Строители нескольких древних цивилизаций были знакомы с аркой, но, по странным причинам,
использовали её лишь в утилитарных или подземных сооружениях, таких как хранилища или
водостоки.
Апогей её использования настал в готической архитектуре, но для современной архитектуры
конструкция арки была нехарактерна.

Эти контрфорсы миланского собора смотрятся просто великолепно.
«Готическая система позволяла облегчить каменные конструкции».
Арка позволяет ограничивать пространство или создавать проёмы в каменных стенах, поскольку, по сути,
она представляет собой безупречную сжимающую конструкцию, идеально сочетающуюся с такими материалам,
как камень и кирпич, обладающими большой силой сжатия, но малым растяжением. Тем не менее, арка в
своём основании создаёт распор, сопротивление которому обеспечивает стабильность структуры.

Массивные полукруглые арки базилики Максенция – крупнейшего здания Римского форума.
Первым архитектурными возможностями арки воспользовались древние римляне. Она послужила основанием для
создания величественных мостов, акведуков и виадуков во времена экспансии Римской Империи, что позволило
Риму стать первым мегаполисом с населением свыше миллиона человек. Аркообразные проёмы, образующие
ярусы аркад, применялись в сооружениях, подобных Колизею, а триумфальные арки воздвигались в честь
крупных военных побед. Благодаря выдавливанию арки формировали своды, а их вращение позволило создать
конструкцию купола.
Несмотря на её огромные размеры, у полукруглой арки, предпочитаемой римлянами, а позднее возрождённой в
романской архитектуре Европы во времена первой волны строительства церквей и монастырских зданий, было
два серьёзных недостатка: она обладала значительным распором и, будучи основой системы сводов, могла
применяться лишь для формирования крестовых сводов. Эти недостатки устранило появление готической
стрельчатой арки, обладавшей меньшим распором и возможностью покрывать сводом прямоугольные пролёты
благодаря тому, что её вертикальные и горизонтальные размеры могли изменяться независимо друг от друга.
Готическая система позволяла облегчить каменные конструкции; чтобы справиться с оставшимися проблемами,
связанными с распорами, каменщики разработали сложную систему контрфорсов.

Предоставив строителям возможность изменять соотношение ширины и высоты, готическая система
стрельчатых арок и сводов, представленная в своей первозданной и чистой форме в Амьенском
соборе, кардинально изменила будущее каменной архитектуры.
Самые прочные формы арок представлены параболической и катенарной конструкциями. Они послужили основой
каталонской системы возведения сводов, использованной Антонио Гауди, в насмешку называвшим контрфорсы
«архитектурными костылями», а позднее применимыми венесуэльским инженером Эладио Диесте.

Железобетонная стяжка, применяемая Луисом Каном для укрепления арочных проемов.
Надо заметить, что подобное конструктивное решение применяется сейчас при
проектировании зданий в сейсмически опасных районах.
В современной архитектуре арки не заслужили популярность; отчасти потому, что имелись такие материалы,
как сталь и железобетон, обладавшие большой силой сжатия и растяжения, частью от того, что необходимая
для их сооружения кладка свода по кружалам дорого обходится, а частью и потому, что они имеют не такой
современный вид. Тем не менее, их ожидало триумфальное возвращение в работе Луиса Кана, представившего
железобетонные стяжки для сопротивления распору, а также в кирпичных постройках в Индии и Бангладеше,
где были представлены необычные перевёрнутые арки, противостоящие вертикальному распору, образующемуся
под воздействием землетрясений.

Вдохновленный «римским великолепием», Луис Кан применил принципы каменной архитектуры в кирпичных
зданиях в Индии и Бангладеш, удвоив арки таким образом, чтобы сформировать круглые проёмы.
Источник - tartle.net/petrova.katerina
Journal information