?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

АТЕШГЯХ

 Огнепоклонником судьба мне быть велела, 	
Мечте молитвенной ни в чем преграды нет, 
Единым пламенем горят душа и тело, 
Глядим в бездонность мы 
в узорностях предела, 
На вечный праздник снов 
зовет безбрежный свет. 
Бальмонт К.


Огонь на гербе Азербайджана — не только геологическое указание на нефтяные запасы и не только экономико-географическая характеристика страны.



Горящий огонь служит иллюстрацией, высвечивающей (в буквальном смысле, ведь illustratio значит «освещение») смысл названия страны. Согласно распространенной этимологической версии, название «Азербайджан» происходит от персидских слов азар — «огонь» и бадаган — «собирающий». Есть и другие предположения относительно происхождения названия этой земли — от якобы существовавшего здесь в античные времена государства Атропатена, но и в этом случае, как предполагают некоторые исследователи, в основе лежал корень атар или атур — «огонь».

На Апшеронском полуострове, в местах выхода газа из недр Земли, горели непотухающие факелы — предмет поклонения зороастрийцев — последователей Зороастра (Заратуштры). Некоторые исследователи склонны даже видеть общий корень, означающий «огонь» в имени Заратуштры и названии Азербайджана.


Зороастризм - древняя религия, возникшая на рубеже 1 - 2 тысячелетия до н.э. в Средней Азии (преимущественно в Иране) и затем распространившаяся в Персии, части стран Ближнего Востока и Закавказья.

Основателем зороастризма считается легендарный пророк Заратустра.
Зарату́штра - основатель зороастризма (маздеизма), жрец и пророк, которому было дано Откровение Ахуры Мазды в виде Авесты — Священного Писания зороастризма



Арийский пророк – Заратустра, жил "за 258 лет до Искандара" (Александра Македонского), то есть примерно в VI-VII вв. до н.э. Согласно преданию, Заратустра (Зороастр) родился около 550 г. до н.э. в Мазар-Шарифе (ныне – территория Афганистана).
Некоторые средневековые мусульманские историки (Бируни, Balazuri, Казвини, Jagut аль-Hamavi и др.), цитируя поздние зороастрийские источники считают, что Зороастр родился в Азербайджане

Заратустра пользовался беспрецедентным почитанием в античном мире и в иудаизме.



Мессианское призвание Богомладенца Иисуса подтверждали зороастрийские жрецы-маги. Ведь "маг" (волхв) – латинская форма древнеперсидского слова "магу" – "жрец, священнослужитель"

На европейскую театральную сцену Заратустра был впервые выведен в "Волшебной флейте" Моцарта, на интеллектуальную – Фридрихом Ницше в его трактате "Так говорил Заратустра".

ваш  "Ахурамазда" – "Бог великий"
Я царственный создатель многих стран, 
Я светлый бог миров Агурамазда… 

Бальмонт К


Согласно преданию, Заратустра происходил из рода Спитами и был сыном знатного государственного чиновника Поурушаспы
Легенды Авесты подробно описывают обстоятельства рождения и жизнь этого человека.
Когда мать Заратустры была беременной и ей во сне угрожали черти и змеи, еще не рожденный сын помог ей избавиться от нечистой силы и разогнал силы мрака. Сразу после своего рождения Заратустра засмеялся, чем проявил свою необыкновенную сущность. В детстве его постоянно одолевали демоны, и особенно царь злых духов, но при помощи магических средств он успешно отражал их нападения. С семи лет Заратустра начинает обучение священству и постижению жречества.
С наступлением зрелости в пятнадцать лет, Заратустра стал священнослужителем и сочинителем мантр.



Последующая жизнь пророка наполнена поисками истины. Он скитался по миру, был свидетелем многих войн и жестокостей. Видя несправедливости мира и чувствуя своё бессилие, Заратустра преисполнился стремлением установить божественный порядок, одинаковый для всех: сильных и слабых, богатых и бедных.
Однажды, во время одного из весенних праздников, когда Заратустре исполнилось уже тридцать лет, он отправился за водой для приготовления сомы (хаомы). Пребывая в состоянии ритуальной чистоты, он вошел в реку и зачерпнул чистой воды из середины потока. Возвратившись на берег, он увидел сияющее существо Воху-Мана (Благой Помысел), которое привело его к Ахура-Мазде и пяти излучающим свет существам. В их присутствии Заратустра не отбрасывал тени. Тогда же от этих семи божеств он и получил свое первое откровение.



Так впервые Заратустра увидел Ахура-Мазду воочию. Потом еще не раз он чувствовал его присутствие или же слышал слова Ахура-Мазды, призывающие пророка на служение, слова, которым Заратустра с готовностью повиновался. “Пока у меня есть силы и возможности, я буду учить людей стремиться к истине-аша”

Заратустра поклонялся Ахура-Мазде как владыке аша (порядка, праведности и справедливости). Это было в соответствии с традицией, поскольку Мазда с древности почитался как величайший из трех ахур, хранителей аша. Однако Заратустра пошел дальше и, резко порывая с принятыми верованиями, провозгласил Ахура-Мазду единственным несотворенным богом, существующим вечно, творцом всего благого, включая и всех других добрых и благих божеств.

В этих проповедях Заратуштр он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поимённо; выступает против кровавых жертвоприношений и оргиастического культа хаомы. В своей проповеди Заратуштра отделил добро и зло как две изначально существующие в мире природы не имеющие между собой ничего общего. Призвал следовать добру и отвергать зло.
Подлинным литературным наследием Заратуштры считаются гаты.



Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается как очищающая сила. Считается, что тела людей нельзя ни предавать земле, ни сжигать, так как трупы оскверняют землю и огонь. Покойников хоронят в особых "башнях молчания".
Зороастрийцы верят в бессмертие души, загробный мир и конец мира.

Именно в зороастризме отчётливо проявилась идея о Едином Боге – Творце всего сущего и противопоставлялись два вечных начала – добро и зло. Некоторые из важнейших доктрин зороастризма впоследствии были заимствованы иудаизмом, христианством, исламом и гностическими сектами.

При мусульманских правителях большинство населения было обращено в ислам, но к зороастризму мусульмане относились терпимо, что позволило ему сравнительно благополучно просуществовать на протяжении трех последующих веков. Зороастрийцы писали трактаты на пехлевийском языке: один из них был посвящен опровержению ислама, христианства, манихейства и иудаизма, ряд других – проблемам этики, космологии и загробной жизни или изложению основных положений зороастрийской религии. Эти трактаты дают представление о зороастризме сасанидской и послесасанидской эпохи.

Центральное место в культе зороастризма занимает огонь, который считается воплощением божественной справедливости – арты (отсюда и название религии –огнепоклонничество).



Священный огонь поддерживался в храмах и домах в особом месте, где зажигались особые ароматические палочки с заклинаниями и молитвами. Никто не мог касаться священного огня, поэтому жрецы носили перчатки на руках и повязку на рту, чтобы не касаться огня дыханием. Специально заготовленные дрова подкладывались особыми щипцами. Угасание священного огня не допускалось, поскольку это означало наступление сил мрака. Огонь, как священный атрибут, не должен гореть рядом с умершим. На время прощания с покойным огонь переносился из дома в особое место.


С IV века н. э. в письменных источниках имелись упоминания о вечном огне, горящем на Апшероне— идущем через почву и самовоспламеняющемся газе.

Огнепоклонники не оставили без внимания это "чудо". Пришедшие сюда из далекого Индостана огнепоклонники построили на этом месте храм .



Затем храм пришел в упадок и возродился уже в 17 веке.

С распространением торговых связей Индии на территорию нынешнего Азербайджана (с XV в.), индийские купцы захотели иметь возле Баку, на Апшеронском полуострове в былой стране огнепоклонников, свой храм, являющийся также в сущности монастырем и караван-сараем.



Так появился храм огня "Атешгях" расположен в 30 километрах от Баку, на юго-восточной окраине селения Сураханы Апшеронского полуострова.
Атешгях — один из самых интересных для посещения историко-архитектурных памятников Азербайджана.
«Атешгях», означает «Дом огня «Место огня».
Территория храма известна таким уникальным природным феноменом, как горящие выходы естественного газа (газ, вырываясь наружу, соприкасается с кислородом и загорается).

В стенах Храма жили многие известные люди, в частности, великий русский химик Д.И.Менделеев, долгое время пробывший в Баку.
В свое время Храм посетил и Афанасий Никитин, описавший его в своей знаменитой книге "Хождение за три моря".
Огни Храма и сейчас горят, как и много веков назад... И древняя позитивная энергия ощущается тоже неизменно. Здесь совсем не чувствуешь усталости!

Наиболее ранняя постройка храма относится к 1713 году. К наиболее поздним относится центральный храм-алтарь, выстроенный, как гласит надпись на средства купца Канчанагара в 1810 году.



В XVII веке источники отмечают паломников индусов, прибывших в Баку на поклонение огню.
В течение XVIII века вокруг святилища, пристраиваясь друг к другу, выросли молельни, кельи, караван-сарай.
В начале XIX века храм уже имел тот вид, в котором он дошёл до нас. Выстроенный в местных архитектурных традициях,



Атешгях сочетает в себе черты древних алтарей огня. Это пятиугольное в плане сооружение, с зубчатой внешней стеной и входным порталом.

16

В центре внутреннего двора возвышается четырёхугольная ротонда главного храма-алтаря.





Над входным порталом устроена традиционная на Апшероне гостевая комната — «балахане».



Выстроенный в местных архитектурных традициях, "Атешгях" сочетает в себе черты древних алтарей огня.





. Отшельники, насчитывающие несколько десятков человек, жившие в Атешгях, поклонялись огню, вели аскетичный образ жизни, истязая свою плоть и очищая душу. Они вешали на себя цепи, вес которых достигал более 30 кг, лежали на негашёной извести — до омертвления отдельных частей тела. Они не трудились, жили за счёт пожертвований индийских купцов.



Отшельники верили, что душа человека после смерти перерождается и возвращается вновь на Землю. А в каком обличье — знатного человека или какого-нибудь животного — зависит от кармы — суммы добрых и злых дел.
В середине XIX века, в связи со смещением земли, выход естественного газа в этом месте прекратился. Паломники восприняли это как наказание богов и стали разъезжаться. Атешгях, как место поклонения, просуществовал до 1880 года, когда последний индус, оставшись один, уехал в Индию.

. Наиболее ранняя постройка храма-конюшня относится к 1713 г.н.э., к наиболее поздним относится центральный храм-алтарь выстроенный, как гласит его надпись, на средства купца Канчанагара в 1866 году века Викрамадитья /индийск.летоисчисление/, т.е. в 1810 г.н.э.

На кельях памятника имеются резные по камню надписи, исполненные шрифтами индийского письма-даванагари и гурмуки. В 16-ти надписях храма, в виде вступительных формул, стихов /шлоков/ и отдельных фраз живет древний язык-санскрит.









Сюда приезжали из далекой Индии, чтобы поклониться священному для них огню, а заодно прибыльно приторговывали. Вдоль крепостной, вокруг строения, стены, размещены больше десятка келий, единственным удобством в которых был газовый очаг посредине каменного пола и дымовое отверстие в каменном же потолке, над огнем.



Стойла для вьючных животных, под которые отведены несколько каменных келий, выемки вдоль стены для сена и ячменя, каменные же отверстия для привязи – вот и все удобства.



Не считая обычного и совсем не страшного для индусов места во дворе, отведенного для огненного погребения умерших. Звучит романтично, а выглядит как обычная каменная ванна, в которой сжигали останки покойника.



А на внешней стене, прямо у единственных ворот, в стену встроена большая металлическая плита с императорским двуглавым орлом и старорусской надписью. По всей видимости, это что-то вроде охранной грамоты для сохранности исторического памятника.

В кельях привлекают внимание, появившиеся здесь еще в советские годы, куклы-манекены в рост человека, иллюстрирующие быт останавливавшихся здесь индусов. Быт, прямо скажем, ужасный – спали на досках, без подушки и признаков санитарной культуры.









Природный газ иссяк в Храме в позапрошлом веке, очевидно, в результате промышленной добычи нефти в округе. Реставраторы подвели к историческим строениям современную газовую линию, открывающуюся в центральный очаг, в центре квадратного святилища, и в четыре его башенки, на крыше. Газ зажигают смотрители, используя обычный фитиль на длинном шесте.




Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

"Там некогда бывал и я". Но вреден "климат" для меня. Спасибо. Замечательный пост. Вы знаете, зороастрийцы сохранились в Иране в провинциях Йезд и Керман. Некоторое их количество до сих пор проживает и в крупных городах. Но мусульмане их не любят и стараются вытеснить. Потому что не знают или не понимают, что задолго до принятия ислама зороастризм более тысячи лет был государственной религией их собственной страны. Я не уверен, однако, что "к зороастризму мусульмане относились терпимо, что позволило ему сравнительно благополучно просуществовать на протяжении трех последующих веков". Арабы считали зороастрийцев многобожниками, что противоречило монотеизму ислама. Поэтому они старались либо обратить население в ислам, либо, если оно сопротивлялось, уничтожить. Вот почему зороастрийцы были вытеснены из наиболее культурных и важных земледельческих районов и сохранились именно в юго-восточных провинциях Ирана, пустынных и очень жарких. Часть из них переселилась в Индию, где до сих пор в Момбае (бывшем Бомбее) имеется их большая община. Мне вообще кажется, что в Сураханах этот храм построили именно персы из Бомбея, а не индусы. Эти последние обычно занимались своей Камасутрой и молились Будде с Кришной. У них в культуре почти ничего своего нет. Ну разве что этот Будда. Письменность у них от арамеев, все остальное от китайцев, иранцев и английских "колонизаторов".

Если верить источникам в инете - их больше всего в Индии, а в Иране , в Йезде, довольно большая община - 30 тыс. И живут они довольно замкнуто.
Насчёт того, кто построил храм - я поняла так, что первыё храм в 5-6 веках построили персы.
А вот этот новый - 17-18 веков основали как караван-сараи сначала именно индусы, а потом примкнули уже сами верующии.
Но конечно утверждать точно трудно.
Но сейчас сижу и думаю - смеяться или не смеяться - после того как я написала этот пост, меня удалил вдруг из своих друзей ilgarmammadov. Мне просто интересно - чем ему это не понравилось.

Пути ilgarmammadov-а неисповедимы. Потому что он правоверный мусульманин и очень зорко следит за нравственностью на подопечной территории.

Вот так живёшь и не знаешь, где хиджаб подстелить.

Насчет того, что в Индии больше всего зороастрийцев (если верить источникам в инете), то не знаю. Смотреть неохота. Я спрашивал у наших индусов, кое-кто из них из Бомбея. Они говорят, что их(зороастрийцев), много, но чтобы так много...С другой стороны, я спрашивал и у местных персюков. Те говорят, что в Кермане и Йезде зороастрийцы еще имеются, но их все больше обращается в ислам. Выгодно.

Очень интересная статья, спасибо.
Меня всегда привлекала эта религия, она очень спокойная и не воинственная, в отличии от пришедшего позже ислама.

А что вы знаете об этой религии? Ведь она не религия буддистов-дзен, а религия коцгевников-скотоводов. Ну например, Кир или Камбиз Ахамениды... их вроде трудно называть отшельниками

Салам всем друзьям.

Ай Нигар ханым, ай Нигар ханым.

Начнем с самого начала: тот огонек, что в гербе Азербайджана кроме картиночки огня еще и слово Аллах, написанный арабскими буквами.

Насчет названия Азербайджана "азер"- "бадаган" осечка. Бытует такое мнение (так называемое народная этимология), но она никудышная.

Во первых, существует этимология данная Рашид ад-Дином (если правильно помню), где это слово переведится так: Аз-ер-бай-ган (стан беков воинов/мужей племени аз/ас). Само слово ас/аз на Кавказе не новое, это подтвердит и Юсиф бей.

Во вторых, у этой этимологии "азер"- "бадеган" есть сушественая слабина. Если слово "азер" еще как-то можно притянуть к авестийскому "атар" (огонь), то никак не получается переводить слово "бадеган" (что конечно если разбивать получаетскя нечто вроде "ветер"... а далее придется придумать нечто вроде "мекан", что вообще-то арабское слово или тюркский "кан"... одним словом получится "страна огненного ветра" или "страна огней и ветров", что конечно, применительно к Баку идеально подошло бы... но увы... Баку вообще-то не входил в исторический Азербайджан (Атропатену), а в Албанию (Арран)... одним словом, осечка. Но как коммунистический лозунг "Азербайджан - страна огней, ветров, нефти... и конечно, помидоров" подходит)))

Насчет Зароастра (и насчет Ильгара Мамедова, одновременно): Зароастр вообще считается одним из Пророков в Исламе (если не ошибаюсь... я не алим или имам) и отсюда вряд ли Ильгар Мамедов из оскорбленных религиозных чувств отфрендил вас. Далее неясно вообще, где и вообще когда был этот Зароастр. Мнения таковы: от Урала до обеда. Есть исследования русских ученых, которые вам докажут, что Зароастр если не пензенский, то как минимум костромской. Такие же есть немцы (помните Ницше?) , которые вам твердить будут, что Зароастр ни на что есть самый настоящий немец... приволжский, к тому же. Так что азербайджанскость Зароастра ничто иное как ышо одна теория. Тем более, недоказуемая. И наша нефть тут непричем.

Насчет огня. Огонь был у многих народов и религий предметом поклонения: от бушменов до чукч. Включительно всех, кто посередине. Например, у нас- у тюрков огонь тоже считался свяшенным. И у гуннов, и у древних тюрков, и у монголов. Описание ханского шатра греками таков, что греческого посла вели на аудиенцию между огнями горящих факелов да бы его очистить от злых духов (а может и просто от всякой заразы и вшей)))

Насчет храма Сураханов... дело интересное. Это вряд ли древний храм времен Заратуштра. Сюда ходили паломники-индийцы. Тут-то интересный вопросик такой: какие индийцы? Скорее таты из Индии (а таковые там есть и Фредди Меркури один из них, хоть и нам втирали в 80-ых, что он азербайджанец)

Те же таты (или их родственники) были переслены Хосровом Анушираваном из Афганистана в наши места (в 5 или 6 веке), чтобы те могли (внимание цитирую) "противостоять растушему влиянию тюрков" в нашем регионе. Вот так попали скорее к нам огнопоклонники... но с которыми конечно, покончили мы быстро сначало внедрив в их ряды мечом и огнем (какая ирония) сначало христианство, а потом и Ислам. Таки мы вот!!

Так что все эти Заратуштры, атешгахи и "страна огней" не более чем туристический аттракцион совкового характера.

ПС: Сейчас Юсиф бей меня убьет... и скажет, ада бесди дее.. не гедер олар "совок-совок" демек)))

очень интересно разъяснение.

очень интересный пост....прочитал до конца. можно сказать что впервые узнал о зороастризме так обширно. спасибо.
Кстати у меня был знакомый араб. один раз сев в мою машину он увидел герб Аз-на который висел у меня на зеркале заднего вида. Он сразу же обратил моё внимание на слово Аллах в середине герба и сказал мне об этом. Я после этого очень много задавался вопросом а что это на самом деле Аллах или всё таки символ огня. Я более склонен ко второй версии.


ЗЫ.
а тот юзер удалил вас по моему из-за того что вы написали на русском....вообще и них там уже маразм начался с этими языками. глупо и смешно смотреть со стороны....чесс слово....

Я одно время довольно часто бывала в этом храме.
Когда приезжали какие-то гости , то вели их обычно в Гобустан и в Сураханы. И что я заметила,
приезжаешь в этот храм обычно уже уставшей, немного побудешь и усталость снимается и становиться действительно как-то спокойней.
Зы: Я русская со знанием азербайджанского, не говорю, что отлично, но, во всяком случае достаточно. Вот этот юзер русскоязычных азербайджанцев там как-то обзывает, а вот как обзывают азербайджаноязычных русских - даже интересно.

Тут никаких версий... это слово Аллах написанный в огне. И честно, мне очень нравится

На гербе Ирана тоже самое слово Аллах написанный полумесяцами и мечами

Allah Akbar! ))) (теперь точно в меня полетят тапки)

Читал я две книжки на русском про зороастрийцев
А впервые заинтересовали меня огнепоклонниками книги 1001 ночь (там они встречаются регулярно)
В Мумбае (Бомбее) жил рядом с их колонией (по Google-Earth) видно
Но цветных иллюстраций практически не видел
Про зороастрийцев читал еще одно (тут практически не затронутое выше)
Ряд авторов (затруднюсь привести имена) писал, что пожалуй это одна из первых религий вводящая изначальное и активное зло как практически равноправное, а не вторичное по отношению к добру
Следы зороастризма (а, в частности и дьявола) появляются и в последующих религиях
Авторы объясняли такую роль зла темой активной политической борьбы в момент зарождения зороастризма.
Еще раз спасибо

Я написала этот пост фактически для того, чтобы рассказать о храме огнепоклонников на Апшероне - поэтому саму религию зороастризм затронула слегка. Она конечно вызывает большой интерес, как оказавшая влияние и на европейские религии. А категории добра и зла впервые рассматривались там помоему, и при том они могли существовать по их представлениям в одном человеке.
Меня вообще эти категории интересуют с точки зрения зло в добре и добро во зле. Но это уже тема другая совсем.

«Татами тюрки называли всех земледельцев».
Ну надо же! И китайцев тоже?
На самом деле татами тюрки называли оседлых земледельцев-согдийцев, т.е. нын. таджиков. Зачем вы занимаетесь подтасовкой фактов?
С какого именно времени и где именно тюрки стали называть всех татами? Приведите пример из источника.

б. «Татами в советском Аз-не официально называли горских евреев. И никого больше».
в. «Но также татами называют в народе этнос парси».

Пункт «б» противоречит пункту «в». Что такое «этнос парси»? Персы? Какое они имеют отношение к татам? К тому же, насколько мне известно, даже у нас в Ин-те историй таты называли себя татами. А как они должны были еще себя называть, если они таты и дома говорили по-татски?
Какие-то «их остатки в Аз-не». Какие еще остатки? Вся прикаспийская полоса, начиная от Абшерона до Дербента, в татских поселениях. Разве вы не знаете работу Б.В.Миллера «Таты, их расселение и говоры», Баку, 1929? Может, он врет, потому что советский ученый? Ну так ведь за это дело его те же таты уже тогда бы и прибили в темном углу.
Другое дело, что сейчас уже многие из них говорят, что они тюрки. Но вот именно об этом я и говорю.

Сейчас все позицируют себя тюрками. Кого ни спроси – тюрок. При советской власти все были пролетариями. А сейчас они же стали беками. Насчет Расулзаде я знаю точно. Мне о нем рассказывала бабушка. Она знала всех членов правительства и видных политических деятелей. Она была с ним знакома, понимаете? Он бывал у нас дома. Я вам уже об этом говорил. Если вам в это трудно поверить или не хочется, то мне все равно. Я с этого ничего не имел и не имею. Так можно поставить под сомнение и мое собственное родство с моим собственным дедушкой. Население Новханы (особенно старики) до сих пор говорят по-татски. Если бы вы сейчас оказались в Новханы или, что еще хуже, в Маштага, со своими сомнениями, у вас, мягко говоря, были бы неприятности.

«Он позицировал себя тюрком». Отлично. С сегодняшнего дня я начинаю позицировать себя англосаксом.

Если Бакиханов летописец, а не историк, то тогда какая разница между вами и Бакихановым? Неужели только в том, что Бакиханов издавался в печати?

Я пишу догадки? Ну, скажем, это ваша догадка. Вряд ли я написал бы столько научных трудов, если хотя бы один раз допустил недоказуемую догадку.


Дорогой Азер бей, если вы будете и дальше пользоваться такой фантасмагорией, то, пожалуй, нам лучше не начинать дискуссии. Даю вам честное слово англосакса, что я не буду лезть с критикой в ваши рассуждения, где бы вы их не проповедывали.





Юсиф бей, салам. Я как понял, что у вас к моим высказываниям чисто семантические претензии. Ну что ж тоже правильно. Ревидирую.

1. Татами тюркюты называли своих земледельцев: тех, кто живет с ними в одном гос-ве. Например, когда мы говорим "таты Бомбея", то на самом деле таковых нет: есть парси Бомбея. Они даже слово "тат" не знают. Понятие "тат" понятие тюркское.
2. Противоречий в высказываниях "а" и "б" нет. Это чисто дефиниция термина. Если вы у кого-то в советском паспорте (вы нынешних 5-ой графы нет) видите "тат", то этот человек горский еврей. Но в народе татами называли не только их. Я вам приводил примеры. Например, наше родовое деревня Зиядлы около Гянджи вообще-то чисто тюркское и принадлежал роду Зиядоглу из тайфы Каджаров. Но там жили и те, которые не принадлежали этому роду (сегодня это знает мало кто). Те были переселенцы из Южного Азербайджана. Жена брата моего деда тетушка Зарнишан (которую я очень любил) была родом из деревни Зиядлы, но не из рода Зиядлы. На мой вопрос "она тоже Зиядлы" бабушка говорила, что она "тат", хотя она не относится к этносу "парси". Это сословие такое.
3. Опять Миллер? ))) Поселений "парси" на самом деле немало. Я не понимаю, чего вы так ополчились на меня. Я ж не отрицаю их существование? В Маштагах и в Новханах я бываю часто. И детстве там бывал часто. Неприятностей у меня не было, да и.. нет проблем, я парень открытый и общительный, готов к любым беседам, даже если они очень частные))) Но не понимаю, почему вы все это рассказываете и с какой целю...
4. Насчет Расулзаде.. я сказал, что догадок много. Если вы их семью знаете, то отлично. Были ли они татами-парси или нет... он себя называл тюрком. И в своих письмах. Если вы говорите он тат... то верю на слово. Даже пусть монголом или эвенком.Мне от этого не холодно и не жарко.
5. Вы можете себя позиционировать так, как вам угодно: тюрком, эвенком, англо-саксом... и это для меня ничего не меняет. Я слава Аллаху, с ума не выжил и шовинистическими замашками не страдаю.
6. Это конечно, интересно, что вы меня сравниваете с Бакыхановым. Спасибо. Но все же Бакыханов такой же историк как и Месроп Хоренаци. Правда, с разницей на многие столетия. Бакыханов взял да и написал книгу-обзор свое края... историю от сасанидов до каджаров... этнографические этюды от кайтаков до абшеронцев... и все без особенных исследоваий. Что слыхал, то и написал. Не знаю, как вы это называете, но я называю краеведением, а не историей.
7. Отнюдь не умаляя достоинство ваших научных трудов, я должен вам сказать, что ваши постинги (как и мои) не научный труд, а треп по интернету. Не более и не менее. Я не понимаю, почему вы сейчас мне ваши научные труды бросаете в лицо. Да и если честно, любой научный труд (ваши тоже не исключение) не является абсолютной истиной (или как у нас в деревне Зиядлы любят говорить "не аяты Корана"). Я сам имел честь сообщить вам некоторые неточности в ваших научных работах. Правда, те неточности базируются на исследованиях других ученых: того же Миллера или Абаева. Вы помните нашу дискуссию вокруг словаря Абаева, которую вы привели как док-во ираноязычию скифов? И я вам доказал, что этот словарь чушь.
8. Дорогой Юсиф бей, я вашу реакцию не понимаю. Я вроде высказал свое мнение и это мнение я подкрепил аргументами. Вашу обиду никак не могу понять. Если вы считаете, что я не написав ни один "научный" труд и не имея титула доктор исторических наук, все таки имею свое мнение и это мнение я подкрепляю аргументами, и это мнение вам не по душе, то я могу вообще не переписываться с вами и перестать мелкать в вашем блоге и блоге ваших друзей. Восточная мудрость гласит: "иди туда, где тебе рады". Я ж , видит Бог, свое мнение не навязываю никому.

С уважением Азер Зиядлы

И прозвучал сухой выстрел в висок....
Выглядит прямо как предсмертная записка: прошу в моей смерти винить....

Конечно, семантика со времен царя Гороха имеет большое значение. Горох, горох, ах, мой горох. Как жаль, что он у меня позавчера сгорел. Пришлось пить пиво без гороха.

1.Вообще-то, насколько мне известно, происхождение названия «тат» до сих пор точно не установлено. Есть такое мнение, которое вы приводите. Вы хотите сказать, что этноним «тат» носит не этнический, а социальный характер. Так? Я об этом тоже знаю. Как же тогда, по вашему мнению, впоследствии оно наполнилось этническим содержанием?

2.Что значит «опять Миллер»? Это другой Миллер. Ему надо спасибо сказать за то, что он исходил все татские районы Аз-на и делал записи в то время, как тэнбэл мусулманлар алвером занимались. Я имел в виду то, что если бы вы в Маштага заявили народу, что татами тюрки называли как бы покоренное население, то маштагинцы, мягко говоря, на вас бы обиделись. Вот что я имел в виду.

3.О Расулзаде я не говорил, что мои знали его семью. Речь шла о том, что они были хорошо знакомы и он бывал у нас дома. А потому и знали о нем больше. "Он называл себя тюрком". А от большевиков уехал в Лагидж, где написал своего «Сиявуша...». Вы были в Лагидже? Вы там видели тюрок? Я не видел. А он себя там чувствовал в своей среде и безопасности. Вот и ответ. Вообще о татах я должен сказать, что многие из них ведут себя неправильно. Особенно те, кто уехал из Аз-на. Вы когда-нибудь читали армянские форумы? Там многие из татов, живущих в России, жалуются, что их якобы азер-цы, т.е. тюрки, как бы «заставляют» менять национальность. Кто заставляет? Сами и меняют, потому что выгодно. Вот ведь о чем речь.

4.А кто такой Месроп Хоренаци? Я знаю и читал Мовсэса Хоренаци. А чего вы на Бакиханова пошли? Ему спасибо надо сказать, как и Миллеру, что развивал нашу историографию.

5.А что значит «треп по интернету»? Я, например, отношусь серьезно к тому, что пишу. Если не шучу. Потому что я уважаю себя и свою научную работу. Но я также уважаю и умного оппонента.

6.Я нигде и никогда не говорил, что моя точка зрения – истина в последней инстанции. Да, история не математика. Но и не арифметика. Поэтому я бы все же смягчал некоторые положения, которые пока не имеют однозначного решения. В истории Аз-на таких положений очень много.

Мне ваше настроение нравится))) Значит, настроены серьезно на дискуссию и не будете обижаться, если я "дело дойдет до триариев".

Семантика важна, конечно, но не менее важны аргументы. Но меня удивляет, что вы начали мое "воспитание" с семантики. Но.. у каждого свои педагогические методы))

1. Не знаю, что вы подразумеваете под "происхождением термина тат" (этимологию может быть?), но откуда этот термин установлено почти с математической точностью. "Тат"ами в каганате тюркютов называли земледельцев. Теперь сами подумайте, в среде кочевников земледельцы сословие или этнос. Можно взять и другой пример: казаки в русской державе. Это этнос или сословие?

2. Миллерам, конечно спасибо. Притом всем. Просто выше говорили, что вас мало интересует мнение других ученых и вы читаете первоисточники. Так как по логике самого каганата (эль), всех народов каганата кроме самих тюркютов (а это как известно, 500 семей Ашины) можно считать за покоренных. Я никогда в Маштагах или в Кусарах людей не называю: тюрками, татами, лезгинами, талышами или татарами. Они все для меня азербайджанцы- граждане независмого Азербайджана. И более того, я в Азербайджане всегда гость. Почти всегда. Где видано, чтобы гость говорил людьям вокруг: эй, ты покоренный?

3. Лагидже бывал. И армянские форумы читаю. И знаю единственного тата пишушего на армянских форумах: это некий Фаррух. Могу позвонить ему и поросить зайти к нам сюда. Он хоть и за права татов, но всегда из позиции патриота Азербайджана. И меня неплохо знают в армянских форумах. Вы читаете армянские форумы? Респект.

Фаррух никогда не жалуется армянам на нас. Он может это сделать открыто на азербайджанских форумах. И делает. А вот армяне создают всевозможные форумы и сайты в интернете от имени лезгин, талышей, татов. Например, антитуран.инфо (ресурс якобы лезгинский, но на самом деле это армяне). Они надеются, что в Азербайджане народы передерутся между собой и про Карабах забудят.

4, Мил пардон. Конечно, Мовсес.

5. Треп по интернету это то, чем мы сейчас мы занимемся. Беспредметный спор вокруг непонятной темы. Начали мы вроде с герба Азербайджана и зороастризма. На гербе все таки "Аллах", а зороастризм никогда не был особенной религией в Азербайджане и не оставил особенных следов. Я позже вывешу свои соображения в одной статье. Но сейчас почему-то мы спорим о чем-то... о чем спорим-то?

6. История не математика. Но в ваших работай вы категорично (с математической категоричностью) настаивали на том, что скифы ираноязычный народ. Я рад, что сейчас вы готовы смягчить некоторые положения. Кстати, таких положений в истории всех народов уйма. Например, война германов с римлянами. Это воспето и обрисовано всеми немецскими учеными. И каждый поет по своему. До сих пор неясно, где это было. И каждый год новая версия.

Давайте все таки ограничим рамки спора. О чем сейчас спорим?

Микешин в Баку. 1858 год

User sandinist referenced to your post from Микешин в Баку. 1858 год saying: [...] «на огни». Огни [...]

User faxriagayev referenced to your post from Баку, 1858 saying: [...] «на огни». Огни [...]