душе, уму,
порою изведешь
такую тьму
и времени и слов,
что ломит грудь,
что в зеркало готов
подчас взглянуть.
(Иосиф Бродский)
Зеркала, отражение, свет и тень,
- всегда были основными инструментами, используемые художниками.

Parmigianino, автопортрет в выпуклом зеркале 1524
Само рождение живописи и скульптур можно отнести к истории, главные герои
которой эфемерной внешности из рассказов о затухающих явлениях.

Petrus Christus Ювелир в своем магазине, 1449
Плиний Старший, в XXXV книге своей Естественной истории рассказывает о истории появления скульптуры.
Девушка из Коринфа, дочь гончара Butade Сикионе была страстно влюблена в одного молодого человека.
Она сильно тосковала во время его вынужденного отсутствия, и чтобы оставить себе что-то на память
о нем, нарисовала на стене его профиль – тень от света фонаря. Горшечник по этим контурам вырезал
этот профиль и обжег в печи. Так появилась скульптура – плод любви женщины к мужчине и отца к дочери.
Эта легенда связывает два искусства, живопись и скульптуру, в линию, давая основу для теории
искусства как отражение отражения. Эта теория уже формулируется Платоном в мифе о пещере.
Согласно Платону мужчины воспринимают реальность не напрямую, а через тени от него. Искусство
является лишь отражением внешности, со всеми когнитивными ограничениями, которые следуют.
И поэтому он определяет искусство как обман, который не в силах, отражать реальность, так
как мимолетная иллюзия не может претендовать на представление истины.
В искусстве зеркало используется как источник аберраций, инструмент дьявола, который щекочет
женское и мужское тщеславие.

Baldung Hans detto Grien , Три возраста женщины и Смерть, 1509-1510
В картинах многих скандинавских художников черепа и гниющие тела нарушают чувство
самодовольства, предупреждают о суровой реальности, vanitas vanitatum.

Pieter Claesz автопортрет, 1625
Кроме того, в связи с темой vanitas vanitatum , зеркало предлагает смотреть внутрь себя
в поисках внутренней красоты.
Зеркало также в искусстве приобретает моральное значение, как аллегория Пруденс.
Марфа предлагает зеркало, символ Тщеславия (Vanitas), - аллегории порока и добродетели
( «Марта, упрекающая Марию за её тщеславие»).

Caravaggio, Марфа и Мария Магдалена, 1598
В дополнении к различным символическим значениям, зеркало было использовано в картине в качестве
инструмента для выполнения автопортретов, или как способ сделать третье измерение, три стороны
воспроизведенного характера.
В рамках спора шестнадцатого века, над которым из двух искусств, скульптура или живопись выше,
способность сделать третье измерение было одним из аргументов , рассматриваемых для разрешения
этого спора.

Johannes Gumpp Roberto , Автопортрет, 1646
В более современном видении , в связи с появлением исторического авангарда и подпитки фрейдистскими
теориями, отражение в зеркале представляет собой момент самосознания, момент, в котором субъект
приходит к сознанию того, что существует раскол между идеальным объектом и реальным изображением.
В связи с этим зеркало в картину вводится как материальный объект, который позволяет создать
контраст между внешним и внутренним, между глазом и глазом, между видением и пониманием.

Maurits Cornelis Escher , Рука с отражающей сферой (Автопортрет в сферическом зеркале), 1935
Чиняя себе правёж,
душе, уму,
порою изведешь
такую тьму
и времени и слов,
что ломит грудь,
что в зеркало готов
подчас взглянуть.
(Эдуард Асадов)
Нарцисс - тонет в древности использования архетипов , присущих человеку и его попытки ответить
на вопросы , поставленные в реальности.

Diego Velàzquez , Венера с зеркалом, 1648
Положительный или отрицательный знак, знание или желание, осторожность или пустота, - зеркало имело
множество значений, ролей и представлений с древних времен до наших дней, в том числе магические и
сверхъестественные свойства; способность отражать образы, чтобы удовлетворить желание человека знать
себя. Зеркало оказалось отправной точкой, из которой, чтобы уйти, чтобы построить идентичность
между идеалом и реальностью, сном и бодрствованием, жизнью и искусством.
Не осуждая позднего раскаянья,
не искажая истины условной,
ты отражаешь Авеля и Каина,
как будто отражаешь маски клоуна.
Как будто все мы — только гости поздние,
как будто наспех поправляем галстуки,
как будто одинаково — погостами —
покончим мы, разнообразно алчущие.
Но, сознавая собственную зыбкость,
Ты будешь вновь разглядывать улыбки
и различать за мишурою ценность,
как за щитом самообмана — нежность...
О, ощути за суетностью цельность
и на обычном циферблате — вечность!
(Иосиф Бродский)

Pablo Picasso, Donna allo spechhio, 1932

René Magritte Рене Магритт, Опасные связи, 1930