ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Стены



Ведущее своё происхождение от латинского слова vallum, земляного сооружения,
являвшегося частью римских оборонительных укреплений, английское слово ‘wall’
(«стена») относится к любой вытянутой структуре, ограничивающей пространство
либо удерживающей землю.



pyramid_2.jpg


Вполне возможно, что подобные земляные стены, которым для прочности придали конусообразную форму,
послужили образцом для создания одного из величайших шедевров архитектуры, чьи стены обладают
монументальным эффектом, - пирамид древнего Египта. В греческой архитектуре, напротив, стены имели
второстепенное значение в отличие от колонн, являвшихся основным элементом орнаментальных мотивов,
и именно благодаря римлянам греческая система превратилась в средство чёткого выделения стены.



obshirnaya-okaymlyayushaya-stena-kolizeya-v-rime-vypolnen.jpg

Обширная окаймляющая стена Колизея в Риме выполнена в виде трёх ярусов сводчатых арок,
поддерживаемых пилястрами тосканского, ионического и коринфского ордеров.



С возрождением интереса к римской архитектуре в Италии начала пятнадцатого века стена, превращённая
в каменную кирпичную кладку готическими строителями, вновь стала основным элементом архитектурного
выражения. Наиболее очевидное этому подтверждение – дворец Палаццо Ручеллаи во Флоренции,
спроектированный Леоном Баттиста Альберти между 1446-51 гг.



v-palacco-ruchellai-vo-florencii-leon-battista-alb.jpg

В Палаццо Ручеллаи во Флоренции Леон Баттиста Альберти перенял манеру римлян использовать
классический язык как средство выделения стены в качестве конструкции из пилястр и колонн.
Высеченные каменные стыки, которые предстают перед нами, - «идеальные формы», не связанные
с реальной конструкцией.



Его основной образ почти наверняка был заимствован у Колизея, что подтверждают плоские пилястры
тосканского и коринфского ордеров, размещённые выше и ниже ордера, придуманного самим Альберти,
а каменную кладку отличают чётко выраженные стыки и обильная рустовка нижнего этажа, придающая
сооружению мощный облик. Тем не менее, все стыки, предстающие перед нами, - отнюдь не «настоящие»
стыки между камнями в кладке: работа Альберти – это образ идеальной стены, а не просто вещественная
конструкция.
Альберти, как и прочие ведущие архитекторы раннего Возрождения, создал выразительный язык стен,
который стал доминировать в западной архитектуре.



chasovnya-kapella-pacci-ryadom-s-ploshadyu-santa-kr.jpg

Часовня (капелла) Пацци, рядом с площадью Санта Кроче во Флоренции, демонстрирует нам
симбиоз греческих и римских традиций.


Их разнообразию нет предела: от изысканности часовни Пацци, чьим автором был Брунеллески, до
монументальной мощи апсиды собора Святого Петра в Риме, созданной Микеланджело. В руках Борромини
каменные стены становятся пластичными, а Палладио придаёт им суровую сдержанность, но лишь однажды,
на короткий момент, неоклассицистам удалось подвергнуть сомнению их превосходство, вернувшись
к греческим моделям, где колонна преобладает над стеной.



v-interere-centralnoy-apsidy-sobora-svyatogo-petr.jpg

В интерьере центральной апсиды собора Святого Петра в Риме благодаря широким простенкам,
украшенным пилястрами коринфского ордера, мы можем ощутить всю монументальную мощь сооружения.



Вопрос о значимости стен вновь возник в девятнадцатом веке благодаря техническому прогрессу, в связи
с которым каменная кладка переставала играть роль основного средства при строительстве больших зданий.


Освободив стены от их основного назначения нести нагрузку, каркасная конструкция предоставила такую
новую возможность для архитекторов, как заполнение каркаса стены различными, ранее не предназначавшимися
для этого материалами, как, например, стекло.



postroennyy-v-gayd-parke-v-londone-dlya-velikoy-vys.jpg

Построенный в Гайд-парке в Лондоне для Великой выставки 1851 года, а позднее перенесённый в местечко
Сиденхем на юге Лондона, Хрустальный дворец был потрясающей демонстрацией возможностей промышленного
производства стекла и железа.



Кроме того это послужило основой для возникновения и применения архитекторами в своих проектах
различных навесных фасадных систем. И стены поочерёдно стали приобретать новые черты в качестве
самостоятельных плоскостей, определяющих, но не замыкающих более пространство: таким образом,
они оказались необходимыми для пересмотра модернистами архитектурного пространства как
меняющегося континуума.



zadumannyy-v-kachestve-zhiloy-steny-ogorazhivayushyay-d.jpg

Задуманный в качестве жилой стены, огораживающей деревню, дом Марио Ботта в Тичино в Швейцарии
отличается разноцветными бетонными блоками, имитирующими полосчатый камень, знакомый ещё по
итальянским романским церквям.



К концу двадцатого века, тем не менее, произошла переоценка каменных стен в свете новых экологических
проблем: поглощая тепло в течение дня и медленно отдавая его по ночам, массивные стены могут играть
роль «теплового регулятора», уменьшающего зависимость здания от энергетических систем. Практический
и выразительный потенциал стены, имеющей такой пассивный дизайн, вполне может стать основной темой
архитектуры двадцать первого века.



Источник - tartle.net/petrova.katerina





Posts from This Journal by “архитектура” Tag

  • Дом Энниса

    Скромное строение из бетонных блоков на первый взгляд кажется ничем не примечательным и уж точно не производит впечатления шедевра архитектуры. Но…

  • Арка

    Строители нескольких древних цивилизаций были знакомы с аркой, но, по странным причинам, использовали её лишь в утилитарных или подземных…

  • Архитектура будущего

    Оригинал взят у galik_123 Архитектор Заха Хадид Заха Хадид на фоне спроектированного ею музея транспорта в Глазго Заха…

  • ПОЛ

    Самые первые полы, вероятно, предназначались лишь для выравнивания и ограждения участка земли. И поныне из всех основных архитектурных элементов…

  • Вилла Савой

    Пуасси, Франция; 1931 Архитектор - Ле Корбюзье (1887-1965) Последняя и наилучшая из всех вилл в пуристском стиле, Вилла Савой была создана…

  • Дом над водопадом

    Архитектор - Фрэнк Ллойд Райт, 1867-1959 Медвежий ручей, Пенсильвания, США; 1935-37 Дом над Водопадом нависает над медвежьим ручьем…

  • Лестница

    Первые настоящие лестницы почти что наверняка возникли из деревянных лесенок и представляли собой прямые лестничные марши, которые и по сей день…

  • Окно

    «Создавая окно, представляйте свою возлюбленную, выглядывающую из него.» – Алвар Аалто Глаза здания…

  • Дверь

    «Дверь - это место, созданное на всякий случай. Во всех проемах и закрывающих их дверях есть что-то такое… многозначительное. Много…


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

?

Log in

No account? Create an account