Вдохновение художника
Белла Шагал

Белла Розенфельд-Шагал
Она заставляла его парить над небесами, была полна мудрости и верности, ожидая пока Марк закончит
творческие метания и вернётся в родной Витебск к ней. Так и случилось, Берта Розенфельд или Белла
Шагал стала самой сильной любовью и самой вдохновенной музой великого
русско-белорусско-еврейско-французского художника.

Он женился на ней не сразу, так как был занят учёбой и поездками, а она писала ему нежные
письма и ждала четыре года пока он приедет из Парижа.
А вот как Шагал раскрыл мотив своей свадьбы со своей Беллой.
Реальность слита с миром мистического – над женихом и невестой парит ангел!

Свадьба 1916г.
В 1915 году они, наконец, поженились, а спустя год родилась их единственная дочь Ида.

Белла и Ида у окна, 1916
В годы войны они рисковали быть отправленными в лагеря, и спешно уехали в США, где в 1944 году
Беллу внезапно убила инфекция. Художник был безутешен и на полгода вообще оставил живопись.

«Когда Белла ушла из жизни, второго сентября 1944 года в шесть часов вечера,
громыхнула грозовая буря и непрерывный дождь излился на землю.
В глазах моих потемнело»
(Марк Шагал).
А потом он изобразит, в шагаловском стиле, и картину "Одиночество" - т.е. свою
"осиротевшую жизнь" на фоне порхающей, вознесшейся на небеса, Беллы.

Марк Шагал "Одиночество".
Однако встреча с Вирджинией Хаггард в 1947 году принесла в его жизнь новый смысл – любовь –
и сына Давида. Отношения довольно быстро сошли на нет. Но в 1952 году Шагал встретил свою
«вторую музу» – Ваву, полное имя – Валентина Бродская, которая прожила с ним до самой его
смерти во Франции на собственной вилле

Марк Шагал «Прогулка», 1918 г, Государственный Русский музей
Центром картины являются двое. Мужчина и женщина. Кроме них, держащихся за руку, в этот момент в
мире нет ничего более важного. Эти двое – не отвлеченные персонажи, а вполне реальные – сам Марк
Шагал и его горячо любимая жена Белла. Белле суждено было стать главной женщиной в судьбе Шагала.
Даже после ее смерти, вступая в отношения с другими, Марк всегда рисовал только ее и для нее.
Любовь – сила, делающая картины художника шедеврами. Именно любовь сделала эту пару такой счастливой
и превратила простую прогулку в нечто сказочное, позволившее подняться над землей, домами и суетой
жизненных проблем.
Он стоит на земле. Она – парит в небесах. И при этом они вместе, невзирая на расстояния, держатся
за руки, за свою любовь, друг за друга, соединяя земной мир с миром грез. Окрыляющая, возвышенная,
преодолевающая все законы физика любовь – самое прекрасное из того, что может случиться с человеком.
Влюбленные настолько сильны в своих романтических чувствах, что полет их не кажется чем-то неестественным.
Напротив, как и повторяющаяся изо дня в день будничная жизнь, он становится для них обычным состоянием,
ежедневной потребностью. Свободные, влюбленные и счастливые, они доказывают, что с любимым человеком
невозможное возможно.

Марк Шагал «Над городом», 1914–1918 г. Государственная Третьяковская галерея.
Эта картина создана в период признания и наивысшего расцвета творчества Шагала. Она возникла как
отражение любви к жене, Белле. Она предстает как муза, гармоничная и изящная. В отличие от изображения
мужской фигуры, женская нисколько не кубизирована, напротив, плавна и тонка.
Полет влюбленных продолжается уже за пределами комнаты. Художник показан в духовно-пластическом
единстве со своей подругой. Его взгляд устремлен мечтательно в небо, тогда как другая половина его
души воплощена в Белле и шлет привет земле. Последняя предстает в живом разнообразии витебского
ландшафта и быта, и поэтический строй картины не нарушают низменные детали, такие как человек,
отправляющий естественные потребности. Вся жизнь показана как сочетание высокого и низкого.
Благодаря этой картине слова «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели зримое воплощение.
Однако сила, которая решительно отрывает влюбленных от земли – не просто сила любви и искусства.
Картина писалась в годы революции. Позже Шагал скажет, что она взволновала его «зрелищем динамического
порыва, пронизывавшего ее до глубины». Этот порыв и помог взлететь шагаловским персонажам и придал
монументальный размах его полотнам.

Белла с белым воротником, 1917
В 1973 году Шагал посетил СССР и в национальной галерее Москвы увидел свою «Прогулку», где они с
Беллой гуляют по родному Витебску. Очевидцы вспоминают, что он в полном одиночестве провёл возле
своего шедевра около 15 минут, напряжённо всматриваясь в сюжет, где они были так счастливы.
От посещения Витебска Марк Шагал решительно отказался, будто боясь спугнуть воспоминания о юности,
о любви, о Белле…
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его
творчества, включая и позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее выпуклые черные глаза.
Ее черты узнаваемы в лицах почти всех изображенных женщин.

Голубые любовники 1914г.

Розовые любовники 1916 г.

Серые любовники 1917 г.

Зеленые любовники 1914г.

Любовники 1914г.

День рождения 1915г

Моя невеста в черных перчатках. 1909, Художественный музей. Базель

Шагал с Беллой, 1934 год.