Галерея русской живописи

Сергей Виноградов Летом 1908
Картина «Летом», с ее бесхитростным сюжетом, считается одной из вершин творчества Сергея Виноградова.
В 1909 году за эту работу художник получил вторую золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене.
«После чего, как из рога изобилия, посыпались мне приглашения принять участие в иностранных выставках»,
— писал Виноградов.
В следующие пять лет его работы увидели Париж, Прага и Венеция.
На рубеже столетий в России бурно развивается промышленность, застраиваются города, и одновременно уходит
в прошлое усадебный быт. В представлении части интеллигенции вместе с «дворянскими гнездами», с их
нравственными ценностями и преемственностью поколений, утрачивались и исконно русские традиции.
В искусстве появляется тема ностальгии по уходящей эпохе. В 1903 году Чехов пишет «Вишневый сад».
Многие московские художники, включая Сергея Виноградова

Сергея Арсеньевича Виноградова (1869—1938)
и Константина Коровина,

Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) портрет кисти В.А. Серова, 1891,
которые были друзьями и учениками Василия Поленова,

В. Д. Поленов. Портрет работы И. Репина (1877)
автора «Бабушкиного сада», также обращаются к теме дворянской усадьбы.

Василий Поленов Бабушкин сад 1878
Картина «Летом» написана в имении Всеволода Мамонтова Головинка, расположенном в Тульской губернии.
По приглашению хозяев дома, которые были очень увлечены искусством, Виноградов приезжал погостить
в усадьбу десять лет подряд. Во время этих визитов он создал много пейзажей, жанровых
и интерьерных работ

Сергей Виноградов Цветник 1906

Сергей Виноградов В доме 1910

Сергей Виноградов Играет 1914
«Как воодушевляла Головинка милая. Как хотел передать в картинах ее поэзию, ее радостность»,
— вспоминал художник.
Две хрупкие элегантные женщины в белых платьях расположились за столом в тени дерева — за шитьем и книгой.
Тени причудливыми голубовато-лиловыми пятнами ложатся на землю, скатерть и одежду дам. Солнце освещает
верхнюю часть дома и деревья, над которыми простирается чистое бледно-голубое небо.
Колористическое решение полотна подчиняется главному цветовому акценту — стене усадьбы, выполненной в
оранжево-коричневатых тонах. Эти краски перекликаются со световыми пятнами на земле и деревьях,
расположенных в левой части холста, а цвет скамеек по обе стороны от стола — с густой зеленью сада.
Виноградов, используя импрессионистские приемы и поленовские традиции пленэрной живописи, настолько
умело наполняет пространство картины теплым воздухом, что летний зной ощущается почти физически.
Композиционное решение полотна «огораживает» внутренний дворик имения от внешней среды, перенося зрителей
в уединенный мир ее обитателей. Этот мир полон спокойствия и умиротворения, жизнь в нем протекает в
полной гармонии человека и природы.
Источник - artchive.ru
Journal information