?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

ФАЮМСКИЕ ПОРТРЕТЫ

Во времена династии Птоломеев и римской империи Египет постепенно заселялся греками и римлянами. Основному египетскому населению культура эллинов была чужда и враждебна. Египтяне жили главным образом в деревнях и больших селах. Эти поселения назывались метрополии. А вот эллины были разбросаны по всей стране.
Большой культурный центр эллинов был в Александрии. Так же были отдельные греческие общины /




Александрия – столица Птолемеев



Кроме того греки внедрялись в Египет и с помощью организации поселений воинских частей (klerouhoi katoikoi). Сейчас бы наверно это назвалось – организация военных баз. Эти части в основном заселялись в дельте Нила и в Фаюме. Во времена фараонов Фаюм был слабо заселённым болотистым местом.




И вот один из Птоломеев – Птоломей П стал заселять эти места, греческими и македонскими воинами, находившимися у него в услужении.




Птолемей II Филадельф

Птоломей П вообще был очень прогрессивный политик царствование которого послужило рассвету Египта. Он проводил политику раздачи земельных участков крупным вельможам. Запретил обращать свободных в рабство. В результате Фаюм превратился в оазис, там развивалось земледелие. Таким образом Фаюмский оазис был местом, где проживало в основном неегипетское население.

Фаюмский оазис расположен к юго-западу от Каира. Центр — город Файюм.




Фаюмский оазись отделён от долины Нила грядой холмов и песками Ливийской пустыни. Представляет собой тектоническую впадину и находится на 43 м ниже уровня моря.
В далёком прошлом оазис называли садами Египта и его размеры в несколько раз превышали нынешние.




Страбон

Во времена августа Фаюм посетил Страбон, знаменитый географ того времени, который писал:
«Этот ном - самый замечательный из всех как по виду и плодородию, так и по качеству обработки земли, ибо он один только обсажен большими, зрелыми оливковыми деревьями, приносящими отличные плоды; эти плоды доставляют хорошее масло...
Но так как жители пренебрегают этим (они производят, правда, много масла), то масло дурно пахнет (в остальном Египте нет оливковых деревьев, кроме как в садах в окрестностях Александрии...)».




Портрет молодой девушки. Античное собрание, Берлин

Когда царствовали Птоломеи, весь народ состоял как бы из двух групп – Эллины (греки) и египтяне. Но когда к власти пришли римляне, то во главе управления стоящие римские граждане стали считать эллинов тоже египтянами.
Таким образом там конечно шла взаимное проникновение культур. Греки, римляне оказались под большим воздействием египетской культуры.




Портрет египтянина

Ещё в с древности египтяне практиковали бальзамирование тел и это заимствовали сначала греки, а потом римляне. Египтяне при погребении мумию пеленали, а затем лицо или голову запелёнутой мумии покрывали маской. Маска была схожа с чертами покойного, но идеализировала их черты. Целью древних египтян было создание физического двойника усопшего. Скульптурные портретные маски продолжали изготовляться в некоторых областях в течение всего римского периода и даже в коптскую эпоху

Эллины восприняли египетские погребальные традиции, но внесли в них новые черты. Они стали вместо маски прикреплят к мумиям портреты, написанные красками на дощечках. Появление таких портретов относят к периоду римского правления.
Портреты по римскому обычаю хранились в рамках в атриуме в доме заказчика, однако после смерти изображенного на них, портрет клали на лицо мумии, фигурно закрепляя его слоями погребальных бинтов . Мумии еще долго хранились в доме умершего, пока их не хоронили потомки или родственники.




Портрет молодой девушки из Лувра

Стилистически связанные с традициями греко-римской живописи, но созданные для типично египетских нужд, заменившие погребальные маски мумий, фаюмские портреты — это поразительно реалистические изображения мужчин и женщин всех возрастов.

Впервые погребальные портреты были описаны в 1615 г. итальянским исследователем Пьетро делла Валле во время его пребывания в оазисе Саккара-Мемфис.




Итальянский путешественник Пьетро Делла Валле родился в Риме в 1586 году в семье знатных патрициев. Получив прекрасное образование, он блистал в аристократической среде Рима и Неаполя. В возрасте 25 лет Пьетро вдруг отправиляся в долгое путешествие.
Он побывал в Константинополе, Каире, посетил Гизу, Саккару,
В 1618 г. сеньор Делла Валле присоединился к персидскому шаху и принял участие в кровопролитной битве против турок.
Три года сражался против пиратов у Североафриканского побережья
Он первым завёз в Италию персидских кошек
Будучи в Египте он владел техникой бальзамирования. Забальзамировав тело умершей своей жены, он положил его в специальный гроб и возил с собой вплоть до возвращения в Рим.




Портрет женщины с вьющимися волосами. Британский музей

Делла Валле привёз в Италию диковинные вещи, из которых он создал небольшой музей. Среди них, например, были две мумии из Египта, хранящиеся в настоящее время в Дрезденском музее

Гробницы в Фаюмском оазисе и других местах были полуразграблены еще в древнее время, но оказавшиеся на мумиях живописные портреты от египетских старьевщиков-перепродавцов попали в руки венскому антиквару Теодору Графту.

У него с ними познакомился известный египтолог и писатель Георг Эберс, который сразу же оценил историческую и художественную значимость фаюмских портретов.




Георг Мориц Эберс ( 1837 - 1898, Бавария) — немецкий ученый-египтолог и писатель, открывший в Луксоре зимой 1873—1874 древнеегипетский медицинский папирус середины 16 века до н. э. Хранящийся сейчас в библиотеке Лейпцигского университета, папирус Эберса является уникальным источником по медицине Древнего Египта.
Потом к коллекции Т. Графта добавилось еще 40 портретов, найденных в 1887—1888 годы Флиндерсом Петри.




Портрет женщины

Благодаря Леону де Лаборде в 1827 г. в Европе появились два новых погребальных портрета, якобы найденных в Мемфисе, один из которых хранится сегодня в Лувре, а другой — в Британском музее.




Леон де Лаборд получил образование сначала в Париже, а потом в Гёттингенском университете, сопровождал своего отца в его поездке на Восток и издал, в 1830-33 гг., роскошное описание части этого путешествия, с приложением превосходных литографий собственной работы

В конце XIX в. портреты благодаря своей особой эстетике, пользовались большим успехом в качестве предметов коллекционирования и широко продавались по всей Европе.




Портрет молодой женщины. Лувр, Париж

Научные исследования тоже не стояли на месте. В том же 1887 г. Флиндерс Питри начал раскопки в Хаваре, где помимо прочего обнаружил некрополь, из которого был извлечён 81 погребальный портрет. Погребальные портреты находились в центре внимания лондонской выставки.
Зимой 1910—1911 гг. Петри во время раскопок обнаружил ещё 70 погребальных портретов, находившихся, однако, в плохом состоянии.
В 1892 году немецкий археолог фон Кауфман открыл так называемую Гробницу Алины, в которой находились некоторые из самых известных на сегодняшний день погребальных портретов.




Портрет юноши. Берлин, Египетский музей

Хотя многие из этих изображений были найдены в оазисе Файюм (Hawara называемая также Арсиноя или Крокодилополь), однако портреты на мумиях были также обнаружены и в других некрополях, включая некрополи в Мемфисе (Саккара), Филадельфии (Er-Rubayat и 'Kerke'), Антиноополе, Панополе (Ахмим), Марина Эль-Аламейне, Фивах и Эль-Хибе (Анкиронополь). Однако все они сейчас известны под именем фаюмских портретов.
В целом в музеях мира хранятся более 700 «фаюмских портретов». Название фаюмских портретов закрепилось за этими произведениями, хотя аналогичные экземпляры были найдены и южнее - в Фивах, Антиное, Ахмиме, Ассуане.
Фаюмские портреты собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.




Портрет мужчины с растением в руках из Музея изобразительных искусств в Дижоне

Египет навсегда останется богатой сокровищницей для всех веков и народов, для ученых многих отраслей наук, которых интересовали искусство, богатая культура, своеобразная природа этой страны.
Так и Плиний Старший в своих трудах свидетельствует, что живопись получила свое название в Египте, где она была известна еще за 6000 лет до греков. Этим искусством занимался знаменитый Гермес Трисмегист а ему его передал последний потомок Ноя.




Ещё его называют Бог Тот – Гермес Триждывеличайший - Гермес Трисмегист.
Согласно легендам, Тот был обожествленным царем Египта за десятки тысяч лет до нашей эры. Египетская хронология древнеегипетского историка и жреца Манефона называет эту эпоху царствованием Богов.
Предание гласит, что Тот – Атлант обладал тайным учением, наследием цивилизации погибшей Атлантиды.

Древность живописи в Египте доказывается еще и тем, что Моисей в «Книге Бытия» запрещает народу израильскому подражать фигурам, рисованным египтянами. Эти свидетельства убеждают, что живопись в Египте уже в те времена была доведена до того совершенства, которое было связано с предписаниями. Так, например, религия древних египтян запрещала всякое изучение анатомии, а для изображения человека предписывала несколько известных нормальных поз, отклониться от которых художник уже не мог.




Портрет юноши. II век н. э.

Фаюмские портреты — лучшие сохранившиеся образцы античной живописи.

Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.




Портрет мужчины, музей Метрополитен

Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые ранние из них) выполнено в древней технике энкаустика — то есть красками на воске. Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце. Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения.




Портрет мальчика по имени Евтихий из собрания Музея Метрополитен

Фон фаюмских портретов обычно всегда однотонный — от различных оттенков коричневого и серого до голубовато-стального. Эта сочная, прозрачная, насыщенная светом тональность позднее сменилась блеклостью и мертвенностью условно трактованных портретов. Любой из фаюмских портретов, как бы живописен он ни был, остается ритуальным, связанным с мумией. Это обусловило и передачу возраста в фаюмской живописи — смешанном греко-римско-египетском искусстве. Еще с эпохи Древнего царства в Египте существовали изображения юношей, людей среднего и преклонного возраста, и все же наиболее популярным видом изображения был некий вневозрастной, идеальный образ — в большинстве случаев юный, с застывшей на лице улыбкой.




Портрет мальчика из Национального музея в Варшаве

Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (от греческого слова ehkaio — вжигаю), очень распространённой в то время. Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость (пастозность) мазка. Направление мазков обычно следует формам лица — на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Надо отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта.




Портрет молодого человека из Государственного античного собрания в Мюнхене.

Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды.
Основа портретов — древесина различных пород: местных (платан, липа, смоква, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, кипарис, дуб).




Мужской портрет. Британский музей

Некоторые портреты выполнены на загрунтованном клеем полотне.
Примерно со второй половины II века в портретах начинает преобладает восковая темпера. А поздние портреты III—IV вв. написаны исключительно темперой — техникой, при которой красочные пигменты смешиваются с растворимыми в воде связующими, часто для этого используется животный клей или желток куриного яйца. Темперные портреты выполнены на светлых или тёмных фонах смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненых энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях.




Портрет бородатого человека. Королевский музей Шотландии

Кроме того, некоторые группы портретов были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.

На погребальных портретах можно увидеть различные причёски. Они оказывают неоценимую помощь при датировке. В большинстве своём все умершие были изображены с причёсками, отвечающими моде своего времени. Многочисленные аналогии существуют в причёсках скульптурных портретов.


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
User lynson referenced to your post from *** saying: [...] [...]

  • 1