Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Окно

«Создавая окно, представляйте свою возлюбленную,
выглядывающую из него.»

– Алвар Аалто


Глаза здания


Окна—источники света и свежего воздуха, но их также можно назвать «глазами здания»,
формирующими наше восприятие окружающего мира и, возможно, более чем какой-либо
иной архитектурный элемент, наделяющими здание определённым характером.





Часовня в Роншампе, вид на южную стену. Архитектор Ле Корбюзье.


Окна, изначально представлявшие собой обычные отверстия, прикрываемые шкурами животных или тканью,
деревом или бумагой, благодаря изобретению римлянами литого стекла достигли своего расцвета в готической
архитектуре Европы. В те времена, когда не существовало больших оконных стёкол, широкие проёмы
обрамлялись ажурными каменными переплётами, в которых куски цветного стекла соединялись свинцовыми
горбыльками, чтобы свет, проходящий через них, превращал помещение в небесное видение.


В период Высокого Возрождения в Италии и Франции, окна становятся ключевыми элементами архитектурной
композиции. Имевшие вертикальную прямоугольную форму и классические пропорции, они обычно делились одним
вертикальным и одним поперечными бруском, образовывавшими крест, и украшались наличниками, карнизами и
сандриками, а позднее – обрамляющими пилястрами. В период Барокко эти декоративные элементы ограждений
окон, подобно дверям и каминам, искусно украшались завитками и фантастическими узорами, кронштейнами,
масками и человеческими фигурами.





Овальный купол церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане по проекту Борромини,
состоит из восьмиугольников, шестиугольников и крестовин.



В Англии, где свет не такой ослепительный, окна в эпоху Возрождения получили доминирующую роль по
сравнению с плоскими поверхностями, что можно наблюдать в самом известном сооружении того времени
– Хардвик-холле Роберта Смитсона – «стены из стекла», как заметил в то время один остряк. Такое
широкое применение стекла служило подтверждением как благосостояния, так и архитектурного вкуса,
и потому, когда в семнадцатом веке стекло стало появляться в обычных домах, Уильям III ввёл оконный
налог, который, возможно, способствовал возникновению выражения «грабёж средь бела дня».





Благодаря ослепительному южному солнцу Флоренции достаточно крошечного окошка,
чтобы заполнить светом эту келью в монастыре Сан Марко.



Более крупные окна с вертикально раздвигающимися створками со временем получили широкое распространение
в Англии и Голландии, несмотря на то, что ключевую роль в их изобретении, возможно, сыграли французские
строители.
Раздвижные окна достигли пика популярности в георгианском стиле архитектуры, обеспечивая интенсивное
освещение благодаря расходящимся откосам и тонким и изящным деревянным переплётам.





Модернистская мечта об абсолютно стеклянной навесной стене осуществилась, наконец,
в 1975 году по окончании строительства здания Willis Faber Dumas в Ипсвиче, Англия,
под руководством Нормана Фостера



В двадцатом веке стекольные и оконные рамы претерпели основные технические изменения – алюминий и сталь,
а позднее и практичный, но неказистый ПВХ стали использоваться повсеместно – но традиционные с точки
зрения архитектуры окна не соответствовали «подлинному» состоянию каркасной конструкции и стремлению
к пространственной целостности. Они требовали таких нововведений, как навесная стена и ленточное
остекление – последнее является одной из Пяти отправных точек современной архитектуры Ле Корбюзье.





Церковь св. Петра в Клиппане, фрагмент фасада на котором хорошо видны безрамные стекла,
расположенные снаружи оконных проемов. Классический пример курьёза в архитектуре.



С другой стороны современности – увлечение примитивизмом и стремление к первоистокам – некоторые из
самых запоминающихся современных окон возникли из желания воспроизвести действия первобытного человека,
проделывающего отверстие в стене. Продуманно, но в то же время, казалось бы, произвольно расположенные
окна южной стены часовни в Роншампе, спроектированной Ле Корбюзье, берут своё начало в Северной Африке,
в то время как Сигурд Леверенц в церкви св. Петра в Клиппане, Швеция, воспроизвёл пещерную атмосферу
с минимальным освещением, разместив безрамные стёкла скорее снаружи, чем внутри оконных проёмов.


Соперничая с ним, Йорн Утцон в Кан Лисе, своём доме, который высится на скале в Майорке, воплотил
эту идею, заключив окна между глубокими каменными откосами, благодаря которым море и небо сливаются
в единое целое.





Углублённые, расположенные вровень со стеной или выступающие подобно мелководному заливу, окна
являются основным выразительным элементом архитектуры, а также средством освещения помещения и
обрамления наружных видов – настолько сильно их воздействие в Кан Лисе - доме Йорна Утцона на Майорке.



Источник - tartle.net/petrova.katerina



Tags: архитектура
Subscribe

Posts from This Journal “архитектура” Tag

  • Немножко России в Париже

    Международные всемирные ярмарки начала 20-го века принесли в Париж не только павильоны, но и дворцовые памятники, такие как Grand Palais (и…

  • Балконы Барселоны

    В Барселоне километры и километры балконов формируют, структурируют город. Иногда кажется, что он из них только и состоит. Балконы здесь создают…

  • Архитектура в постсоветском мире

    Многочисленные небоскребы, возникшие после распада Советского Союза на просторах бывших республик заманивают нас в нетрадиционный и помпезный…

  • Над древними руинами

    Турецкий отель, построенный над древними руинами В 2009 году строительная бригада, копающая фундамент для новой гостиницы в Антакье,…

  • Перевернутая пирамида

    Здание словацкого радио Некоторые называют это здание уродливым. Другие защищают его за архитектурные особенности. С какой бы фракцией вы ни…

  • Каменный замок

    Построил его каменотес Эдвард Лидскалнин без использования какой-либо строительной техники. Совершенно непонятно, как ему удавалось в одиночку…

  • Лунные деревни

    В Южной Корее После окончания Корейской войны в 1953 году многие беженцы и другие бедные люди переехали в быстро развивающиеся городские центры и…

  • Королевская деревня

    Деревня Марии Антуанетты Мария Антуанетта, последняя королева Франции, часто изображается как легкомысленная, эгоистичная и аморальная женщина,…

  • Эйфелевая башня

    Всемирная выставка 1889 года проходила в Париже с 6 мая по 31 октября и была приурочена к столетию взятия. В качестве входной арки на…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments