Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Вдохновение художника



Белла Шагал




Белла Розенфельд-Шагал



Она заставляла его парить над небесами, была полна мудрости и верности, ожидая пока Марк закончит
творческие метания и вернётся в родной Витебск к ней. Так и случилось, Берта Розенфельд или Белла
Шагал стала самой сильной любовью и самой вдохновенной музой великого
русско-белорусско-еврейско-французского художника.






Он женился на ней не сразу, так как был занят учёбой и поездками, а она писала ему нежные
письма и ждала четыре года пока он приедет из Парижа.

А вот как Шагал раскрыл мотив своей свадьбы со своей Беллой.
Реальность слита с миром мистического – над женихом и невестой парит ангел!





Свадьба 1916г.


В 1915 году они, наконец, поженились, а спустя год родилась их единственная дочь Ида.





Белла и Ида у окна, 1916



В годы войны они рисковали быть отправленными в лагеря, и спешно уехали в США, где в 1944 году
Беллу внезапно убила инфекция. Художник был безутешен и на полгода вообще оставил живопись.






«Когда Белла ушла из жизни, второго сентября 1944 года в шесть часов вечера,
громыхнула грозовая буря и непрерывный дождь излился на землю.
В глазах моих потемнело»

(Марк Шагал).

А потом он изобразит, в шагаловском стиле, и картину "Одиночество" - т.е. свою
"осиротевшую жизнь" на фоне порхающей, вознесшейся на небеса, Беллы.





Марк Шагал "Одиночество".


Однако встреча с Вирджинией Хаггард в 1947 году принесла в его жизнь новый смысл – любовь –
и сына Давида. Отношения довольно быстро сошли на нет. Но в 1952 году Шагал встретил свою
«вторую музу» – Ваву, полное имя – Валентина Бродская, которая прожила с ним до самой его
смерти во Франции на собственной вилле





Марк Шагал «Прогулка», 1918 г, Государственный Русский музей



Центром картины являются двое. Мужчина и женщина. Кроме них, держащихся за руку, в этот момент в
мире нет ничего более важного. Эти двое – не отвлеченные персонажи, а вполне реальные – сам Марк
Шагал и его горячо любимая жена Белла. Белле суждено было стать главной женщиной в судьбе Шагала.
Даже после ее смерти, вступая в отношения с другими, Марк всегда рисовал только ее и для нее.
Любовь – сила, делающая картины художника шедеврами. Именно любовь сделала эту пару такой счастливой
и превратила простую прогулку в нечто сказочное, позволившее подняться над землей, домами и суетой
жизненных проблем.
Он стоит на земле. Она – парит в небесах. И при этом они вместе, невзирая на расстояния, держатся
за руки, за свою любовь, друг за друга, соединяя земной мир с миром грез. Окрыляющая, возвышенная,
преодолевающая все законы физика любовь – самое прекрасное из того, что может случиться с человеком.
Влюбленные настолько сильны в своих романтических чувствах, что полет их не кажется чем-то неестественным.
Напротив, как и повторяющаяся изо дня в день будничная жизнь, он становится для них обычным состоянием,
ежедневной потребностью. Свободные, влюбленные и счастливые, они доказывают, что с любимым человеком
невозможное возможно.





Марк Шагал «Над городом», 1914–1918 г. Государственная Третьяковская галерея.


Эта картина создана в период признания и наивысшего расцвета творчества Шагала. Она возникла как
отражение любви к жене, Белле. Она предстает как муза, гармоничная и изящная. В отличие от изображения
мужской фигуры, женская нисколько не кубизирована, напротив, плавна и тонка.
Полет влюбленных продолжается уже за пределами комнаты. Художник показан в духовно-пластическом
единстве со своей подругой. Его взгляд устремлен мечтательно в небо, тогда как другая половина его
души воплощена в Белле и шлет привет земле. Последняя предстает в живом разнообразии витебского
ландшафта и быта, и поэтический строй картины не нарушают низменные детали, такие как человек,
отправляющий естественные потребности. Вся жизнь показана как сочетание высокого и низкого.
Благодаря этой картине слова «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели зримое воплощение.
Однако сила, которая решительно отрывает влюбленных от земли – не просто сила любви и искусства.
Картина писалась в годы революции. Позже Шагал скажет, что она взволновала его «зрелищем динамического
порыва, пронизывавшего ее до глубины». Этот порыв и помог взлететь шагаловским персонажам и придал
монументальный размах его полотнам.





Белла с белым воротником, 1917


В 1973 году Шагал посетил СССР и в национальной галерее Москвы увидел свою «Прогулку», где они с
Беллой гуляют по родному Витебску. Очевидцы вспоминают, что он в полном одиночестве провёл возле
своего шедевра около 15 минут, напряжённо всматриваясь в сюжет, где они были так счастливы.
От посещения Витебска Марк Шагал решительно отказался, будто боясь спугнуть воспоминания о юности,
о любви, о Белле…
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его
творчества, включая и позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее выпуклые черные глаза.
Ее черты узнаваемы в лицах почти всех изображенных женщин.





Голубые любовники 1914г.




Розовые любовники 1916 г.




Серые любовники 1917 г.




Зеленые любовники 1914г.




Любовники 1914г.




День рождения 1915г




Моя невеста в черных перчатках. 1909, Художественный музей. Базель




Шагал с Беллой, 1934 год.




Tags: музы, художник Марк Шагал
Subscribe

Posts from This Journal “музы” Tag

  • Вдохновение художника-1

    Paul Gauguin – экзотические увлечения Французский живописец, скульптор-керамист и график, крупнейший представитель…

  • Вдохновение художника

    Муза Claude Monet Камилла Донсье «Не женщина, а ангел» — говаривал про неё Клод Моне. Камилла между тем отличалась красотой,…

  • Вдохновение художника

    Музы Peter Paul Rubens Peter_Paul_Rubens - Автопортрет Как известно, у Рубенса были свои каноны женской красоты, и это женщины в…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments