действительно, холст с «Астрами» льется, звучит, воспроизводя перед нами «песнь»
букета. Низкие тона внизу картины к верху холста становятся выше, тоньше, звонче
и прозрачнее.
В этой картине отчетливо видна особенность трактовки кубизма Лентуловым. Для него
ключевым было не разбитие на формы, а рассредоточение по полотну цветовых пятен,
которые, соединяясь, оказывают эмоциональное воздействие на зрителя. Цветовая сочность
– отличительная особенность Лентулова в принципе, в каком бы направлении он ни
работал, кроме разве что поздних картин в стиле соцреализма.
Абстракции его – не абстракции формы, а в первую очередь абстракции цвета.
Пространство картины строится именно на цветовых сочетаниях, переплетениях и
переходах. При этом криволинейные плоскости пересекаются и наслаиваются друг
на друга, сохраняя плоскостное ощущение, не превращаясь в объем. И, конечно,
в «Астрах» заметно «фирменное» солнечное сияние Лентулова. Как такового
изображения солнца здесь нет, разве что круговые секторы напоминают о нем,
но ощущение внутренней мягкой «подсветки» солнцем – есть, и это тот штрих,
по которому картины Лентулова можно отличить от любых других произведений
этой щедрой на эксперименты (и в искусстве, и в обществе) эпохи.

Аристарх Лентулов Солнце над крышами. Закат 1928
Аристарх Лентулов, прозванный «художником солнца», писал солнце всю жизнь.
Солнечный свет и звук — вот два главных отличительных качества его картин.
Американский эксперт по русской живописи, искусствовед Джон Боулт уверен,
что Лентулов для российской живописи — фигура того же масштаба, что Матисс
для мировой.

Аристарх Лентулов Звон (Колокольня Ивана Великого) 1915
«Звон» – один из самых знаменитых архитектурных пейзажей Аристарха Лентулова.
В центре мы видим, как раскачивают колокол. И звонарь, и сам колокол кажутся
крошечными относительно того эффекта, которые они производят, который и
составляет сюжет картины. От раскачиваемого колокола волнами расходится… звук?
цвет? само строение?
«Звон» является одной из самых удачных работ, от нее исходит неповторимое
ощущение колокольного звона, гула, отдающегося резонансом во всем теле.

Аристарх Лентулов Мечеть 1916

Аристарх Лентулов Небосвод 1915

Аристарх Лентулов Василий Блаженный 1913

Аристарх Лентулов Церкви (Новый Иерусалим)1916

Аристарх Лентулов Зонтики 1910

Аристарх Лентулов Кисловодский пейзаж со створками дверей 1913

Аристарх Лентулов Автопортрет
Источник - artchive.ru
Journal information