Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Стены



Ведущее своё происхождение от латинского слова vallum, земляного сооружения,
являвшегося частью римских оборонительных укреплений, английское слово ‘wall’
(«стена») относится к любой вытянутой структуре, ограничивающей пространство
либо удерживающей землю.



pyramid_2.jpg


Вполне возможно, что подобные земляные стены, которым для прочности придали конусообразную форму,
послужили образцом для создания одного из величайших шедевров архитектуры, чьи стены обладают
монументальным эффектом, - пирамид древнего Египта. В греческой архитектуре, напротив, стены имели
второстепенное значение в отличие от колонн, являвшихся основным элементом орнаментальных мотивов,
и именно благодаря римлянам греческая система превратилась в средство чёткого выделения стены.



obshirnaya-okaymlyayushaya-stena-kolizeya-v-rime-vypolnen.jpg

Обширная окаймляющая стена Колизея в Риме выполнена в виде трёх ярусов сводчатых арок,
поддерживаемых пилястрами тосканского, ионического и коринфского ордеров.



С возрождением интереса к римской архитектуре в Италии начала пятнадцатого века стена, превращённая
в каменную кирпичную кладку готическими строителями, вновь стала основным элементом архитектурного
выражения. Наиболее очевидное этому подтверждение – дворец Палаццо Ручеллаи во Флоренции,
спроектированный Леоном Баттиста Альберти между 1446-51 гг.



v-palacco-ruchellai-vo-florencii-leon-battista-alb.jpg

В Палаццо Ручеллаи во Флоренции Леон Баттиста Альберти перенял манеру римлян использовать
классический язык как средство выделения стены в качестве конструкции из пилястр и колонн.
Высеченные каменные стыки, которые предстают перед нами, - «идеальные формы», не связанные
с реальной конструкцией.



Его основной образ почти наверняка был заимствован у Колизея, что подтверждают плоские пилястры
тосканского и коринфского ордеров, размещённые выше и ниже ордера, придуманного самим Альберти,
а каменную кладку отличают чётко выраженные стыки и обильная рустовка нижнего этажа, придающая
сооружению мощный облик. Тем не менее, все стыки, предстающие перед нами, - отнюдь не «настоящие»
стыки между камнями в кладке: работа Альберти – это образ идеальной стены, а не просто вещественная
конструкция.
Альберти, как и прочие ведущие архитекторы раннего Возрождения, создал выразительный язык стен,
который стал доминировать в западной архитектуре.



chasovnya-kapella-pacci-ryadom-s-ploshadyu-santa-kr.jpg

Часовня (капелла) Пацци, рядом с площадью Санта Кроче во Флоренции, демонстрирует нам
симбиоз греческих и римских традиций.


Их разнообразию нет предела: от изысканности часовни Пацци, чьим автором был Брунеллески, до
монументальной мощи апсиды собора Святого Петра в Риме, созданной Микеланджело. В руках Борромини
каменные стены становятся пластичными, а Палладио придаёт им суровую сдержанность, но лишь однажды,
на короткий момент, неоклассицистам удалось подвергнуть сомнению их превосходство, вернувшись
к греческим моделям, где колонна преобладает над стеной.



v-interere-centralnoy-apsidy-sobora-svyatogo-petr.jpg

В интерьере центральной апсиды собора Святого Петра в Риме благодаря широким простенкам,
украшенным пилястрами коринфского ордера, мы можем ощутить всю монументальную мощь сооружения.



Вопрос о значимости стен вновь возник в девятнадцатом веке благодаря техническому прогрессу, в связи
с которым каменная кладка переставала играть роль основного средства при строительстве больших зданий.


Освободив стены от их основного назначения нести нагрузку, каркасная конструкция предоставила такую
новую возможность для архитекторов, как заполнение каркаса стены различными, ранее не предназначавшимися
для этого материалами, как, например, стекло.



postroennyy-v-gayd-parke-v-londone-dlya-velikoy-vys.jpg

Построенный в Гайд-парке в Лондоне для Великой выставки 1851 года, а позднее перенесённый в местечко
Сиденхем на юге Лондона, Хрустальный дворец был потрясающей демонстрацией возможностей промышленного
производства стекла и железа.



Кроме того это послужило основой для возникновения и применения архитекторами в своих проектах
различных навесных фасадных систем. И стены поочерёдно стали приобретать новые черты в качестве
самостоятельных плоскостей, определяющих, но не замыкающих более пространство: таким образом,
они оказались необходимыми для пересмотра модернистами архитектурного пространства как
меняющегося континуума.



zadumannyy-v-kachestve-zhiloy-steny-ogorazhivayushyay-d.jpg

Задуманный в качестве жилой стены, огораживающей деревню, дом Марио Ботта в Тичино в Швейцарии
отличается разноцветными бетонными блоками, имитирующими полосчатый камень, знакомый ещё по
итальянским романским церквям.



К концу двадцатого века, тем не менее, произошла переоценка каменных стен в свете новых экологических
проблем: поглощая тепло в течение дня и медленно отдавая его по ночам, массивные стены могут играть
роль «теплового регулятора», уменьшающего зависимость здания от энергетических систем. Практический
и выразительный потенциал стены, имеющей такой пассивный дизайн, вполне может стать основной темой
архитектуры двадцать первого века.



Источник - tartle.net/petrova.katerina




Tags: архитектура
Subscribe

Posts from This Journal “архитектура” Tag

  • Немножко России в Париже

    Международные всемирные ярмарки начала 20-го века принесли в Париж не только павильоны, но и дворцовые памятники, такие как Grand Palais (и…

  • Балконы Барселоны

    В Барселоне километры и километры балконов формируют, структурируют город. Иногда кажется, что он из них только и состоит. Балконы здесь создают…

  • Архитектура в постсоветском мире

    Многочисленные небоскребы, возникшие после распада Советского Союза на просторах бывших республик заманивают нас в нетрадиционный и помпезный…

  • Над древними руинами

    Турецкий отель, построенный над древними руинами В 2009 году строительная бригада, копающая фундамент для новой гостиницы в Антакье,…

  • Перевернутая пирамида

    Здание словацкого радио Некоторые называют это здание уродливым. Другие защищают его за архитектурные особенности. С какой бы фракцией вы ни…

  • Каменный замок

    Построил его каменотес Эдвард Лидскалнин без использования какой-либо строительной техники. Совершенно непонятно, как ему удавалось в одиночку…

  • Лунные деревни

    В Южной Корее После окончания Корейской войны в 1953 году многие беженцы и другие бедные люди переехали в быстро развивающиеся городские центры и…

  • Королевская деревня

    Деревня Марии Антуанетты Мария Антуанетта, последняя королева Франции, часто изображается как легкомысленная, эгоистичная и аморальная женщина,…

  • Эйфелевая башня

    Всемирная выставка 1889 года проходила в Париже с 6 мая по 31 октября и была приурочена к столетию взятия. В качестве входной арки на…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments