Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

АТЕШГЯХ

 Огнепоклонником судьба мне быть велела, 	
Мечте молитвенной ни в чем преграды нет, 
Единым пламенем горят душа и тело, 
Глядим в бездонность мы 
в узорностях предела, 
На вечный праздник снов 
зовет безбрежный свет. 
Бальмонт К.


Огонь на гербе Азербайджана — не только геологическое указание на нефтяные запасы и не только экономико-географическая характеристика страны.



Горящий огонь служит иллюстрацией, высвечивающей (в буквальном смысле, ведь illustratio значит «освещение») смысл названия страны. Согласно распространенной этимологической версии, название «Азербайджан» происходит от персидских слов азар — «огонь» и бадаган — «собирающий». Есть и другие предположения относительно происхождения названия этой земли — от якобы существовавшего здесь в античные времена государства Атропатена, но и в этом случае, как предполагают некоторые исследователи, в основе лежал корень атар или атур — «огонь».

На Апшеронском полуострове, в местах выхода газа из недр Земли, горели непотухающие факелы — предмет поклонения зороастрийцев — последователей Зороастра (Заратуштры). Некоторые исследователи склонны даже видеть общий корень, означающий «огонь» в имени Заратуштры и названии Азербайджана.


Зороастризм - древняя религия, возникшая на рубеже 1 - 2 тысячелетия до н.э. в Средней Азии (преимущественно в Иране) и затем распространившаяся в Персии, части стран Ближнего Востока и Закавказья.

Основателем зороастризма считается легендарный пророк Заратустра.
Зарату́штра - основатель зороастризма (маздеизма), жрец и пророк, которому было дано Откровение Ахуры Мазды в виде Авесты — Священного Писания зороастризма



Арийский пророк – Заратустра, жил "за 258 лет до Искандара" (Александра Македонского), то есть примерно в VI-VII вв. до н.э. Согласно преданию, Заратустра (Зороастр) родился около 550 г. до н.э. в Мазар-Шарифе (ныне – территория Афганистана).
Некоторые средневековые мусульманские историки (Бируни, Balazuri, Казвини, Jagut аль-Hamavi и др.), цитируя поздние зороастрийские источники считают, что Зороастр родился в Азербайджане

Заратустра пользовался беспрецедентным почитанием в античном мире и в иудаизме.



Мессианское призвание Богомладенца Иисуса подтверждали зороастрийские жрецы-маги. Ведь "маг" (волхв) – латинская форма древнеперсидского слова "магу" – "жрец, священнослужитель"

На европейскую театральную сцену Заратустра был впервые выведен в "Волшебной флейте" Моцарта, на интеллектуальную – Фридрихом Ницше в его трактате "Так говорил Заратустра".

ваш  "Ахурамазда" – "Бог великий"
Я царственный создатель многих стран, 
Я светлый бог миров Агурамазда… 

Бальмонт К


Согласно преданию, Заратустра происходил из рода Спитами и был сыном знатного государственного чиновника Поурушаспы
Легенды Авесты подробно описывают обстоятельства рождения и жизнь этого человека.
Когда мать Заратустры была беременной и ей во сне угрожали черти и змеи, еще не рожденный сын помог ей избавиться от нечистой силы и разогнал силы мрака. Сразу после своего рождения Заратустра засмеялся, чем проявил свою необыкновенную сущность. В детстве его постоянно одолевали демоны, и особенно царь злых духов, но при помощи магических средств он успешно отражал их нападения. С семи лет Заратустра начинает обучение священству и постижению жречества.
С наступлением зрелости в пятнадцать лет, Заратустра стал священнослужителем и сочинителем мантр.



Последующая жизнь пророка наполнена поисками истины. Он скитался по миру, был свидетелем многих войн и жестокостей. Видя несправедливости мира и чувствуя своё бессилие, Заратустра преисполнился стремлением установить божественный порядок, одинаковый для всех: сильных и слабых, богатых и бедных.
Однажды, во время одного из весенних праздников, когда Заратустре исполнилось уже тридцать лет, он отправился за водой для приготовления сомы (хаомы). Пребывая в состоянии ритуальной чистоты, он вошел в реку и зачерпнул чистой воды из середины потока. Возвратившись на берег, он увидел сияющее существо Воху-Мана (Благой Помысел), которое привело его к Ахура-Мазде и пяти излучающим свет существам. В их присутствии Заратустра не отбрасывал тени. Тогда же от этих семи божеств он и получил свое первое откровение.



Так впервые Заратустра увидел Ахура-Мазду воочию. Потом еще не раз он чувствовал его присутствие или же слышал слова Ахура-Мазды, призывающие пророка на служение, слова, которым Заратустра с готовностью повиновался. “Пока у меня есть силы и возможности, я буду учить людей стремиться к истине-аша”

Заратустра поклонялся Ахура-Мазде как владыке аша (порядка, праведности и справедливости). Это было в соответствии с традицией, поскольку Мазда с древности почитался как величайший из трех ахур, хранителей аша. Однако Заратустра пошел дальше и, резко порывая с принятыми верованиями, провозгласил Ахура-Мазду единственным несотворенным богом, существующим вечно, творцом всего благого, включая и всех других добрых и благих божеств.

В этих проповедях Заратуштр он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поимённо; выступает против кровавых жертвоприношений и оргиастического культа хаомы. В своей проповеди Заратуштра отделил добро и зло как две изначально существующие в мире природы не имеющие между собой ничего общего. Призвал следовать добру и отвергать зло.
Подлинным литературным наследием Заратуштры считаются гаты.



Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается как очищающая сила. Считается, что тела людей нельзя ни предавать земле, ни сжигать, так как трупы оскверняют землю и огонь. Покойников хоронят в особых "башнях молчания".
Зороастрийцы верят в бессмертие души, загробный мир и конец мира.

Именно в зороастризме отчётливо проявилась идея о Едином Боге – Творце всего сущего и противопоставлялись два вечных начала – добро и зло. Некоторые из важнейших доктрин зороастризма впоследствии были заимствованы иудаизмом, христианством, исламом и гностическими сектами.

При мусульманских правителях большинство населения было обращено в ислам, но к зороастризму мусульмане относились терпимо, что позволило ему сравнительно благополучно просуществовать на протяжении трех последующих веков. Зороастрийцы писали трактаты на пехлевийском языке: один из них был посвящен опровержению ислама, христианства, манихейства и иудаизма, ряд других – проблемам этики, космологии и загробной жизни или изложению основных положений зороастрийской религии. Эти трактаты дают представление о зороастризме сасанидской и послесасанидской эпохи.

Центральное место в культе зороастризма занимает огонь, который считается воплощением божественной справедливости – арты (отсюда и название религии –огнепоклонничество).



Священный огонь поддерживался в храмах и домах в особом месте, где зажигались особые ароматические палочки с заклинаниями и молитвами. Никто не мог касаться священного огня, поэтому жрецы носили перчатки на руках и повязку на рту, чтобы не касаться огня дыханием. Специально заготовленные дрова подкладывались особыми щипцами. Угасание священного огня не допускалось, поскольку это означало наступление сил мрака. Огонь, как священный атрибут, не должен гореть рядом с умершим. На время прощания с покойным огонь переносился из дома в особое место.


С IV века н. э. в письменных источниках имелись упоминания о вечном огне, горящем на Апшероне— идущем через почву и самовоспламеняющемся газе.

Огнепоклонники не оставили без внимания это "чудо". Пришедшие сюда из далекого Индостана огнепоклонники построили на этом месте храм .



Затем храм пришел в упадок и возродился уже в 17 веке.

С распространением торговых связей Индии на территорию нынешнего Азербайджана (с XV в.), индийские купцы захотели иметь возле Баку, на Апшеронском полуострове в былой стране огнепоклонников, свой храм, являющийся также в сущности монастырем и караван-сараем.



Так появился храм огня "Атешгях" расположен в 30 километрах от Баку, на юго-восточной окраине селения Сураханы Апшеронского полуострова.
Атешгях — один из самых интересных для посещения историко-архитектурных памятников Азербайджана.
«Атешгях», означает «Дом огня «Место огня».
Территория храма известна таким уникальным природным феноменом, как горящие выходы естественного газа (газ, вырываясь наружу, соприкасается с кислородом и загорается).

В стенах Храма жили многие известные люди, в частности, великий русский химик Д.И.Менделеев, долгое время пробывший в Баку.
В свое время Храм посетил и Афанасий Никитин, описавший его в своей знаменитой книге "Хождение за три моря".
Огни Храма и сейчас горят, как и много веков назад... И древняя позитивная энергия ощущается тоже неизменно. Здесь совсем не чувствуешь усталости!

Наиболее ранняя постройка храма относится к 1713 году. К наиболее поздним относится центральный храм-алтарь, выстроенный, как гласит надпись на средства купца Канчанагара в 1810 году.



В XVII веке источники отмечают паломников индусов, прибывших в Баку на поклонение огню.
В течение XVIII века вокруг святилища, пристраиваясь друг к другу, выросли молельни, кельи, караван-сарай.
В начале XIX века храм уже имел тот вид, в котором он дошёл до нас. Выстроенный в местных архитектурных традициях,



Атешгях сочетает в себе черты древних алтарей огня. Это пятиугольное в плане сооружение, с зубчатой внешней стеной и входным порталом.

16

В центре внутреннего двора возвышается четырёхугольная ротонда главного храма-алтаря.





Над входным порталом устроена традиционная на Апшероне гостевая комната — «балахане».



Выстроенный в местных архитектурных традициях, "Атешгях" сочетает в себе черты древних алтарей огня.





. Отшельники, насчитывающие несколько десятков человек, жившие в Атешгях, поклонялись огню, вели аскетичный образ жизни, истязая свою плоть и очищая душу. Они вешали на себя цепи, вес которых достигал более 30 кг, лежали на негашёной извести — до омертвления отдельных частей тела. Они не трудились, жили за счёт пожертвований индийских купцов.



Отшельники верили, что душа человека после смерти перерождается и возвращается вновь на Землю. А в каком обличье — знатного человека или какого-нибудь животного — зависит от кармы — суммы добрых и злых дел.
В середине XIX века, в связи со смещением земли, выход естественного газа в этом месте прекратился. Паломники восприняли это как наказание богов и стали разъезжаться. Атешгях, как место поклонения, просуществовал до 1880 года, когда последний индус, оставшись один, уехал в Индию.

. Наиболее ранняя постройка храма-конюшня относится к 1713 г.н.э., к наиболее поздним относится центральный храм-алтарь выстроенный, как гласит его надпись, на средства купца Канчанагара в 1866 году века Викрамадитья /индийск.летоисчисление/, т.е. в 1810 г.н.э.

На кельях памятника имеются резные по камню надписи, исполненные шрифтами индийского письма-даванагари и гурмуки. В 16-ти надписях храма, в виде вступительных формул, стихов /шлоков/ и отдельных фраз живет древний язык-санскрит.









Сюда приезжали из далекой Индии, чтобы поклониться священному для них огню, а заодно прибыльно приторговывали. Вдоль крепостной, вокруг строения, стены, размещены больше десятка келий, единственным удобством в которых был газовый очаг посредине каменного пола и дымовое отверстие в каменном же потолке, над огнем.



Стойла для вьючных животных, под которые отведены несколько каменных келий, выемки вдоль стены для сена и ячменя, каменные же отверстия для привязи – вот и все удобства.



Не считая обычного и совсем не страшного для индусов места во дворе, отведенного для огненного погребения умерших. Звучит романтично, а выглядит как обычная каменная ванна, в которой сжигали останки покойника.



А на внешней стене, прямо у единственных ворот, в стену встроена большая металлическая плита с императорским двуглавым орлом и старорусской надписью. По всей видимости, это что-то вроде охранной грамоты для сохранности исторического памятника.

В кельях привлекают внимание, появившиеся здесь еще в советские годы, куклы-манекены в рост человека, иллюстрирующие быт останавливавшихся здесь индусов. Быт, прямо скажем, ужасный – спали на досках, без подушки и признаков санитарной культуры.









Природный газ иссяк в Храме в позапрошлом веке, очевидно, в результате промышленной добычи нефти в округе. Реставраторы подвели к историческим строениям современную газовую линию, открывающуюся в центральный очаг, в центре квадратного святилища, и в четыре его башенки, на крыше. Газ зажигают смотрители, используя обычный фитиль на длинном шесте.



Tags: Атешгях, Баку, архитектура, архитектура Баку, зороастризм, история, история Баку, религия
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 83 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →