Самые первые полы, вероятно, предназначались лишь для выравнивания и ограждения участка земли.
И поныне из всех основных архитектурных элементов полы оказываются наиболее связанными с
конструкцией и наименее подверженными формальным преобразованиям. И всё же, несмотря на
значительную степень ограничений в использовании, полы несут в себе удивительно широкий
потенциал для творчества.

В Сиенском соборе пол выложен цветным камнем, благодаря чему становится частью повествования,
охватывающего всю композицию собора.
Они могут простираться за здание, формируя тем самым часть приподнятой платформы, или, как в
реконструкции замка Кастельвеккио в Вероне (с 1954 по 1967 гг.), произведённой под руководством
Карло Скарпа, отстоять от окружающих стен, благодаря чему кажется, что новые элементы «парят»
внутри старой конструкции.

Они даже могут, как в паломнической часовне Ле Корбюзье в Роншане (1950-55 гг.), возвращаться к своему
изначальному назначению и выравнивать поверхность земли, тем самым прочно связывая здание с местностью
и окружающей его землёй.
Нижние этажи, подобно «навесным» этажам над ними, могут быть также отделены от земли. Например, при
строительстве деревянных домов это необходимо с точки зрения практичности для защиты пола от влаги,
дождей или паводков. Многие традиционные японские дома, в частности, славятся такими полами, которые
как будто парят – эта идея также была использована в доме Фарнсуорт-Хауc, построенном архитектором
Мисом ван дер Роэ в местности, для которой характерны частые наводнения.

Пол первого (и единственного) этажа находится в существенном отрыве от уровня земли.
Но его все равно, бывает, заливает конкретно…
В целях создания практичной структуры большинство многоэтажных зданий состоит из последовательности
одинаковых этажей. При строительстве каменных зданий в этом была своя конструкционная логика, но
тогда как в зданиях с деревянным каркасом часто встречались слегка выдающиеся или выступающие верхние
этажи, лишь в двадцатом веке полы стали рассматриваться как плоскости, которые могут выступать или
поворачиваться для создания более динамичного отношения к окружающим их элементам.
Отображая новый идеал пространственной целостности и используя железобетонные и стальные конструкции,
полы созданные Фрэнком Ллойдом Райтом в «Доме над водопадом» (1935) подобны висящим геологическим
пластам – эту идею Денис Ласдун позднее использовал как урбанистическую стратегию, характерную для
дизайна Национального театра в Лондоне (1967-76).

Дизайн Национального театра в Лондоне конфигурацией своих многочисленных террас сильно
напоминает «Дом над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта.
Согласно требованиям к установке мебели, а также положению и универсальному дизайну большинство
полов в настоящее время должны быть плоскими и горизонтальными без частой смены уровня.

Стремление модернистов к непрерывности получило своё необычное выражение в выполненном по проекту
OMA/Рема Колхаса центре Educatorium в Утрехте, где лентообразный пол и потолок образуют цельную
поверхность.

Сам Educatorium: модерновая вещь, конечно, но видали и поинтереснее.
Однако представив наклонную площадку на Вилле Савой в качестве архитектурного променада, проходящего
по всему дому, а позднее повторив это в таких проектах, как Страсбургский конгресс-центр и Церковь
Фирмини, практически убрав различия между полом и наклонной площадкой, Ле Корбюзье способствовал
развитию направления, проявляющегося в постоянных попытках Рэма Колхаса, Захи Хадид, MVRDV и других,
формировать основное циркуляционное пространство общественных зданий в виде сплошных пологих полов.
Поскольку мы постоянно взаимодействуем с полами, напрямую или через мебель, их окончательная отделка
может иметь большое значение для нашего восприятия здания.

В здании мэрии города Сайнатсало, построенном по проекту Алвара Аалто, например, посетители заходят
по кирпичному полу и поднимаются по кирпичной лестнице, но поворачивая в зал заседаний совета они
оказываются на тщательно отполированном деревянном полу, который более эффективно, нежели табличка
с надписью «Не галдеть!», способствует соблюдению спокойствия и тишины. В этом здании, как и во всех
своих творениях, Аалто воплощает знание о нашей зачастую неосознанной восприимчивости к материалам,
которой, как кажется, особенно не хватает тем, кто использует недавнее новшество в репертуаре
архитектуры, обеспечивающее зрительную целостность: стеклянные полы.

Использование в интерьерах стеклянных полов, помимо необычных субъективных ощущений,
по-прежнему вызывает ряд практических вопросов обоснованности их применения.
Источник - tartle.net/petrova.katerina
Journal information